wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

30 ноября 1835 года - родился Марк Твен (Сэм Клеменс) . Атеист и кошколюб

Оригинал взят у 3d_shka
На долю Марка Твена выпала счастливая литератур­ная судьба. Еще при жизни к нему пришла широ­кая известность, всемирная слава. Но путь к ним был труден и тернист.
  Картинки по запросу Марк Твен
Марк Твен родился 30 ноября 1835 г. в небольшой деревушке Флорида, в штате Миссури, на западе США. Отец будущего писателя Джон Маршал Клеменс, юрист по образованию, не добился удачи в жизни. Он умер в бедности, оставив семью без всяких средств к сущест­вованию. В двенадцатилетнем возрасте Сэмюэль Кле­менс (настоящее имя Марка Твена) должен был идти «в люди». Он начал свой трудовой путь учеником в ма­ленькой провинциальной типографии.

Картинки по запросу

В поисках своего счастья Сэм Клеменс исходил не­мало дорог. Не так-то легко было найти счастье в «процветащей» Америке. Он был печатником, старателем на золотых приисках, рабочим на обогатительной фаб­рике, служил лоцманом на великой Миссисипи. В 1862 г. ему удалось устроиться репортером в небольшую газетку. Год спустя он перебирается в Сан-Франциско и начинает работать в калифорнийской газете «Колл». Из номера в номер на ее страницах появляются заметки, зарисов­ки, фельетоны, подписанные именем Марка Твена. Пи­сатель не случайно избрал себе этот псевдоним. Жизнь на Миссисипи навсегда сохранилась в его памяти. «Марк Твен» – «отметь два» – это обычный выкрик речных лоцманов, измеряющих глубину фарватера реки.

Картинки по запросу

В Сан-Франциско Твен нашисал рассказ, который принес ему широкую известность. В ноябре 1865 г. вы­шла в свет его юмореска «Джим Смайли и его прыга­ющая лягушка».























45 лет продолжалась литературная деятельность Тве­на. За эти годы им были написаны многие тома сочине­ний. Среди них романы, повести, многочисленные рас­сказы. Лучшие книги писателя переведены на десятки языков народов мира. Его «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» стали добрыми спутниками нашей юности. Его «Проста­ки за границей», «Янки при дворе короля Артура», иск­рящиеся весельем рассказы знают миллионы читателей нашей планеты. И всегда Твен выступает как страстный обличитель отживающего буржуазного общества с его волчьими законами.

Значительное место в творчестве великого сатирика занимает атеистическая тема. Широко известны его яр­кая сатирическая повесть «Путешествие капитана Стормфилда в рай», блещущие остроумием дневники Адама и Евы, острые обличительные памфлеты «Пись­мо ангела-хранителя», «Библейские поучения и религи­озная тактика», «Военная молитва» и многие другие про­изведения. Твен обличал религию, ханжескую религи­озную мораль, которые служат угнетателям трудового народа, разоблачал служителей церкви, которые одурма­нивают людей, рисуя им картины райской жизни в за­гробном мире. Он бросал обвинение церкви в том, что она препятствует прогрессу общества, мешает людям видеть будущее.

Великий сатирик со свойственным ему остроумием показывает несостоятельность христианского вероучения, отмечает, что христиане не смогли даже создать хоро­шего бога. Ведь если принять вероучение христиан, то сразу же возникнут недоуменные вопросы о христиан­ском боге, которому поклоняются десятки миллионов ве­рующих. Этот «бог, который может сотворить хороших детей, так же легко, как и плохих, все же предпочитает создавать плохих… он мог бы сделать всех счастливыми, тем не менее никого счастливыми не делает… Бог гово­рит о справедливости… Говорит другим о морали, и сам ее лишен, неодобрительно смотрит на преступления и сам же их совершает».

Твен видел, что религия – ложь, которая помогает имущим классам держать в подчинении, неимущие. Бог – выдумка людей. Словами сатаны в повести «Та­инственный незнакомец» писатель говорит: «То, что я открыл Вам, – все правда: не существует ни бога… ни рая, ни ада. Все это сон – чудовищный и глупый сон».

Он смело заявляет, что церковь служит аристокра­тии, что она использует все средства, духовного воздей­ствия на людей, чтобы подчинить народ, небольшой куч­ке эксплуататоров. Именно в этом реакционная роль церкви. «До того, как церковь заняла, ведущее место в мире, – пишет он, – люди были истинно людьми и вы­соко держали голову… Церковь научила людей покло­няться и обоготворять аристократию».

В целом ряде своих рассказов Твен всей силой свое­го таланта обрушивается на религиозную мораль, кото­рая прикрывается громкими фразами о всеобщей любви, о братстве. В памфлете «Грандиозная международная процессия» писатель образно характеризует христиан­ство как монументальную особу в развевающемся одея­нии, пропитанном кровью: «В одной руке христианство держит пращу, в другой – евангелие, раскрытое на тексте «Помогай ближнему». Из кармана торчит бу­тылка с ярлыком: «Мы несем дары цивилизации». На шее ожерелье из наручников и воровских отмычек. Убийство и лицемерие поддерживают христианство под руки».

Нелегко было публиковать подобные произведения в стране, где свобода совести существовала лишь фор­мально. Издатели отказывались их печатать даже тогда, когда Твен получил мировую известность. Многие про­изведения увидели свет спустя немало лет после их на­писания. Такая участь, например, постигла атеистиче­скую повесть «Путешествие капитана Стормфилда в рай», которая более 30 лет оставалась неопубликован­ной. Только в 1906 г. она была напечатана в сильно из­мененном виде.

Свыше 50 лет оставалась неизвестной широкому чи­тателю книга Марка Твена «Письма с земли». Это ате­истическое произведение увидело свет лишь в 1962 г. Множество очерков, рассказов, памфлетов остаются и сейчас в архивах писателя.

Когда-то Твен писал, что опасается, как бы наслед­ники не были сожжены за его богохульные произведения. Опасения были не напрасны. В Америке боятся про­изведений великого сатирика, замалчивают, скрывают их от читателей.

В последние годы Твен особенно часто обращался к атеистической тематике и до последних своих дней не расставался с шуткой. Незадолго до кончины в шуточ­ном наставлении, как вести себя на небесах, он выра­зил свое отношение к религиозным сказкам о рае и аде: «Оставьте, свою собаку за воротами, – писал он, – на небесах царит протекционизм. Если бы там ценили по заслугам, то впустили бы не вас, а собаку».

Твен скончался 21 апреля 1910 г. в Стормфилде.

История знает много имен смелых борцов против социальной несправедливости, против пороков буржуаз­ного общества» против ханжества, лицемерия, против зла, которые, несут простым людям мир угнетателей и те, кто защищает и оправдывает его. Имя Твена среди этих борцов. «Человечество, – писал он, – при всей своей бедности имеет бесспорно одно мощное оружие – смех… Против смеха ничто не устоит…» Оружием смеха писатель разил преуспевающих предпринимателей, лов­ких дельцов, пресыщенных жизнью буржуа, твердоло­бых американских политиков, а вместе с ними их вер­ных сообщников – служителей религии, отравляющих сознание простых людей, уводящих их в мир несбыточ­ных мечтаний. Оружие Твена и сегодня бьет в цель.








МАРК ТВЕН и его кошки
Елена ПАТРУШЕВА

Кошек, которым довелось иметь в хозяевах знаменитых писателей или поэтов, досужие биографы нередко называют «хвостатыми музами», «мурлыкающими вдохновителями» или еще как-нибудь не менее высокопарно. Бывает и так, что кошка в самом прямом смысле слова оказывается «соавтором» произведения. Хотя чаще всего мурлыки просто живут рядом со своими именитыми хозяевами, даря им не столько вдохновение, сколько свою любовь и обаяние. Так случилось и со знаменитым Марком Твеном. Мы не знаем точно, насколько помогали кошки писателю в его работе. Но одно можно сказать наверняка: не будь у знаменитого американца кошек, его книги были бы совсем не такими, какие знакомы нам с детства...

ДОМАШНИЕ КОМПАНЬОНЫ

В доме Марка Твена всегда жило несколько кошек. В воспоминаниях о нем разных людей встречаются и описания его любимцев. Например, одного гостя очень потрясла почти цирковая дрессировка питомиц писателя. Когда хозяин звонил в колокольчик, они тут же прибегали на зов и садились в кресло. Если им говорили: «Спать!», то кошки ложились и притворялись спящими, а по команде: «Просыпайтесь!» тут же открывали глаза.
Всем хорошо известна любовь Твена к бильярду. Постоянными наблюдателями партий были котята. Они могли часами сидеть на бильярдном столе, наблюдая за игрой хозяина, и затрудняли ее, выставляя лапки и стараясь изменить направление катившегося мимо шара.
Когда дочки писателя были маленькими, он специально называл домашних кошек трудно произносимыми именами, чтобы дети легче запоминали сложные слова — Сюр Мэш, Апполинарис, Зороастр, Блэтерскит. Такие клички были даны кошкам не из-за плохого к ним отношения, а чтобы дети потренировались в их произношении.
В последние годы жизни любимцем писателя был черный кот Бамбино. В книге «Мой отец» дочь Твена, Клара Клеменс, подробно описывает историю его появления в семье. В течение года Клара находилась в санатории далеко от дома. Хотя правила оздоровительного заведения запрещали держать в помещении любых животных, чтобы как-то скрасить одиночество, Клара принесла в свою комнату черного котенка и назвала его Бамбино. Все было хорошо, пока однажды любопытный малыш не решил навестить палату женщины, ненавидевшей кошек. Руководство санатория потребовало избавиться от Бамбино, и Клара решила преподнести его в подарок отцу. Марк Твен увез его с собой, но вскоре написал дочери, что кот очень скучает по ней, отказывается от еды. Правда, через несколько дней писатель прислал дочери другое письмо, в котором сообщал, что плохой аппетит Бамбино объяснялся очень просто: «кот конфиденциально ловил мышей".
Интересные сведения о Бамбино можно прочитать в книге Мэри Лотон «Целая жизнь рядом с Марком Твеном». Верная служанка пишет, что черный кот был очень умным: Клара, например, приучила его каждое утро умывать мордочку, зачерпывая лапкой воду из миски, а писатель — гасить огонек маленькой лампы, которую он использовал для прикуривания сигар. Она стояла на тумбочке возле его кровати, на которой почти всегда лежал Бамбино. Если Марк Твен уставал от света, то он два раза кивал головой коту, тот вспрыгивал на тумбочку и лапой гасил свечку в лампе. Писатель очень гордился этим умением своего любимца и нередко демонстрировал это своим гостям.
Однажды Бамбино сбежал из дома, и его не было несколько дней. Марк Твен очень волновался о нем и, напечатав объявление в газете, предложил щедрое вознаграждение тому, кто найдет кота. К дому на Пятой авеню, где жила семья, выстроилась очередь из людей с кошками, которым просто хотелось увидеть знаменитого писателя. Неожиданно Бамбино нашла секретарь Марка Твена, мисс Лион, и вернула бродягу домой.
Издатель писателя, полковник Джордж Харви, вспоминал: «Сейчас Марк Твен предпочитает работать в кровати. Его кровать — самая большая, которую я когда-либо видел, и на ней собрана сверхъестественная коллекция вещей: книги, письменные принадлежности, одежда, словом, все, что может понадобиться писателю. А по кровати бродит огромный черный кот в не самом добром расположении духа. Он может оцарапать любого, кто протянет к нему руки».

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

Кошки, коты и котята в большом количестве встречаются в произведениях и высказываниях Марка Твена. Например, в «Простофиле Уилсоне» читатель находит следующее: «Говорят, что бывают идеальные дома без кошки — откормленной, избалованной, привыкшей к почитанию. Быть может, это так, не спорю. Но я таковых еще не встречал».
В повести «Вдоль экватора» автор сетует: "Местная фауна была бы весьма удовлетворительной, если бы не отсутствие кошек".
Яркая кошачья личность по кличке Том Кварц фигурирует в повести «Налегке». Этот кот ходил на золотые прииски вместе со своим хозяином, старателем Диком Бейкером, который устами писателя говорит о нем: «Это был большой серый кот, умнее любого старателя в нашем поселке; а уж важен был — сам губернатор Калифорнии не посмел бы с ним шутки шутить! В жизни он не поймал ни одной крысы: считал это ниже своего достоинства. Его интересовало только одно — золото. И уж в этом деле кот мой знал толк, как никто, — лично я, во всяком случае, не встречал ему равного среди людей». Президенту Теодору Рузвельту, видимо, нравилась история про этого кота, поэтому он назвал своего любимца таким же именем — Том Кварц.

АФОРИЗМЫ МАРКА ТВЕНА О КОШКАХ
• Одно из главных различий между кошкой и ложью заключается в том, что у кошки только девять жизней.
• Если человека скрестить с кошкой, то человек станет лучше, а кошка — хуже.
• Если бы животные могли говорить, то собака была бы излишне откровенным товарищем, в то время как кошка обладала бы редкой способностью никогда не высказываться слишком много.
• Из всех божьих творений есть лишь одно, из которого нельзя сделать раба, даже с помощью кнута, — это кошка.
• Если бы кошки могли создать свою религию, то их бог ловил бы мышей.
• Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на нее. И на холодную тоже.
• Я не могу сопротивляться мурлыкающей кошке. Это самые чистые и умные создания, которых я знаю.


https://3d-shka.livejournal.com/5431409.html

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments