wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Categories:

Облико морале. Каким на самом деле был профессор Преображенский

Оригинал взят у marafonec https://marafonec.livejournal.com/9188563.html


Нежно любимый антисоветчиками всех мастей фильм «Собачье сердце» несколько перевирает книгу. Вернее, можно сказать, значительно перевирает. В фильме режиссёр сделал профессора Преображенского героем-одиночкой, олицетворением справедливости борящимся с системой, в частности, со всякими Швондерами, Шариковыми и прочим быдлом, забывшим своё место. Однако в романе Булгакова образ профессора выглядел куда менее благочестиво. Но этого нам в фильме, ставшем чуть ли не иконой «Перестройки» не показали.

Когда режиссёр Бортко «отличился» нелицеприятным высказыванием о Николае II, царебожники начали закидывать его экскрементами. Позже знаменитый режиссёр, депутат Госдумы от КПРФ, внёс в Госдуму законопроект о ликвидации «демократических статей» Конституции РФ. «Общественное мнение» отреагировало весьма оперативно и очень живо: лента ФБ была полна недоумения — «ах, как же мог так измениться», мол, режиссёр «столь прогрессивного фильма»?! Ниже будет рассмотрен достаточно подробный разбор морального облика Преображенского, коего нам всучают, как «борца с системой».

Помните «профессора Преображенского» — такого умного, образованного, высокопрофессионального, эстета и гурмана, презиравшего хамов? Сколько россиян с 90-х и по сей день охотно примеряют на себя его цитаты! Как они были бы ошарашены, если б поняли, что Преображенский только усилиями Бортко стал положительным персонажем, потому что он видел в нём себя! По версии же ряда булгаковедов, Булгаков вложил в этот образ противоположный смысл — издевательски изобразив в этой отвратительной личности «прокремлёвских деятелей науки и культуры». И сделал это очень сильно и образно!

1. Начну с характеристики морального облика Преображенского, данной в самом начале повести. Что является основой его благополучия? Он работает с VIP-клиентами, искусственно возвращая им — импотентам — сексуальную силу. Какая сильная метафора!
Плюс к тому делает аборт 14-летней девочке — по просьбе тоже VIP-чиновника-педофила, у которого есть жена, «заграничная командировка» и нежелание «огласки». Может быть лучший маркер для обличения Профессора в глазах читателей?

2. За это, напомню, Преображенский получает по телефонному указанию от некоего о-очень высокого партийного начальства (такого, что Швондер просто бледнеет!) санкцию на бессрочное владение особо роскошными 7-комнатными апартаментами! Вроде 3-хэтажного особняка в центре Москвы для столь же беспринципного якобы «интеллигента» — «красного графа» Алексея Толстого.
Разве Преображенский пытается вразумлять власть, уж не говоря о том, чтобы бороться с ней? Да упаси Бог! Всё, что ему интересно — это иметь свой полулегальный гешефт. Вкусно кушать, слушать «Аиду» в опере и напоказ кичиться своим богатством (в первой же главе, при знакомстве, делается акцент на его роскошной «тяжёлой шубе на чернобурой лисе» — причём по контрасту с подробно и сочувственно описанной до этого «машинисточке», мёрзнущей в своей скудной, «модной», одежде). Такие «преображенские» со своими снобистскими понтами прекрасно, сытно живут при любой власти — в то время, как другие отправляются ею в тюрьмы и лагеря.

3. У Булгакова не бывает деталей впустую. Помните в начале повести девушку-машинисточку с её жалкой зарплатой, вынужденной терпеть сексуальное насилие от своего начальника? А когда потом такая же девушка появляется с болезнью у Преображенского, он лишь отчитывает её за «сексуальную неразборчивость» и отправляется дальше к своим разнообразным «горячим закускам». И где тут интеллигентское сострадание? Как и в той сцене, где Преображенский, получающий несколько сотен рублей в день, нарочито не хочет дать хоть рубль в «помощь детям немецких рабочих». Потому что «не любит пролетариат». Зато возмущается, когда тот его плохо обслуживает.

4. Вообще фигуры Швондера и Вяземской (женщина в кожанке) подверглись особенному переворачиванию смыслов в фильме Бортко. В фильме они окарикатурены до уровня оборванных идиотов и хамов, врывающихся в сапогах в покои профессора. А в повести Булгаков отмечает лишь, что они одеты скромнее (!), чем сам профессор и его клиенты. И в квартиру они там вовсе не врываются, топча всё сапогами, а входят и останавливаются на пороге. Зато Преображенский разговаривает с ними совершенно по-хамски, начинает с порога делать оскорбительные замечания и даже рта не даёт раскрыть. И разве не сексизм указывать женщине, что она не имеет права ходить в брюках и кожаной куртке?!
И ещё одна деталь. Вяземская дважды краснеет от смущения — реакция на слова Преображенского. Единственная в повести, кто проявляет такую человеческую способность…
А зачем, кстати, Преображенский оперирует дома, и за отдельную высокую плату, а не в своей клинике, не задумывались? Да потому что ему эти самые спорные две из семи комнат нужны для того, чтобы VIP-клиенты могли скрыть от огласки своё «грязное белье». В клинике это сделать это гораздо труднее. Простите, но Швондер здесь прав.

5. Именно такие, как Преображенский (что и показал Булгаков!) делают «шариковых»! Воспитывают их, точнее, развращают — своей беспринципностью, приспобленчеством… Да Булгаков же откровенно выразил своё отношение к этим опытам Преображенского над чужим мозгом: «… Его глаза были фальшивые, и в глубине их таилось пакостное дело, если не целое преступление… Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск, и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану. Кожа тотчас разошлась, и из неё брызнула кровь… Борменталь набросился хищно, Филипп Филиппович полоснул второй раз, и тело Шарика вдвоём стали разрывать крючьями, ножницами… Оба заволновались, как убийцы, которые спешат… Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, лицо Филиппа Филипповича стало страшным… Он ободрал оболочки мозга и пошёл куда-то вглубь…»

6. У Булгакова есть ещё более откровенная фраза Преображенского: «Я заботился о евгенике, об улучшении человеческой породы». Напомню, что потом теория «евгеники» стала почитаема в Третьем Рейхе. Отсюда логичен и принцип обращения Преображенского с «воспитуемым»: «Человечество выделяет из массы всякой мрази десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар… А вам надо только молчать и слушать, что вам говорят! Поскольку вы — на низшей стадии развития!..». Очень демократичная система воспитания, да? Классическое деление общества — на узкую «элиту» и остальное «быдло», которому положено только «молчать и слушать!»
Проф. Преображенский — всё ещё Ваш герой? И у Вас есть сомнения, почему этот фильм получил такой шикарный пиар в нашей стране, контролируемой «конторой»?..

https://horacius.livejournal.com/2017/12/14/
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments