wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

ВАЖНО... В той стране... О человеческом факторе в убийстве страны и возвращению к феодализму..

Оригинал взят у sergsmir в В той стране...
Похожее изображение

...«Кто жил и мыслил, тот не может / В душе не презирать людей...» - эти слова в разное время толковали по-разному. Но будем честны: никакого переносного смысла в этих строках нет. Пушкин написал почти прямым текстом: тот, кто видел и знает людей, кто задумывался о человеческой природе, не может оставаться благодушным человеколюбцем, потому что человек вообще - существо, мягко говоря, довольно неприятное. Подчеркнём: речь идёт не о какой-то расе или национальности, но о человеке вообще. Мысль эта не нова и известна почти со дней Творения. Христианство, например, учит, что человек - создание падшее, повреждённое грехом. После грехопадения первых людей и последующего затем изгнания из рая, человек, хоть и созданный по образу и подобию Божию, оказался во власти греха. И грех этот «овладел пажитями души до глубочайших её тайников». Тем не менее, христианство призывает любить и такого человека, поскольку он как бы и не властен над собой. Поэтому ненавидеть следует грех, а не его носителя. Хотя следует признать, что такого рода учение просто неподъёмно для того, чьей душой грех овладел до глубочайших тайников. Остаётся, правда, свобода воли, то есть выбор человеком между добром и злом. Но тут, как свидетельствует А.С. Пушкин, кто жил и мыслил, тот не может не признать, что большей частью человек склонен выбирать зло.

Что же значит утверждение о человеке, как о жертве греха, на деле? А то, что грехом христианство называет гордыню и злопамятность, эгоизм и жестокость, зависть и жадность, высокомерие и честолюбие, тщеславие и чревоугодие, злословие и леность, ложь и лицемерие, сладострастие и корыстолюбие, гнев и невоздержанность и прочее, прочее, прочее. То есть все эти свойства и определяют человеческую природу, а человек старается или не старается их преодолевать и продвигаться к противоположному полюсу.

Христианство деликатно, ссылаясь на власть греха, рисует типичную человеческую физиономию и призывает становиться лучше. Что ж, несложно себе представить, что такое обычный человек, оказавшийся, по вине прародителей, повреждённым грехопадением. Но люди, как правило, склонны считать себя хорошими, а неблаговидные свои деяния объяснять обстоятельствами и внешним вмешательством. И вот огромному числу таких существ, с разным, правда, набором вышеозначенных качеств, приходится как-то уживаться, подстраиваться друг под друга и вести совместное существование уже многие тысячи лет. Насколько хорошо это получается, всем известно из истории, а также из ежедневных новостных сводок.

Христианство, да и другие религии, конечно, призывает человека не выбирать зло. А уж коли выбрал, проявил слабость - иди, покайся и впредь не греши. Да то-то и оно, что впредь не грешить ни у кого, кроме разве святых, не получается. Так что нечему тут удивляться, что, несмотря на свободу вероисповедания и строительство церквей, нравы не то что не исправляются, а напротив того - падают всё ниже. Священники скрываются с мест преступлений, схимонахини дают концерты, а рядовая и весьма богоугодная на вид паства оказывается пугающе злющей и неприступно высокомерной, гордыней сравнимой разве что с Люцифером. Что уж говорить о людях далёких от религии, которыми никто не интересуется и до которых теперь никому не стало дела!

Но при этом памятны времена, когда «безбожное» и «богоборческое» общество являло чуть ли не пример высокой нравственности. Но как же так? Скажут, что времена изменились, наступила свобода, появилось много соблазнов. Да только времена здесь ни при чём. Изменилась система. Человека перестали очеловечивать, и он, как и следовало ожидать, обратился в первобытное состояние.

СССР представлял собой систему насильственного очеловечивания, но насильственного - не в солженицынском смысле с «миллионами расстрелянных». Это была уникальная система, никогда не существовавшая прежде и, возможно, неповторимая в будущем, почти религиозная система, заставлявшая человека отказываться от греха в пользу добродетели. Да, Церковь была отделена от государства, но советское атеистическое общество было куда как добродетельнее нынешнего православного. Грех в Союзе клеймился не на исповеди в результате свободного волеизъявления, сама система грех отвергала и пыталась искоренять, высвобождая человека из его когтей. Чтобы уберечь детей и подростков от праздности - «не то для праздных рук найдет занятье сатана!» - их отправляли в кружки и секции, музыкальные школы и Дома пионеров. Их принимали в октябрята, пионеры и комсомольцы, посылали на сбор макулатуры и определяли общественные нагрузки - кому рисовать стенгазету, кому проводить политинформацию, а к каждому празднику - учить стихи и песни. Бездельников и тунеядцев постарше заставляли учиться и работать, развратников и прелюбодеев разбирали на собраниях, пьяниц принудительно лечили, всех вообще вынуждали быть здоровыми и чистоплотными, заставляя делать зарядку, проходить медосмотр и флюорографию. Кто не помнит автоматы с питьевой водой на вокзалах? Выпить сегодня воды из общего стакана где-нибудь на площади трёх вокзалов - да такое в страшном сне не приснится! Уж лучше сразу из лужи...

Если верить перестроечной шутке, в СССР не было секса. Что уж тут смешного, предоставим объяснять шутникам, а вот индустрия блуда, то есть эксплуатация ещё одного порока, в СССР уж точно отсутствовала и находилась под запретом. Не было борделей, ни легальных, как в Амстердаме, ни нелегальных, как ныне в Москве. Не было sex-shop`ов и порнозвёзд. Не было повсеместно распространённой подростковой беременности и подросткового же секса. Зато по телеку вместо Дома-2, каких-то вариативных танцев со «звёздами» и не менее вариативных Малаховых шла передача «Очевидное - невероятное» с академиком Капицей и эпиграфом из Пушкина. А по воскресеньям в 12:00 - «В гостях у сказки», в 18:00 - «Международная панорама» с заставкой «Vibration» из «The Ventures»... Советских подростков ограждали от пикантных зрелищ и опасной праздности, благодаря чему их здоровье, психическое и физическое, сохранялось дольше. А уж представить появление в СССР каких-нибудь «групп смерти» мог разве человек с нетрадиционным чувством юмора.

Взяточнику и расхитителю грозил не домашний арест с прислугой, а конфискация имущества. Матёрому казнокраду или предателю - высшая мера или высылка из страны. И никому не приходило в голову принимать такого рода решения с оглядкой на Запад.

Всё, что в традиционном обществе считается порочным, в СССР было запрещено. Наркомания и лудомания, гомосексуализм и педофилия, разного рода извращения и тоталитарные секты - всё то, что, пользуясь слабостью и глупостью, уродует человека, делая на нём деньги, в СССР самым жёстким образом пресекалось. Заблудших не оставляли без внимания, наедине с собой, а разными способами старались вернуть к нормальной жизни. Вплоть до того, что и бандеровцев пытались перевоспитывать, расселяя их среди людей других взглядов, подальше от родимой Галиции.

Как и всё, что создано человеком, СССР не был идеальной системой. И речь тут идёт вовсе не об идеализации прошлого. Просто впервые в истории была предпринята попытка создать систему, позволяющую любому человеку оставаться человеком - развиваться, думать, становиться лучше и не бояться умереть под забором.

Отдельно стоит сказать о страхе. Ведь утверждение, что советские люди были забитыми и зашуганными, все поголовно носили серую одежду и ломились в магазины, когда «выбрасывали» чешскую бижутерию, стало сегодня общим местом, чем-то само-собой разумеющимся. Но вот беда: не подтверждается это никакими свидетельствами, кроме как фантазиями маньяков-антисоветчиков. Но бывают такие утверждения, из которых за версту видны торчащие уши. Страх вообще гораздо больше присущ западной культуре, нежели русской. Разве в России родилось утверждение, что «страх - это возможность свободы»? Может быть, в русской литературе появился готический роман, а в русском изобразительном искусстве - Гольбейн и Босх? Разве это советские люди боялись до самоубийства потерять работу? Или, может быть, советские люди замирали при слове «терроризм»? Или это советский кинематограф породил жанр horror?.. Самый страшный из советских фильмов, от которого у детей случались нервные припадки, это «Сказка странствий» А. Митты. Да и то, пугающе действовали два обстоятельства: персонаж Чумы и какой-то навязчивый, давящий на подсознание культ разрушения и тлена. Действие фильма, кстати, происходит в западной Европе. И всё же никаких вампиров или живых мертвецов, зомби или кровавых психопатов фильм не демонстрировал.

Так чего же боялись советские люди? Только об арестах не будем, аресты, оккупанты, гражданская война... - всё это в какой-то момент осталось в прошлом. Так что разговоры о страхе - это не очень продуманная, срисованная с самих себя карикатура, распространяемая западной пропагандой и подхваченная антисоветчиками местного разлива.

Если взглянуть на СССР с точки зрения современного православного активиста, то придётся признать: советское государство, помимо всех прочих функций, взяло на себя функцию борьбы с грехом. А другими словами - функцию искоренения человеческих пороков. Человека принуждали хранить образ и подобие, принуждали очеловечиваться. Это единственная страна, в которой грех был запрещён, а грешников не сжигали и не резали по ночам, но активно перевоспитывали. Тем более непонятна эта ненависть к советской власти, впервые создавшей условия, в которых падшему, повреждённому грехом существу поневоле приходилось подниматься и выпрямляться.

Это был грандиозный эксперимент по созданию более или менее совершенной общежительной системы. Но поскольку люди - они и в СССР люди, то система не выдержала.

Чего только не плели в своё время про СССР, каких только «чёрных мифов» не навыдумывали! Одни хотели уничтожить Союз ради геополитического превосходства, другие - ради приватизации, третьи - ради колбасы. А по сути - всё это разные проявления одного и того же.

Даже такая система насильственного очеловечивания как СССР не смогла ничего изменить в человеке. Собственно, человек и уничтожил Советский Союз. Тот самый человек, который упорно не желал очеловечиваться, предпочитая справедливому и мирному сосуществованию, гармоничному развитию и свободному труду мелочное тщеславие и тупую корысть. Относится это и к власти, и к обывателям. И те, и другие оказались недостойны такой страны.
Светлана Замлелова
полностью


Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments