wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

"Гусеничный" Прометей тоже был РУССКИМ....

Оригинал взят у shubin_roman в "Гусеничный" Прометей



Все, кто смотрел когда-то танковый биатлон, восторгались маневренностью, проходимостью, устойчивостью техники на гусеничном ходу. Многие помнят завоевания советской индустриализации, в которой гусеничная техника получила самое широчайшее применение во всех отраслях народного хозяйства. Но при этом почти никто не знает о том, что родоначальником гусеничной техники (или на заре ее создания - "поезда на бесконечном рельсе") был наш земляк, механик-самоучка, Блинов Федор Абрамович, уроженец деревни Никольская Черкасской волости (ныне - Вольского района) Саратовской области.

Федор Блинов был человеком необычайной силы воли, что и позволило ему создать, немотря на все жизненные трудности, первые в мире чертежи, модель и опытный образец техники на гусеничном ходу.



Это первый образец тележки, созданной для демонстрации проходимости в условиях распутицы - ведь в конце XVIII века не было асфальтовых, бетонных или мощеных дорог. Были грунтовые дороги, которые в условиях дождя становились непролазным месивом, в котором колесная техника вязла по самые оси и лошади были просто неспособны тянуть такую повозку.

Помимо высокой проходимости данный первый опытный образец отличился еще и низкими затратами энергии на передвижение. Авторы книги "Волжский самородок" (далее цитаты из той же книги - Ш.Р.) о Ф.А. Блинове пишет:
"Юбилейный год принес изобретателю Блинову признание не только среди жителей уездного городка. В 1882 году редактop газеты «Саратовские губернские ведомости» Й. П. Балабанов в своей книге «Что принес нам 1880 год?» упоминал об изобретателе и его мечте, сообщая новые подробности: «На пробных опытах она (платформа.— Примеч. ред.) везла, при помощи двух лошадиных сил (т.е. в эту повозку были впряжены 2 лошади - Ш.Р.), 2000 штук кирпича, весом 420 пудов, до 40 человек народу, весом 150 пудов, то есть тяжесть до 600 пудов, со скоростью более 6 верст в час, при этом на пути нарочно подкладывали поленья, и машина г. Блинова (имеется в виду платформа. — Примеч. ред.) свободно переезжала их, не ломаясь и не останавливаясь»."

Такой грузоподъемностью не могла похвастаться никакая техника того времени. Тем более, при той же проходимости.

Проблемы бездорожья в России того времени можно было только представить себе. Особенно в отраслях, требующих обязательной привязки ко времени - земледелие в частности. Сеять - весной, когда земля сырая от сошедшего снега, уборка урожая - осень; снова дожди, а попробуй не убрать к сроку - сгниет прямо на поле хлеб, а дома дети и семья, которые хотят есть. Хлеб ведь нужно с чего-то сеять? Вручную сеяли. Даже один мешок не возьмёшь с собой для того, чтобы поле засеять. А если еще и дождь впридачу?

Пахали на лошадях, а где лошадей не было (дорого для крестьянина простого было купить лошадь - обычно брали в аренду у помещиков за огромные проценты, отдаваемые частью урожая), а порой в плуг и люди покрепче впрягались.

Блинов радел за гусеничную технику только с одним намерением - облегчить труд и поднять его производительность для простого русского мужика, занятого земледелием. Индустриальной Россию тех лет трудно назвать. Он был носителем идей не ради заработка, славного имени или регалий.

На революционность "поезда на бесконечном рельсе" обратили внимание и за рубежом: "В том же юбилейном 1880 году об изобретении Ф. А. Блиновым гусеничного вагона, открывшем перспективу для проектирования гусеничного трактора, узнали не только русские, но и иностранные инженеры, так как русское техническое общество чертежи вагона и поезда с бесконечным рельсом опубликовало на страницах III и IV томов «Записок русского технического общества» за 1880 год. На Западе подобных реальных проектов не существовало."

С предприятия Блиновых в Балаково началась машиностроительная промышленность.

Первыми сложными изделиями на заводе начали выпускать пожарные насосы, ибо для Саратовской губернии с ее засухами и степными ветрами пожары были крайне насущной проблемой - выгорали целые деревни.

"Пожары — бедствие в засушливом Поволжье. Незадолго до переезда Блиновых в Балаково летом случился здесь сильный пожар. Выгорело сразу несколько кварталов у реки Балаковки — деревянные построй­ки первых поселенцев конца XVIII века. Пламя настолько набрало силу, что горящие головешки перелетали через речку, падали на скошенный луг, на стога сена. Несчастные жители, кое-как побросав свой скарб в сундуки, полезли с ними в во­ду. Кто на лодках, а кто по пояс в воде ожидали конца по­жара. Но он долго не унимался. «Даже вода в реке стала горя­чей»,— сказывали Блинову пострадавшие."

Деньги от производства насосов механик-самоучка, после конфликта с акционером завода пустил на выкуп акций компаньона, и стал полноправным владельцем чугунолитейного завода.

В 1889 году Блинов построил первый опытный образец трактора на гусеничном ходу с паровой двигательной установкой, питаемой в отличии от паровых машин того времени углем, - сырой нефтью. "Судя по сохранившимся эскизам, Блинова можно считать автором пионерского изобретения — фрикционной муфты, бортовой передачи, гусеничного штампованного звена с почвозацепами (трака) и полужесткой подвески трактора в виде тележки с пятью парами опорных катков. В законченном виде конструкции имели направляющее колесо и ведущую звездочку."

Прямо накануне технической выставки в Саратове, куда Федор Абрамович планировал отправить свой трактор (буду называть его так для краткости), подвыпившие молодые помощники из цеха умудрились загнать изделие в болото, порвав один из траков, поломав будку и несущие конструкции, создающие творению жесткость.
Блинов совсем отчаялся. Но на выставку отправился, выставив пожарный насос новой модификации и получив за него бронзовую медаль.

К русским изобретателям научное сообщество, состоящее в основном из немцев, относилось мягко говоря, скептически.

«Вся беда в том,— писала газета «Волгарь» в No 277 за 1896 год,— что русские изобретатели — русские . У нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и не мудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев и французов». То, что было ясно журналистам, не смогли уразуметь власть имущие. Газета «Каспий» писала в дни Нижегородской выставки: «Экспонент — крестьянин Саратовской губернии Ф. А. Блинов демонстрирует перед публикой паровой двигатель, приспособленный для перевозки груза по шоссейным и грунтовым дорогам. Нам пришлось беседовать с изобретателем этого двигателя. Горько жаловался он на свою судьбу: целых 16 лет, как придуман им этот "двигатель, он даже взял на него привилегию, но все никак не может подыскать капиталиста, который бы взялся изготавливать его фабричным путем. Даже существующие пробелы выставленного двигателя, обошедшегося ему в 10 тысяч рублей, он берется досовершенствовать настолько, что целые поезда полетят по земле, как по рельсам. Но «маршалы зова не слышат».

Получалось так (и тут есть прямая аналогия с современным миром капитализма), что всё, что было изобретено русскими, вскормленные царским правительством научные кадры из "благословенного Запада" отвергали как не имеющие практической и экономической пользы, а всё "забугорное" объявлялось образцом для подражания и копирования. То же самое и с заводами было - капиталы большей частью были западные, туда же и отправлялась основная выручка за технику.

В итоге "Гусеничные тракторы Блинова и его последователя Байхерта не нашли промышленного изготовления из-за отсутствия в дореволюционной России такой отрасли. Зато идею Блинова быстро подхватили капиталистически развитые страны: Англия, Германия и Америка, которая уже в 1914 году выпустила 55 тысяч тракторов всех типов, а в 1920 году — 340 тысяч. С 1912 года, с выпуском американской фирмой «Холт» полугусеничного трактора, начался «бум» по проектированию этих машин. Как говорится, конструкцию усовершенствовали всем миром, и поэтому серийную модель трактора уместно считать плодом коллективного автора. Десятки типов и схем гусеничного движителя и тракторных двигателей предложили конструкторы Западной Европы и Америки. Тогда же 'широко были известны гусеничные тракторы фирмы «БЕСТ» в 30 лошадиных сил."

"Так, в 1920-е годы гусеничные тракторы (и грузовые автомобили) стали работать на тяжелых сортах топлива с применением (по Блинову — Мамину) фаркамерного смесеобразования и запуска двигателей от запальника. С появлением бескомпрессорных дизелей с топливной аппаратурой высокого давления фирмы «Виккерс Бош» (Швейцария), «Зульцер», «МАН», «Фербенс моторе» отрасль, тракторостроения сделала заметный скачок вперед. Полудизели ушли в историю, как переходный этап. Появились гусеничные тракторы с дизельными двигателями.

В 1937 году такой трактор С-65 с мотором М-17 создал коллектив Челябинского тракторного завода-(конструкторы П. М. Данилюк, М. Ф. Балжи и др.).
Советские конструкторы М. И. Кошкин, Ж. Я. Котин, И. Я. Трашутин, К. Ф. Челпан, Я. Е. Вихман и другие создали первый в мире гусеничный танк Т-34 с дизельным мотором В-2. Так мечта волжских изобретателей Ф. А. Блинова, А. А. Байхерта и Я. В. Мамина независимо от них соединилась в этих видах новой техники.
"

Читая про трудности и открытось души Федора Абрамовича Блинова, приходит искреннее восхищение этим человеком. Великим изобретателем, вышедшим не из интеллигентской среды, а из народа. Его чаяния по поводу трудностей жизни простого крестьянского мужика, денно и нощно трудящегося в поле, дабы заработать себе хлеб насущный, и попытки облегчить этот труд - достойны почтения. И это всё при том, что на его изобретения ему не давали денег. Либо потому, что у него не было статуса, либо боясь не получить назад вложенное. А надо было не так много. Просто никто не понимал, что данное изобретение перевернёт технологический уклад тех времен.

Побольше бы таких людей, как Фёдор Блинов - бескорыстных радетелей блага русского народа!


Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments