wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

От индустриального "общества потребления" к постиндустриальному "обществу знания" - психотравмы

Оригинал взят у skurlatov в От индустриального "общества потребления" к постиндустриальному "обществу знания" - психотравмы
Мое субъектно-эсхатологическое понимание человека, общества и истории, "снимающее" марксистско-ленинское и традиционно-религиозное, революционизирует все гуманитарные науки. Предшественник - Мартин Хайдеггер, особенно в §§ 72-83 его трактата "Sein und Zeit" (1927), в его докладе "Время мирообраза" (Die Zeit des Weltbildes, 1938), в его прозрениях о Gestell (Постав) и Ereignis (Особствление). Новая субъектно-эсхатологическая парадигма постепенно пробивает себе дорогу, и даже в работах Фрэнсиса Фукуямы "Конец истории?" (1989) и "Конец истории и последний человек" (1992) прослеживается подступ к ней. Вчера имел длительную беседу о типичных психотравмах и соответственно о разнообразных государственно-правовых надстройках при свершающемся грандиозном базисном переходе человечества из эпохи массовой социализации в эпоху форсированной субъектизации.
Картинки по запросу Мартин Хайдеггер
Извращение социализации - столь масштабные социальные пособия (вэлфер, "гарантированный минимум"), что они превышают минимальный прожиточный уровень и потому подрывают мотивацию к труду и тем самым к исполнению бытийного долга. Право человека на сущее начинает довлеть над долгом человека перед бытием. Утрачивается смысл жизни, и распространяющиеся психотравмы конкретизируются не просто в потреблядстве и социальном иждивенчестве, но также в криминале, наркомании и т.д.

Однако главный тренд-вектор человечества или "прогресса" - стремительное, хотя сопровождающееся завихрениями реакции восхождение к субъектности, то есть в пределе к равнобожию и соответственно к способности свершить высший эсхатологический акт рукотворного Богосаможертвоприношения, прообразом-репетицией коего является Голгофа на личностном уровне и Великая Русская Революция на коллективном. Субъектизация предполагает волевое усилие к своей высшей самореализации, к чему готовы отнюдь не все, особенно если людей не побуждать к труду само- и богостроительства. Потому многие обеспеченные молодые люди не выдерживают тяжести долга и, избавленные к тому же от забот материального выживания, впадают в различные пороки, уходят из жизни и т.п. Пытаясь избавиться от культа потребления и вернуться к исходному для современной цивилизации коду самоотверженной до аскетизма "протестантской этики", американское общество в 1980-е годы при президенте Рейгане стимулировала молодежь на прорыв к субъектности. И деловые "яппи" оттеснили паразитных "хиппи".

Процессы протекают однотипно по сути в едином глобализирующемся мире, но различно по форме в богатых странах Запада и Востока и в бедных украинах Европы, Америки, Азии и Африки. На наших глазах ряд бедных стран свершили рывок модернизации, и при форсированной реализации того или иного модернизационного проекта удавалось обуздывать пороки безделья и направлять подрастающие поколения к как можно более эффективной самореализации. Пример - энтузиазм сталинского плана, когда для производительно-трудовой мобилизации использовались жертвоприношения террора. Впрочем, в ряде случаев удалось растянуть фазу модернизации и потому взнуздывать общество без применения массового террора, а просто жестко пресекая девиации, как наблюдалось, например, в Сингапуре, где Ли Куан Ю многое заимствовал из советского опыта.

По-разному комбинируются и синтезируются в современном глобализирующемся мире административно-этатистские и социал-демократические подходы как в решениях международно-правовых инстанций типа ООН, так и в законодательстве и в правоприменительной практике отдельных стран.

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments