wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Category:

О русских евреях в Израиле


Приехавший на свою историческую родину улыбающийся еврей в скором времени узнаёт, что его «соплеменники» вообще на бытовом уровне не считают его за еврея. И, к его удивлению, называют его «русским» (этот этноним, даже без кавычек, используют как сами выходцы из СНГ, так и их новые сограждане). Расовый тип мигрантов из стран бывшего СССР очень отличается от внешности «сабров» (коренных израильтян) или, например, мизрахи́м («арабских» евреев).

Менталитет, русский язык, причисление себя к более развитой в культурном отношении европейской цивилизации отличает их от аборигенов. Да и вообще признаки идентификации, манера поведения не совпадают с местными, даже наоборот противопоставляются им.




Русофобия к евреям из России

В Израиле развился феномен откровенной фобии к «русским» евреям. Примером этого может служить сообщения самих израильских СМИ. Недавно в интернете было выложено видео, которое показали по центральным каналам. В нём коренная израильтянка напала на еврейку из СНГ в автобусе с криками: «я порву тебя, русская, порву прямо тут, русская!» и «проваливай в Россию!». Особый резонанс также вызвал трагический случай, где русскоязычного гражданина убили «евреи из Марокко» из-за требования говорить на иврите.

Участились случаи когда соседи вызывали полицию из-за того, что их согражданин слушал российскую музыку или дискриминировали на работе, если в графе «место рождения» стоял какой-нибудь город бывшего Советского Союза. А несколько месяцев назад произошёл инцидент на одной из баз израильской армии в Хайфе, на входе в неё появилась табличка: «Приказом запрещено говорить по-русски». Под давлением ортодоксальных евреев раздаются голоса о полном прекращении иммиграции из стран СНГ, так как, по их мнению, приезжие в большинстве своём атеисты (или имеют частичное нееврейское происхождение) и не могут считаться полноценными гражданами религиозного Израиля.

Но не только на бытовом уровне проявляется эта, как считают, «русофобия». Существует огромное количество различных околонаучных псевдоисторических теорий и идеологических концепций, по которым «русские» евреи (как и все ашкеназы) являются потомками не выходцев из Израиля, а разноплеменного населения бывшего Хазарского каганата. Порой даже на официальном уровне ставится под сомнение их этническое еврейское происхождение и чистота крови. В ответ на это русскоязычные жители стали объединяться против дискриминации.




Дошло даже до того, что среди недавних приезжих возник самый настоящий антисемитизм, русский национализм и стремление закрыться в своей общине от влияния окружающего израильского общества. Весь Израиль находился в шоке, когда СМИ страны раструбили об аресте группы молодых «русских» евреев, которые создали тайную организацию.

Главным образом они занимались пропагандой среди своих соотечественников антиеврейских и прорусских взглядов. Но местные власти обвиняли их в избиениях ортодоксальных религиозных израильтян, арабских евреев, гомосексуалистов, распространении листовок и литературы определённой тематики. Многие выходцы из бывшего СССР защищали парней, утверждая, что это всё происходит в ответ на низкий социальный статус и все издевательства, которые иммигранты терпят на новой родине.

«Русский» Израиль

Раньше, до массовой репатриации, русский язык на землях современного Израиля использовали многочисленные паломники из России, посещавшие или долго жившие на территориях монастырей и земельных владений, которыми владела Российская Империя на Ближнем Востоке. В начале XX века начался массовый выезд евреев из России. Идеолог правого сионизма, бывший одессит Владимир Жаботинский так в 1926 году описывает своё отношение к бывшей родине и русскому языку: «Для большинства из нас Россия давно стала чужой. Нам глубоко безразлично, что случится с этой страной в будущем. Но русский язык пристал к каждому уголку нашего сознания…».

И сегодня евреи, приехавшие даже несколько поколений назад, создали настоящее подобие русской культурной жизни, этому способствует и стремление селиться между «своими». Образуются целые анклавы компактных поселений переселенцев из постсоветских стран. В Израиле издают многочисленными тиражами русскоязычные книги, газеты и научные издания, вещают радиостанции, телевизионные каналы, создаются многочисленные интернет-сайты и даже театры.

Алия («возвращение в Эрэц Исраэль») не только не превратила их в топливо для «плавильного котла», на что надеялись израильские власти, но наоборот сплотила, создала на новой территории особую субкультуру. Не многие с лёгкостью решались расстаться с русской (даже частичной) идентификацией. Для «русских» евреев сегодня свойственно не только тёплое и бережное отношение к русской культуре, но и запоздалое осознание того, что они больше русские, чем собственно евреи. Израильский поэт Игорь Губерман так в стихах описывает этот феномен:

«Изверившись в блаженном общем рае,

но прежние мечтания любя,

евреи эмигрируют в Израиль,

чтоб русскими почувствовать себя».

Каждый пятый гражданин Израиля (20%) сегодня говорит на нашем с вами языке, который успешно передаётся молодому поколению, даже выходцы из других стран проявляют к нему интерес и начинают изучать. Сразу же после переселения в 90-е годы начали создаваться различные объединения, землячества и даже партии для «своих». В Израиле ни одна политическая сила не может теперь игнорировать такое большое количество избирателей. Неоднократно ставился вопрос повышения статуса русского языка, вплоть до государственного.




Кто они для нас и что с ними делать?

В последние годы в Израиле сформировалась особая этническая группа русскоязычных евреев, которые в большей степени, чем это наблюдалось у них в России, начали ценить русские признаки идентификации. Неприятие со стороны местного населения к приезжающим из стран СНГ и нежелание считать их «своими» со стороны чиновников - вызвало у них метаморфозы идентичности, сделало невозможным или затруднило интеграцию в израильское общество.

Сегодня более миллиона неинтегрированных «русских» считаются угрозой существования самого еврейского национального государства, и Израиль прилагает все усилия, чтобы их как можно быстрее ассимилировать. Но они создали «маленькую Россию» внутри страны, начался и продолжается процесс формирования нового самостоятельного этноса (или субэтноса).

К сожалению, у русскоязычных израильских евреев отсутствует какая-либо идеологическая концепция, признанная обосновать их связь с российской государственностью и русской культурой. Если Россия стремится в будущем расширить и укрепить своё влияние на Ближнем Востоке, то нужно не дать «русскоязычным» бесследно раствориться в общееврейской этнической среде и требовать в будущем для них автономию. .

Григорий Миронов, специально для cont.ws/@grigmironov

https://cont.ws/@grigmironov/579019
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments