wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

ИСТОРИЯ СССР. ЧАСТЬ 22.

Оригинал взят у sssr_cccr в ИСТОРИЯ СССР. ЧАСТЬ 22.
Дневник электрофикатора. 1931 - 1934 годов.

007_Demotivatory_090310_Go2LoadCOM

Перебирая архив Никопольской дистанции электроснабжения Приднепровской железной дороги, я наткнулся на старую пожелтевшую общую тетрадь. Когда я начал знакомится с её содержанием, то понял, что это дневник одного из злектрофикаторов, которые в 1932 – 1935 годах производили электрификацию участка Кривой Рог Запорожье. Краткая историческая справка. В соответствии с планом ГОЭРЛО и решением июньского Пленума ЦК ВКП (б) началась в стране электрификация магистральных линий железных дорог:
1. Участка Хашури-Эестафоне (Сурамский перевал) Закавказской Железной Дороги, протяженностью 68 километров.
2. Участка Кизел-Чусовая Пермской железной дороги, протяженностью 112 километров.
3. Участка Запорожье-Кривой Рог Екатерининской (Приднепровской) железной дороги, протяженностью 202 километра.
Первая запись москвича Николая Леднева, так звали электрофикатора, была сделана 18 марта 1931 года.

28 октября 1934 года.

На другой день мы уже с профессором Вологдином пытались поставить под рабочее напряжение ртутный выпрямитель, но ничего не получилось, хорошо, что я вовремя выключил быстродействующий выключатель, и защитил трансформатор от короткого замыкания. Профессор предложил проверить, как работает вакуумный насос, оказалось, что происходит утечка воздуха, и мы не можем достичь необходимого вакуума. Мы стали искать причины утечки, проверяли все соединения, зачищали их, смазывали и снова соединяли трубы. По очереди проверяли проходные изоляторы и плотность графитовых анодов. В одном из анодов мы нашли подгоревшую прокладку, результат «короткого» замыкания. Работу мы производили днем и ночью, ибо время шло ко дню открытия движения электровозов. К нам постоянно приходили представители из конторы, интересовались, как скоро мы выдадим напряжение в контактную сеть. Профессора очень раздражали эти «ходоки», он успокаивал их, что все будет выполнено в срок. После замены прокладки, мы снова собрали выпрямитель, попытались поставить его под рабочее напряжение. Однако снова пошел процесс «обратного зажигания», я снова вручную отключил автомат вовремя. У нас были серьезные проблемы, из которого не видели выхода. По совету профессора, мы стали изменять графитовый анод, поменяли двигатель, который создавал поток охлаждающей воды, на более мощный, но и это не приносило положительных результатов. Тут Петр Сергеевич предложил сделать аноды из твердых образцов стали, с чем согласился и профессор Вологдин. Я пошел искать Михаила Ивановича, что бы вместе с ним поехать на склад и получить болванки из стали. Пришлось целый день потратить на поиск нужных сортов стали. Вечером я их привез в мастерскую, что бы токарь выточил из них стальные аноды по образцу графитовых анодов. А сам пошел домой, ибо я два дня не появлялся там, а Оксана очень нервничала.

1 ноября 1934 года.

Замена графитовых анодов на стальные не принесли желаемого результата. Процесс «обратного зажигания» начинался, только мы поднимали напряжения до 2 000 тысяч вольт. Неудачи, все в растерянности, а тут приехал еще человек из столицы и предупредил, что, если мы не дадим напряжение в контактную сеть, то все окажемся «там, куда Макар телят не гоняет». Перспектива не из приятных, хорошо хоть Оксана об этом пока ничего не знает. Профессор производит перерасчет, уточняет исходные данные, мы по несколько раз перебираем ртутный выпрямитель. Ребята уже валятся с ног от усталости. И вдруг профессор делают стойку у щита управления, подзывает нас с Петром Сергеевичем, и показывает на прибор, который показывает 38 000 вольт.

- Что это такое?

- Мы напряжение получаем такое с Днепрогэса.

- Но должно же быть 35 000 вольт.

- Они говорят, что не могут никак его уменьшить, ибо такой установлен генератор.

- Надо что-то с этим делать.

Он бежит машинный зал звонит в электроцех Днепрогэса, требует начальника, потом долго с ним спорит, что-то доказывает, убеждает, но ничего не добившись, подходит к нам.

- Надо попробовать уменьшить напряжение с низкой стороны. Это мы можем сделать?

- Попробуем, - ответил Петр Сергеевич и дал мне команду.

На то, что бы перекинуть анцапфу трансформатора на меньшее количество витков и замерить тогда переходное сопротивление понадобилось немало время. Уже солнце садилось за горизонт, когда мы снова начали ставить ртутный выпрямитель под рабочее напряжение. Мы уже догнали до 2 900 вольт, когда пошло обратное зажигание.

- Утро - вечера мудрее сказал главный специалист.

- Мне надо сделать некоторые вычисления.

3 ноября 1934 года.

- Необходимо перед трансформатором поставить трехфазный реактор, - заявил на следующее утро профессор.

- Но где же нам его взять, он же у нас не заявлен в спецификации.

- Не знаю где, но без него у нас ничего не получится.

Мы с Михаилом Ивановичем срочно ездим по всем объектам города Запорожья, находим его только на заводе «Днепроспецстали». Не знаю, как договаривался с руководством завода Михаил Иванович, что обещал, что платил, но к вечеру мы его доставили на тяговую подстанцию. Целая ночь у нас ушла на то, чтобы смонтировать его в схему, а утром начали формировку Ртутного выпрямителя. Делали это очень плавно. Ждали, чтобы приборы показывали номинальные значения, особенно следили, чтобы вода не поднималась выше 38 градусов. Мы подали полное рабочее напряжение на выпрямитель, и он работал, а на щиту появилось долгожданное показание вольтметра 3 300 вольт, но мы все молчали, словно боялись, что наш крик может, нарушит работу выпрямителя. Мы оставили его на работу на целый день, и только через каждый час записывали показания контрольных приборов. Рабочих отпустили домой, что бы немного отдохнули, помылись, сменили одежду, ибо целую неделю никто не уходил с подстанции. Я тоже пошел домой, правда, совсем ненадолго, только сообщил радостную весть Оксане и маме, поел свежего борща, переоделся, и возвратился на подстанцию, ибо опасался, что бы в мое отсутствие ничего не случилось.

5 ноября 1934 года.

Мы выдали напряжение в контактную сеть. Выпрямитель работал нормально, никаких утечек не было, значит, изоляция была нормальная. Тогда мы дали команду машинистам электровоза, что бы они подняли пантограф и приняли напряжение. Они это сделали и включили свои электродвигатели. Машины с шумом заработали, присутствующие зааплодировали. После всех проверок показаний на щитку у машиниста, и убедившись в исправности оборудования, машинист подал ручку реостата. Локомотив начал брать на себя нагрузку, и в какой-то момент рушил с места, проехал некоторое расстояние, остановился, и снова поехал. Обкатка прошла успешно, и на следующий день была назначена генеральная репетиция - локомотив должен уже был двигаться с гружеными вагонами. Я уже не покидал тяговую подстанцию, и сам ходил, и записывал показания приборов, готовый в любой момент отключить ртутный выпрямитель, чтобы избежать аварии.

7 ноября 1934 года.

Сегодня произошло торжественное открытие первого в Украине и третьего в СССР электрифицированного участка железной дороги на перегоне Запорожье - Кривой Рог. Сначала с импровизированной трибуны выступали представители власти, участники строительства. Затем всех участников строительства пригласили в три пассажирские вагоны, и в двенадцать часов машинист электровоза ВЛ-19 нажал на рукоятку реостата, и электровоз под раскаты аплодисментов тронулся с места и стал набирать ход. Всех переполняли радостные чувства победителей, мне пришли на память стихи Есенина:

«Через каменное и стальное вижу я мощь своей страны».

Я с профессором Вологдином остался на тяговой подстанции следить, как ведет себя наше оборудование, через каждые полчаса мы фиксировали показания приборов, к этому добавился еще амперметр, который показывал нам тяговый ток. Мы следили, чтобы он не превышал допустимых значений, но всё было в порядке, и мы с облегчением вздохнули, когда нам доложили со станции Канцеровка, что электровоз прибыл на станцию. Мы поздравили друг друга с успехом. Движение первых советских электровозов открыто! Первый советский ртутный выпрямитель РВ-20/30 на постоянное напряжение 3 300 вольт выдержал экзамен и запускался в эксплуатацию. Профессор Вологдин подвел ко мне девушку примерно моего возраста и представил:

- Знакомитесь, журналист газеты завода Электросила Ольга Бергольц.

- Очень приятно, - я пожал её нежную руку.

- Я поздравляю вас с этим успехом, - она посмотрела внимательно на меня своими горящими глазами.

- Спасибо.

- Можно вам задать несколько вопросов? - спросила она.

- Конечно.

Она стала мне расспрашивать о том, как мы работали, какие у нас были трудности, как мы живем. Я старался отвечать четко на её вопросы, а потом у нас просто вышел задушевный разговор - исходила от Ольги какая-то светлая искренность, чистая непосредственность и твердая вера в светлое будущее, когда будет создано бесклассовое общество, где не будет богатых и бедных, где не будет зависти и черной злости. Правда, в последнее время замечается притеснение гражданских свобод, если раньше на любом собрании можно было высказывать свои чувства и мысли, то теперь почему-то стали прислушиваться к тому, какое мнение исходит из верхов. У них, например, в институте был совет студентов, к которому прислушивалась администрация института, то теперь уже этот орган вообще не работает.

- Вообще-то в нас сейчас происходят непонятные вещи в городе, колыбели революции. Сергея Мироновича Кирова почему-то отправили в Казахстан, проверять ход уборочной компании, как будто в Москве мало секретарей, способных выполнить эту работу. А в отсутствие первого секретаря обкома, и без его согласования сменили многих работников правоохранительных органов. Говорят даже, что хотели сместить начальника НКВД области Медведя, но только вмешательство Кирова не позволило сделать это московским командиром. Что-то не нравится мне эта возня, - заключила Ольга, и мы расстались.

Вечером во Дворце культуры состоялось торжественное собрание, на котором поздравляли тружеников железной дороги с успехом, и еще вручали различные призы, премии, подарки. Мне тоже достался отрез бостона на костюм. Затем выступали артисты. Настроение у всех было прекрасное, ибо мы сделали такое большое дело, и мы стали еще на шаг ближе к заветной цели - светлому будущему. Тем более теперь я знал, кому достанутся все эти блага, ибо совсем скоро появится у меня наследник, которому не стыдно будет за своего отца.

Историческая справка.

Ввод в работу первых советских выпрямителей был очень непростой, из-за множества «обратных зажиганий». Частые обратные зажигания приводили к повреждению обмоток тяговых трансформаторов, масляных и быстродействующих выключателей, другого оборудования. Так до пуска 1 очереди с ноября 1934 года до марта 1935 года на подстанциях Запорожье и Канцеровка произошло 68 «обратных зажиганий» ртутных выпрямителей: было повреждено и вышло со строя:
- 4 тяговых трансформатора,
- 8 масляных выключателей и другое оборудование.

От автора.

Несмотря на то, что было столько повреждений оборудования, и это были колоссальные убытки для бедной страны, но, тем не менее, ни одного работника-участника электрификации не было привлечено к уголовной ответственности, ибо я встречался еще с живыми участниками тех событий и спрашивал о репрессиях. Все успешно работали до войны, после войны, некоторые из них погибли во время войны. А ртутные выпрямители работали до середины семидесятых годов, после чего их заменили на полупроводниковые выпрямители.

Владимир Шарик.

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments