wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Евреев в России гоняли не всегда

Оригинал взят у mikle1 в Евреев в России гоняли не всегда

Я много раз писал о евреях в России, но в основном уделял внимание их роли в Октябрьской революции и большим количеством оных в РСДРП и других враждебных "царату" организациях. Романовы своими руками загнали евреев в оппозицию - за полтора века ущемлений в правах с апофеозом в виде черносотенцев в начале ХХ века, ничего иного одидатьи не стоило. Тем более, что под каток жидоненавистничества попадали все евреи, а богатых среди них было меньшинство - в начале XX века  коммерческой деятельностью занималось лишь 35 % евреев.

"От врагов Христовых не желаю интересной прибыли", - вердикт Елизаветы Петровны 1742 (кажется) года, вроде бы ясно гласил об отношении Империи к евреям. Причем не к иудеям, а ко всем - даже в третьем поколении крещеных. В 1881—1914 гг.  страну покинули 1 млн. 980 тыс. евреев (78,6 %  - в США). Не удивительно, что евреи массово шли в революционеры. Особенно - в меньшевики, к Аксельроду и Мартову.



На самом  деле евреев в России гоняли не всегда. Был период, когда к евреям в России относились лучше всех в Европе и даже запрещалось именовать их "жидами". Кстати, уже в ХХ веке они сами себя так называли "Мы, представители партии жидов..." (из выступления в Думе).

В результате раздела Речи Посполитой в 1772 году под власть Российской империи попали евреи, проживавшие на территориях Белоруссии. Их было около 50 тысяч. Отношение к ним новых властей было благожелательное.

Российские власти стали рассматривать евреев как отдельное сословие. К примеру, они должны платить одинаковый налог, отличный от ставок как для крестьян, так и для купцов – 1 рубль с души в год (меньше, чем у купцов, но больше, чем у крестьян).


Новые власти восстановили широкие полномочия кагала, урезанные в Польше в 1764 году, т.е. еврейского общинного самоуправления. Эта мера объяснялась тем, что власть стремилась поскорее найти эффективного агента для управления новыми, во многом странными для неё подданными. В стремлении компенсировать собственную бюрократическую слабость власти предпочли восстановить самоуправление евреев, а не отдать контроль над ними местным христианским элитам.

Ряд важных законодательных мер в отношении евреев явно отрадал дух просвещённого абсолютизма Екатерины II. Так, по просьбе евреев Шклова в 1787 году Екатерина запретила слово «жид» как оскорбительное и приказала заменить его в официальных документах словом «еврей». Этого власти с тех пор неизменно придерживались.

Особенно важен указ Екатерины II от 1780 года, тоже изданный по просьбе самих евреев. Указ предписал всем евреям приписаться либо к купеческому, либо к мещанскому сословию, после чего они должны были пользоваться всеми правами и привилегиями этих сословий наряду с их христианскими членами. Это положение противоречило не только польским обычаям, но и вековым традициям Магдебургского права, которое запрещало евреям вступать в ремесленные и купеческие корпорации. Если учесть, что «Патент о толерантности», дарованный Иосифом II евреям Богемии и Моравии, датирован 1781 годом, то пионерский характер указа Екатерины II вполне очевиден.

Слабость указа 1780 года состояла в том, что он предполагал, что все евреи соответствуют именно этим двум категориям – купцам и мещанам, в то время как значительная их часть жила в местечках, не имевших городского статуса. Этот недостаток указа был бы вполне преодолим, если бы число евреев в России не выросло радикальным образом в результате последующих разделов.

Богатые евреи, приписавшиеся к купеческим гильдиям, оказались в 1780-е годы в выигрышном положении по сравнению с остальными купцами. Сенатский указ 1782 года разрешал купцам-евреям, когда того требовали коммерческие интересы, переезжать из одного города в другой, в то время как имперское законодательство запрещало купцам и мещанам покидать города, в которых они были прописаны.

Очень быстро власти столкнулись с типичной реакцией на эмансипаторские меры в отношении евреев, а именно с сопротивлением и протестами христианского населения. Во всех подобных ситуациях по всей Европе как в XVIII, так и в XIX веке правительства первоначально уступали протестам христиан и сохраняли дискриминационные меры в отношении евреев. В России, несмотря на протесты христиан, власти не отменили закона, по которому евреи могли избрать и быть избираемы в местные магистраты. Жалованная грамота городам 1785 года подтвердила право евреев входить во все шесть предусмотренных грамотой разрядов городских жителей, избиравших городскую думу.

В этот непродолжительный период 1780-х годов правовое положение евреев в Российской империи было лучше, чем где бы то ни было в Европе.

Элита евреев, попавших под власть Романовых, переживала в 1770-80-е интенсивный процесс аккультурации, сравнимый с процессами в среде маскилов в Германии. Лидеры еврейской общины активно развивали контакты в среде русской аристократии, получали прибыльные подряды, и благодаря своему богатству и связям, пользовались значительным влиянием.

«Красной линией» отделивший прежнюю свободную жизнь евреев от системы государственных гонений стал императорский указ от 23 декабря 1791 года, в котором купцам-евреям запрещалось проживать и приписываться к купеческим гильдиям за пределами Белоруссии. Но было пока оставлено исключение: кроме появившейся черты оседлости, купцам-евреям дозволялось приписываться к купцам в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск) и Крыму. Основанием для такого указа стала жалоба московских купцов, просивших их оградить от конкурентов-евреев.

«Они торговали на своих квартирах или на постоялых дворах качественными товарами германских фабрик, – писал историк Феликс Кандель. – Разносили их по домам и продавали по более низким ценам, чем местные торговцы. И тогда московские купцы пожаловались властям – в «интересах торговли», а отнюдь не из какого-либо к ним (евреям), в рассуждении религии, отвращения или ненависти».

Перемена отношения к евреям Екатерины II именно в 1791году имело объективные причины. На неё итоги Великой французской революции произвели гнетущее впечатление. 27 сентября 1791 года на рассмотрение Национального собрания Франции повторно было внесено предложение о равноправии евреев, которое до того уже было отвергнуто. На этот раз Национальное собрание проголосовало за права евреев, и в сознании российской императрицы эти два факта трагическим образом объединились: падение монархии и получение евреями равноправия.

В 1794 году практика дискриминации евреев была продолжена – на них был введён двойной налог. Он был объявлен как временный, но впоследствии оставлен как постоянный.

Но и эти положения пока оставались посильными для евреев. Так, после изгнания купцов-евреев из Москвы им было позволено уехать в Петербург. В 1802 году купец Ноткин и его единоверцы основали в Петербурге еврейское похоронное братство, которое официально получило землю для еврейского кладбища (там Ноткин и был похоронен в 1804 году). А Иуда Лейба Невахович, автор первого литературного произведения, написанного евреем по-русски, в 1803 году писал, «как евреи благодарны правительству за благодеяния в отношении евреев, и наше положение в империи благоприятнее, чем где-либо в Европе».

Окончательно отношение власти к евреям стало враждебным после второго раздела Речи Посполитой. Тогда Россия получила от 500 до 700 тысяч евреев. Затем было присоединение в 1815 году Царства Польского с 300 тысячами евреев и Бессарабии (1812 год) ещё с 20 тысячами иудеев. Так в Российской империи оказалось более половины евреев Европы.

(Цитаты: Алексей Миллер, «Империя Романовых и национализм», НЛО, 2008)

источник


Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments