wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Чему Русь научили европейцев


Со времен Петра Первого нам пытаются внушить, что все самое передовое в России идет из Европы. Но ни для кого не секрет, что русская культура тоже оказала значительное влияние на европейскую.




Кухня

Говорят, жителям Европы зачастую непонятно, как русские могут готовить и есть такие блюда, как блины, окрошка, холодец, борщ или солянка. Но те, кто провел в России достаточно много времени, потом с восторгом отзываются о них и с удовольствием учатся готовить их сами.







Мытье

Посещение бани один, а то и два раза в неделю было для наших предков обязательным ритуалом. В Западной же Европе заботам о теле не уделялось внимание по религиозным причинам. Так, в XI столетии римским папой Климентом III был издан указ, запрещающий купаться и умывать лицо по воскресеньям. Даже древнеримские термы были закрыты церковными властями как источник разврата.

Вместо мытья европейцы ограничивались обтиранием влажными тряпками, розовой водой и т.п., что не давало особого гигиенического эффекта. На русских, моющихся в банях, смотрели как на диковинку. Например, французский литератор Теофиль Готье в книге «Путешествие по России» с удивлением писал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом».

Эпидемии косили европейцев куда чаще, чем русских, именно из-за такого образа жизни. Французов научила мыться Анна Ярославна – дочь русского князя Ярослава Мудрого, в 1051 году вышедшая замуж за короля Генриха I.

В.Тихнов "Русская баня":

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или на дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.




Е.М.Корнеев. Русская баня 1812 офорт

Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.




В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о Московии.




Вот что его поразило в русском банном мытье:

«Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, а зимой купаются в проруби или в снегу и только после этого они готовы».




Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение.

«Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло.

А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».




Якоб (Яков) Рейтенфельс

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз.

«По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».




Немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал:

«русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».




Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой.

В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.




К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес (в старой транскрипции Саншес) (1699-1783), бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, в своей книге «Уважительные сочинения о русских банях» искренне восхищался:

«Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».




Ему вторит камер-юнкер Фридрих Вильгельм Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге в эпоху Петра. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию.

«Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».

Бани стали появляться и в других странах.



Русская баня. Франция. 1-я половина XIX в. Воспроизведение листа известного альбома Дж. Аткинсона «Нравы, обычаи и развлечения в России». Лондон, 1804 г.

Лёгкого вам пара!




Дружба

Европейцев поражает, как легко в России найти друзей. Совершенно незнакомые люди могут привести тебя к себе домой, накормить, напоить и уложить спать, при этом ничего не требуя взамен. Впоследствии они могут навсегда остаться твоими друзьями. «Дружить в России умеют хорошо, честно и долго», - отзывается молодой человек, отправившийся в Россию учиться из одной европейской страны. Порой, только познакомившись с русскими, чопорные европейцы открывают для себя роскошь общения, начинают ходить в гости и дарить подарки.




Водка

Именно благодаря русским многие западные европейцы учатся пить водку. Этот алкогольный напиток часто ассоциируется у жителей Европы именно с Россией и нашими соотечественниками, с которыми они нередко лично знакомы. И это очень способствует общению. Где водка, там и дружба!

Духовность

«Россия - страна неограниченных духовных возможностей, - пишет немецкий философ и публицист Вальтер Шубарт в работе “Европа и душа Востока”. - Русский больше склонен к внутреннему совершенствованию, чем к внешнему успеху».

Это стремление русских к духовности привлекает европейцев. Недаром на Западе так любят читать Толстого, Достоевского, Бердяева, смотреть русские фильмы – не игровые, а то, что называют «кино не для всех», потому что в этих картинах раскрываются глубины человеческой души.


https://cont.ws/@vitimbabi4ev/716048

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments