wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Казаки. Лив стори...RV

Оригинал взят у skunk_69 в Казаки. Лив стори...RV
По материнской линии я из стариииинного казачьего рода, по деду Нестерец, а по бабушке из не менее старинного чумацкого рода Шудрик. Так вот в селе Усовка, где находилось "родовое гнездо", у фамилии Нестерец было прозвище Бутурины. Как-то так повелось, что в сёлах мало кого по фамилии кличут, вот прозвище - о цэ дило! Собака из соседнего села по прозвищу до места доведёт, а вот по фамилиям более-менее при савейцком союзе только начали угадывать хто-iсть-хто, и то задумывались.

Естественно и фамильная легенда прилагалась. Прапрапрадед был казак, воевал с "Катькой", прозвище казака естественно было Бутуря, от слова бутур или батур, то биш тупо...богатырь, а козачья столица Бутурин в таком случае тупо Богатырёвка, то есть место где собраны бойцы-богатыри (бутури). Причём в этом кроется серьёзная закавыка, я до конца не избавившись от иллюзий не обращал внимания на степень родства и соответствующую годовщину, так вот при пересчёте на цыфирь мой предок "воевал с "Катькой"" в период приходящийся...на середину или МАКСИМУМ треть Х1Х века :(
Такая вот война с Катькой получается...

Среди казаков кого только не было, фотографию деда не буду выкладывать, но поверьте, когда двоюродный брат ездил в Турцию, а он с дедом - одно лицо, турки его за своего принимали. Не смотря на это, предок мой был православен и по русски (то биш на малороссийской мове) общался без переводчика. Есть такой интересный момент в истории Дикой Степи, которая по стечению обстоятельств в ХХ веке по нынешнему летоисчислению стала территорией страны Украина, это существование интересного анклава буквально в сердце "русских владений". Савейцкие изтореги и их последыши из "України" решили, что дело было за сто лет до дела, поэтому цифра прилагаемая к карте подробно описанных территорий анклава на данный момент у меня вызывает отторжение, но какая уж есть, для наглядности пойдёт

Тип унаследованный моим дедом от предка явно динарский, причём довольно смуглокожий, но судя по языку и православию сразу отсекаю "турецкий след", и здесь уже начал было теряться, славянское (да и саапсэм неславянское) население Новосербии вельми разноплемённо, а информации было совсем мизер.

По преданию мой предок пришёл "из степи", то бишь с юга (интересное обозначение сторон света :D), пошёл в Бутурин к гетману и устроился на работу (вот так, мой предок - наёмник...чи сердюк, чи кумпанейский, хто зна щё), воевал с "Катькой", город погромили, "людыны побиглы", и мой предок опять двинул на юг, но прошёл километров не больше сотни и осел в Усовке. Всё, конец придания. ЭТО ВСЁ, ЧТО СОХРАНИЛОСЬ ЗА 1,5 ВЕКА. И вот после этого слушая сказки туземных индейцев о многотысячелетней истории переданной "из уст в уста" с трудом подавляю желание от души повеселиться над человекообразными :D

Усовка - остров среди болот окружающих р.Удай, вроде недалече от Пирятина, но транспорт туда не ходит, в ВОВ немцы туда не ходили, боялись партизан (которые с Черниговских лесов запросто шлялись по болоту туда-сюда) и всё общение - через старосту, места щиккарные, но опасные, представляю что там было полтораста лет назад...То ли предок так круто воевал с "Катькой", что пришлось в такую Тьмутаракань прятаться, то ли просто навоевался и решил взять тайм-аут.
http://gorodovik.com/towns/info/Usovka/19000
И судя по всему таких было не мало, вот цитатка:

"много казаков выходили из членов сечевого общества, где должны быть только неженатые, женились и заводили хозяйства на хуторах или селились по несколько семей в слободах их называли "зимовники". В последние десятилетия существования Сечи такие хутора с хліборобським хозяйством заводили и старшие казаки, члены сечевого общества. Лишь на правом берегу Днепра существовало 763 заимки, где жили 8.684 сечевики."

Более тщательные исследования "окружающей среды" на момент появления реального родоначальника одной из ветвей моего родового "древа" привели к нескольким неожиданным выводам. Самый неожиданный и самый первый - РАЗГРОМ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ХЕРОМ ПИТЕРОМ1! С казаками воевала Екатерина, а потом, ничтоже сумняшеся, свалила всё на Питер Перва, даже слезливую историю про предательство и справедливую кару придумала, сцуко! Питер 1 и Екатерина жили несколько позже приписываемых им деяний, ну и соответственно Запорожское казачество значится существовало ещё грубо в середине Х1Х в.?!

Кстати материальные свидетельства не противоречат "екатериновщине". Мы с братом, ломая "старый дом", на то время уже лет с полста находившийся в ранге "3-х комнатного коровника", на месте которого изначально и находилась "родовая усадьба", которую время от времени перестраивали и настраивали, под каким-то столбом, в который ткнули пальцем и сказали "там должно быть", мы нашли от таку фигню, "оно" кстати и размером, чуть меньше чем изображенье...было :(

А теперь представьте, что могут сделать 2 малолетних мудака с серебряным екатерининским рублём в диком савейцком союзе? правильно, разрубили зубилом пополам... Брат свою часть посеял, а мне из моей части другой "дед" расклепал слесарным способом кольцо, на память, кстати рупь то был недатированый... Да-с, я тоже изволил быть дикарём-с...

Правда до другой реликвии вывезенной предком из Бутурина кроме серебришка - иконы "Неопалимая Купина" (н.XIX - с.XIX века), нам балбесАм "чапаться" не дозволялось, теперь это наследство моей старшей тётки Ольки. Совсем похожую не нашёл, но вот наиболее близкое изображение

Не знаю, как она работала, но когда был пожар, со всего села и с пары близлежащих бежали к нам за иконой, и как-то тушили пожар, звучит глупо, но все утверждали, что реально так и есть. Была ещё старая Библия размером с принтер, но какой-то ушлый сучий сын из боковой ветви "взял почитать" и реликвия ушла, как ушла в 90-х и трофейная "горизонталка" 16 калибра Зауэр "три кольца" 1939 года, доставшееся деду как личное оружие защитника пролетарской собственности годах в 70-х, как говорила бабушка охотники-"маркоманы" попросили "дiду дайтэ популять" и потом сославшись на то, что ружо типа гавно и они якобы брови пожгли...вернули разболтанный в хлам ижак 70-х годов. Да, стариков легко обмануть, пока я года три продумывал как вывезти огнестрельное наследство на свою историческую родину с малой, меня обскакали какие-то бендеровские суки...Врать не буду, но вроде выглядело как-то так


Мамкина "бабуся", то есть мать моего деда и свекровь моей бабушки Ганны, бабушку не любила, говоря что-то типа "мы из потомственных казаков, а оне из тяглых", хотя лично посещая обе "исторические родины" готов признать, что "чумацкие корни" пожирнее жили нежели "корни потомственных казаков", да и характером конечно нечего даже сравнивать. Дед играл на всех струнных музыкальных инстументах, пел, плясал, ездил по концертам, санаториям, любил и умел быть в центре внимания, в совершенстве знал австрийский и польский, в войну приключений на 3 книги нахлебался, да и после войны "искупал" зачищая бендеровцев, одним словом "потомственный козак". Бабушка "тащила" всё на себе, "разруливала" все ситуации, работала за троих, практически нигде не бывала, практически до самой смерти (царство ей небесное) была в здравом уме и ясной памяти, помнила всё, в конце-концов она и была носителем живой истории которую "бабуся" тщетно пыталась привить трём своим внучкам.

Мне было интересно и я, как мог, пытался развить свои знания...По всему выходит, что накануне Восточной войны...СТЕПЬ БЫЛА ПУСТОЙ, раз там в ней преспокойно уживались и Запорожское казачество, и Новосербия, и Славяносербия и крошечные ногайские орды мотались по ней, как чукчА по тундре, поэтому-то здесь и селился кто угодно, вплоть до немецких фашистов (то же Миллерово), "расходясь краями" друг с другом, прямо, как в мультике:"шёл-шёл и никого не встретил..."

Из приведённой выше цитаты становится ясно, что запорожские козаки, кроме "сечевиков" - отряда быстрого реагирования, состояли ещё и из "зимников" - второй очереди мобилизации. Реальная численность Сечевого Запорожского Казачьего Войска составляла 6-9 тысяч бойцов, логически разложив строку из источника:"лишь на правом берегу Днепра существовало 763 заимки, где жили 8.684 сечевики." - уже можно провести реалистичные расчёты.

Таким образом выходит, что на хуторе-заимке проживало в среднем 10-13 человек, а ещё точнее от 6 до 24 человек (причём данные применимы ко всем хуторам-заимкам от "Ляшско крулевства" до Приморья, и от "Чухоностана" до Кубани), но для расчётов подойдёт и эта цифра (папа-мама, 2-6 сынки дочки, остальные зависимые и старики если есть). Средний мобилизационный ресурс хутора составляет 2,6 бойца. Учитывая, что население и право и левобережной Украин по плотности было равнозначно незначительным, примем численность населения левобережных "зимников" равной правобережным "где жили 8.684 сечевики." Итого выходит ок 18.000 человек, из них бойцов-зимников выходит (763х2,6)х2=3.827 бойцов, а это означает что из среднего числа бойцов "запорожцев" в 7,5 тысяч, половина "работала", а половина "отдыхала".

Итого численность запорожцев составляла ~22.тысячи человек, из них 34% - бойцы(!). Что это значит? Да только то, что в даже в Х1Х веке Украина была не "жилой" страной, а проходным двором для банд и пионэров - одним словом "Дикая степь" и "дикий запад" в одном флаконе. Что говорит официальная история, Питер1 заселил болгар, сербов, валахов и Ко? Как бы не так, он просто не мог им помешать свободно расселяться! :D Каждый селился "своей бандой", а потом, когда пришёл настоящий хозяин (здрастуйтэ, тепер пришёль я вашь мамка) гипотетический "Катюн", бандам придумали "свои" истории и по возможности инкорпорировали их в структуру империи.

Пытался рассчитать численность населения степной Украины, на пороге Х1Х века выходило примерно так: ногайцы (едисанцы - 4.655 чел., джамбуйлукцы - 1.922 чел., едичкульцы - 1.188 чел., и буджакцы - 6.404 чел.)- до 15 тыс.чел.; Крым (из них до 24 тыс.чел. население прибрежной Газарии (Хазарии), где почти 15% составляли иудеи - крымчаки и караимы, и до 13 тыс.чел. румеев предгорий (Феодоро)) - до 54 тыс.чел.; запорожцы - до 25 тыс.чел.; малороссы (150 сёл Х 120 человек (средняя численность населения посёлка)- до 20 тыс.чел.; Слобожанщина - до 60 тыс.чел.; Славяносербия - ок. 14 тыс.чел.; Новосербия - ок. 12 тыс.чел.; польско-еврейское население городов - до 26 тыс.чел. + немчура и неучтёнка, выходит в пределах 300 тысяч человек(!) на площади равной Франции (где на то время, по самым реалистичным данным жило 10-13 млн. человек - почти в 45(!) раз больше). Для сравнения могу сказать что приблизительно таким-же числом жителей по данным 1830-45 годов из "Географии" Зедергольма могло похвастаться в Европе к примеру пресловутое Великое Герцогство Ольденбург, где на 250 тыс. жителей (ВНИМАНИЕ!) было аж 2.178 чел. союзнага войска!!! :D На украине одних бойцов-запорожцев было 6-9 тыс. бойцов, вот и подумайте сами при такой плотности военнообязанного населения что имеет общего украинская степь с каким-то подобием государственного образования?!

Так что моя "историческая родина" на пороге Х1Х века была не страной с "тысячелетней историей", а МАКСИМУМ проходным двором, в лучшем случае конфедерацией независимых племён, где каждый сам за себя. Остаётся только надеяться, что к сер. Х1Х века положение столь красивейших и плодороднейших мест улучшилось...

Кем был пой пращур? Не знаю...всё хочу сдать тест на гены чтобы была хоть какая-то гарантия, но как-то никак всё. Сравнивая насельников Новосербии - сербов, хорватов, черногорцев, болгар, македонцев, славяногреков, волохов, молдаван, венгров, албанцев и распределяя их по известной карте, пришёл к выводу, что наиболее вероятным претендентом на роль моего предка может быть представитель новослободских гусарских полков левобережья - болгарского и македонского (возможно отсюда и туркоязычное Батур), х-хе македонцы...вообще к ним не тянет, нет зова предков...тянет в Крым, так что только вскрытие покажет, хто аз есмь :D :D :D шутю, :D с предком я в конце-концов разобрался, и звался мой предок Нештерет из Бутурина. Нашёл я Нештерета, теперь понятно почему так долго найти не мог, ладно, никто меня за язык не тянул, пообещал быть честным, вот, колюсь по чеснаку...единственное соотношение нашлось действительно в балканском языке, правда совсем не македонском, даже не славянском вообще, пишется Neshterët...это по албански , в общем я слеганца скиф :D , такие вот сердюки на Украине проживали...А я всегда говорил, Украина это проходной двор, вот вам я - живой пример!! Ещё могу украинцев Нещеретов порадовать, они тех же корней и примерно из тех же мест, даже епископы...ну хотя бы не румыны :D :D :D

Как заселялась Украина? Да возможно как-то так:
"Некоторые исследователи утверждают, что уже скоро население Новой Сербии практически не отличалось от украинского по языку, одежде и особенностям домостроения, в результате чего было полностью ассимилировано и утратило этническое своеобразие. Кроме того, говорится о том, что переселенцы представляли собой в основе мужское население. Прибыв на новое место, они вступали в брак с местными женщинами, быстро усваивая местный язык и местные обычаи."

Моя бабушка говорила "мы русские" имея в виду под этим и русских и украинцев и беларусов...Русский, это тот, кто ведёт себя по русски, а туземец, даже если он родом из прибалтийского евросоюза, остаётся туземцем и никакие политкорректные переформулировки истории не изменят его сущности...предки мои казачьих корней, причём порой даже и непонятно чьих, так мой пра-пра-пра...дед "потомственный казак" оказался вовсе и не Батуря Нестерец, а...Нештерет из под Батурина, из Митченков, на полдороге от Батурина до Конотопа...а вот кем был сей достопочтенный сердюк (чего уж скрывать, головорез-наёмник) интернет честно ответить не может, но судя по фамилию Маржерет может быть вообще кем угодно, даже немецким фашистом, такие вот украинские корни получаются...колонисты...возможно, мы на своей земле и ведём себя до сих пор соответственно, будто нам есть куда свалить отсюда :D :D :D

По отцовской линии, не смотря на всё желание примазаться к знаменитому генералу от инфантерии, на пинках гонявшему ляшских шляхтичей, тоже оказался не дворянских, а казачьих и кабацких кровей. Отец бабы Нюры содержал постоялый двор в центре деревни, а дед Иван жил в конце деревни имени фамилии его отца, прадеда Андрея. Прозвище деда происходило от мордовского произношения клички "жиган" которую он получил после продолжительной отсидки "по политической статье", жизнь у деда Ивана тоже была как сценарий приключенческого фильма ничуть не уступая приключениям деда Мыколы, а баба Нюра, как и баба Ганна, всю жизнь пахала не разгибаясь и тащила на себе всё хозяйство...

Прадед Андрей был одним из 154 казаков Саратовской станицы Астраханского казачьего войска, правда фамилию его почему-то писали через "О", не могу удержаться и не привести весь список казаков на 1917 год, и если вам вдруг покажется, что некоторые астраханские казаки слеганца нерусские, не верьте глазам своим :D :D :D

Фамилии казаков Саратовской станицы Астраханского казачьего войска (на 1917 г.)

Пайкуль Отто
Абдулов Николай
Якубович Владимир Викторович
Гржимайло Александр Игнатьевич
Остелецкий Павел Яковлевич
Агте Аполлон Иванович
Добошинский Иосиф Иустинович
Скобеев Фёдор Егорович
Слупский Игнатий Козьмич
Гезбург Александр Тимофеевич
Сакович Анфиноген Александрович
Тихомиров Евгений Андреевич (свящ.)
Васильев Александр Васильевич
Григорьев Панфил Григорьевич
Соллогуб Николай Михайлович
Яцино (Яцына) Семен Семенович
Стом Василий Павлосич
Алтухов Иван Алексеевич
Булкин Петр Иванович
Парамонов Василий Никитович
Румянцев Василий Иванович
Ловецкий Василий Игнатьевич
Лепешинский Николай Петрович
Петров Владимир Львович
Иванов Владимир Николаевич
Демидов Марк Степанович
Анисимов Степан Анисимович
Вавилин Дмитрий Иванович (псал.)
Адамек Иосиф Иосифович
Филиппов Александр Васильевич
Лукирский Егор (Георгий) Кузьмич
Лукирский Николай Георгиевич
Ушаков Степан
Никольский Григорий
Батурский Иван Филаретович
Калашников Петр Иванович
Мартьянов Дорофей Фёдорович
Соллогуб Николай Михайлович
Певнев Семен Андреевич
Павлов Василий Степанович
Мудров Дмитрий Платонович
Лещинский Михаил Семенович
Тихомиров Евгений Андреевич (свящ.)
Лойбгам Григорий Федорович (катол. свящ.).
Прилежаев Николай Александрович
Раков Николай Артамонович
Филиппус Григорий Константинович
Соколов Иван Васильевич
Парамонов Никита Петрович
Салько Алексей Маркович
Паршин Николай Ильич
Еланский Василий Гаврилович
Бородин Михаил П.
Иванов Георгий Николаевич
Терентьев Василий Иванович
Хетагуров Александр Васильевич
Анисимов Константин Константинович
Павел Ткаченко, диакон
Яхонтов Виктор
Халтурин Владимир Н.
Сенягин В. Г.
Самсонов Н. Н.
Соколовский Н. Р.
Дзякович В. П.
Дзякович Николай
Алышевский Я. М.
Правиков В. А.
Румянцев Николай В.
Мещеряков Ф. Я.
Руссет Н. В.
Арбенин Борис
Болдырев Николай
Безкоровайны Борис
Брайкевич Константин
Белановский Георгий
Берсенев Николай
Войцеховский Георгий
Петренко Николай
Харьков (Хорьков?) Феоктист
Гурейкин Сергей
Зубовский Александр
Кравцов Владимир
Попов Василий
Свидерский Анатолий
Сысоев Сергей
Халецкий Аполлон
Широков Игорь
Янковский Сергей
Голубев Валериан
Ветвицкий Г.
Токмаков Петр
Галицинский А.
Галицинский Н.
Ильчевич Лев
Маньковский Федор
Лагидзе
Мочабели
Маргаритов В. Г.
Толмачов (Толмачев) А.
Яковлев С.
Брайкович
Баталин
Боский
Кузнецов Алексей
Митурич
Новичков Н.
Лашков К.
Орлов В.
Дельвиг Николай
Красовский И.
Бирюков Сергей
Квятковский Сергей
Кузьминский Сергей
Некрасов Алексей
Сартори Александр
Соколовский Георгий
Трояновский Эдмунд
Трояновский Юлиан
Чедиа (Чедия) Константин
Яхонтов Александр (Викторович?)
Тюфяев Михаил Анатольевич
Николаевский Вячеслав
Лебедев Михаил
Сердаковский Лев Викторович
Панов Михаил
Фокин Николай
Сергеевич Николай Иванович
Чигирь
Семенов
Бутович
Вадбольский
Пономарев
Мигельский
Должанский
Карасев
Сундстрем Владимир
Гебель
Маяцкий
Иванов Михаил
Евтюхов
Вагнер
Митрофанов
Мухин
Вельяминов
Городецкий
Цыпляев Петр
Котц В. Б.
Леванда Сергей
Крат
Болтунов А.
Янусов Н.
Назаров И.
Попов Герасим.
Телегин Никанор Петрович

А выглядел он как нибудь так



это красноярская сотня АКВ в Саратове

а это черноярцы там же


Т.е. по отцовской линии мои предки коренные жители Саратовской губернии всегда проживавшие на стыке поздних Саратовской и Пензенской губерний в Петровском и Саратовском уездах, а появились здесь, если верить документам 1897 года, в 1800 году когда возможному прапредку как гатчинскому чиновнику и надворному советнику перепало 1000 десятин землицы 26 дворов и 66 ревизских душ:

"Следующие лица, получившие земли в 1800 г., оказываются гатчински¬ми чиновниками: кол. сов. Рассохин, полицймейстер Шпицберг, исправник Демин, штаб лекарь Робеко, кастелян Панов, земле-мер Раков, част. коммис. Павловский и надв. советники Толмачев и Федоров.
по 1500 дес. надв. советнивам Демину и Федоро¬ву, кап. Попкову, кастеляну Панову, штаб-лекарю Робеко и кол. сов. Ракову;
по 1000 дес. камердинерам Долгополову и Ширгорцу, част. коммис. Шуль¬гину и Павловскому и надв. сов. Толмачеву."

Вряд ли раньше...А вообще вот великолепная книга об Астраханском казачьем войске и Саратовском казачестве, почитайте, не пожалеете http://www.runivers.ru/lib/book4635/56952/
По нелепому стечению обстоятельств на данный момент времени работаю...в Петровском уезде, вот и не верь после этого в "зов крови", "родную землицу" и "память предков" ;D

P.S. Постарался не делать здесь никаких заключений, просто констатировал факты и немножко размышлял о перипетиях бытия...

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments