wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Советский опыт восстановления школы

Оригинал взят у anti_fascist1 в Советский опыт восстановления школы

В резолюции II Съезда РВС по образованию, в частности было сказано:«Советский исторический опыт показывает, что восстановление среднего образования возможно осуществить в весьма короткие сроки».

Что имеется в виду?

Давайте разберемся, какие меры были предприняты большевистской партией в 30-е годы XX века для восстановления отечественного образования. Этот взгляд в прошлое очень полезен, так как мы можем провести параллели с тем, что происходит сейчас в нашем образовании.

Первые послереволюционные годы были временем поиска. Мечта о Новом мире рождала мечты о Новой школе, которая должна была принципиально отличаться от прежней — буржуазной.

В результате бурных споров и столкновений различных точек зрения победила концепция, в которой считалось, что труд в школе — это, прежде всего, общественно полезный труд, и потому школа должна, прежде всего, помочь учащимся овладеть полезными индустриальными и сельскохозяйственными навыками. Содержание же учебных предметов должно быть таким, чтобы обеспечить тот или иной производительный труд.

16 октября 1918 г. в документе под названием «Положение о единой трудовой школе РСФСР» были заявлены серьезные социальные преобразования. В первую очередь, это обязательное бесплатное совместное обучение детей с 8 до 17 лет, прекращение деления учителей на категории, а также школьное самоуправление. Школьный совет должен был состоять из всех школьных работников, из равного с ними числа учащихся от 12 лет, трудящихся «данного школьного района» в числе ¼ от числа школьных работников и одного представителя Отдела народного образования. Совет должен был утверждать планы и программы занятий школы.

Не замечаете параллелей с нынешней действительностью? Очень похоже на вариативность, которая вводится сейчас

.

В вопросах собственно школьной работы Положение закрепляло отчетливую «гуманистическую» направленность. Отменялись не только наказания, но и домашние задания, любые экзамены (!). Вводилось то, что сейчас называется принципом индивидуализации траекторий развития:«Деление на классы по мере возможности должно быть заменено делением на группы по степени подготовленности учащегося к соответствующему роду занятий». Отрицалась «старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь школы и свободное развитие личности ребенка».

Идеи «гуманной педагогики» развивал С. Т. Шацкий, считавший, что главным является желание самого ребенка изучать то, что ему интересно. Он называл это «методом создания благоприятной обстановки». В школе С. Т. Шацкого каждый, кто не желал работать, мог уйти когда угодно и куда угодно из рабочей комнаты. Знания должны были вытекать из игр или труда.

Надо сказать, что, в отличие от нашего времени, «старая дисциплина» отрицалась не столько потому, что нужно было разрушить старое, а в расчете на то, что «сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный коллективный труд». При этом было понимание того, что«трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным».

Сама система образования через труд была заимствована из американской школы — это «метод проектов» Д. Дьюи и Э. Торндайка. Суть этого метода заключается в том, что знания приобретаются не системные, не через последовательное преподавание теории в разбивке по предметам, а в ходе выполнения конкретного учебного задания — «проекта». Понятно, что таким образом учащийся получает, во-первых, не все знания, а только требуемые для выполнения проекта, а, во-вторых, получает их мозаично, несистемно.

И когда сейчас вновь предлагают вводить «проектный» метод обучения, необходимо взглянуть в наше недалекое прошлое и увидеть, к чему этот метод может привести.

Проектный метод при поддержке теории «врастания школы в производство» развился до «комплексного метода преподавания» и 21 февраля 1923 г. официально вытеснил предметное преподавание.

Тогда же некоторые педагоги и стали внедрять в советскую школу «лабораторный план», взятый из опыта Долтона (США) в начале XX века. Суть этой формы обучения заключалась в том, что в начале учебного года учитель с каждым учащимся составлял индивидуальный план изучения каждого учебного предмета в нужном объеме к конкретному сроку. В школах создавались кабинеты-лаборатории, в которых находились нужные оборудование, пособия, литература, дежурил учитель-консультант. Учащийся работал в своем темпе, в удобное для себя время и в том кабинете, который выбирал сам. Для отчетности отводились специальные часы. На советской почве этот метод трансформировался в бригадно-лабораторный метод обучения, при котором учащиеся еще и организовывались в группы по 5–6 человек по их желанию. Группа работала самостоятельно, на заключительных конференциях старосты групп докладывали о результатах, ставилась оценка работе, часто одна на всю группу.

Результаты перехода к такому типу преподавания оказались плачевными. Обнаружилось это достаточно быстро. Уже в 1924 г. в официальном журнале «Народное просвещение» говорилось о том, что многие поступающие в вузы проявили полное незнание основ арифметики, алгебры, геометрии, физики, имели слабые знания и по другим разделам программы, а некоторые обнаружили и полную безграмотность.

С 1927 г. потребность в квалифицированных специалистах для осуществления курса на индустриализацию страны заставила руководство Коммунистической партии пересмотреть образовательную политику. Вопрос о качестве подготовки специалистов поднимался на XV съезде ВКП(б) в конце 1927 г., на специальном Пленуме ЦК ВКП(б)«Об улучшении подготовки новых специалистов» в июле 1928 г. В отчете Наркомпроса за 1928/29 учебный год было отмечено повсеместное недовыполнение плана по подготовке специалистов для народного хозяйства. Пересмотра программы старшей школы требовал от Наркмопроса Пленум ЦК и в ноябре 1929 г.

И хотя с 1927 г. уже началось постепенное возвращение в школы предметного преподавания вместо «комплексного», в политическом отчете Сталина XVI съезду ВКП(б) в 1930 г. подчеркивалось, что достижения страны в области просвещения не отвечают насущным задачам дня. Особенно резкой критике была подвергнута старшая школа, которая не обеспечивала поступление работающих подростков в вузы. С этого времени государство начинает уделять школе всё большее внимание. Некоторые постановления ЦК ВКП(б) и СНК о школе подписываются лично Сталиным и Молотовым.

Чтобы понять пути восстановления образования в 30-е годы и всю серьезность положения в системе образования, необходимо подробно рассмотреть постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР с 1930 г. по 1937г. Статья не помещается в пост. Продолжение читайте по ссылке:

: https://gazeta.eot.su/article/sovetskiy-opyt-vosstanovleniya-shkoly








Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments