wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

О русской бане - мы совсем потеряли эту великую традицию.


Картинки по запросу русской бане

Сегодня мы совсем потеряли эту великую традицию.
Народ наш перестал париться.
Большинство и бань не имеют.
Ванны и душевые кабины.
Но никакая ванна даже близко не может сравниться с баней.
А ведь именно баня и обливание холодной водой, а зимой - обтирание снегом - были для русских основой не только чистоты и здоровья, но что еще важнее, ключевым фактором радости и позитива в жизни.
Можно сказать, что париться в бане это забава и развлечение, которые были основой самого бытия славян.

Вот посмотрите, что говорит летописец о наших предках - замечу, это начальный текст летописи, который и раскрывает смысл и суть нашего народа в глазах самих наших предков.
Сначала Нестор рассказывает древнейшую историю всех славян, говоря, что в некие времена пришли славяне на Дунай - отдельно отмечу, он не говорит, что славяне пришли с Дуная, что это прародина. Он просто обозначает, что в некое время они сами пришли на Дунай, в земли нынешних болгар и венгров.
Затем он объясняет саму логику нашего расселения по рекам и смысл Пути из Варяг в Греки и дальше по морям вокруг Европы. Показывая тем, что есть некое кольцо, по Днепру и Волге в Двину и Волхов, а затем в море Варяжское.


Отмечу, что море нигде не именуется викингское или норманское. Термин викинг вообще практически не знаком летописцу. Он знает: " Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си". А море именует строго Варяжским.
Еще отмечу, что варягов он и это очевидно, отличает от шведов, готов, англов и норманов - то есть жители Швеции и Норвегии - НЕ варяги!!!!!!!!!
Отдельно отмечу, что в описании послания руси дан список тех, кто его направил к ним - Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся - то есть первыми идут чюдины - финно-угорский народ... это к слову...

Но тема варяжского народа сейчас не предмет нашего обсуждения, я ее задел постольку-поскольку.

Итак, рассказывает нам Нестор про знакомство апостола Андрея с нашими предками. И что же он особо выделяет? О чем таком - важном пишет??? Приведем фрагмент целиком.
Якоже ркоша, Андрѣю учащю в Синопии, пришедшю ему в Корсунь, увидѣ, яко ис Коръсуня близъ устье Дьнѣпръское, и въсхотѣ поити в Римъ, и приде въ устье Днепръское, и оттолѣ поиде по Днѣпру горѣ. И по приключаю приде и ста подъ горами на березѣ. И заутра, въставъ, рече к сущимъ с нимъ ученикомъ: «Видите горы сия? Яко на сихъ горахъ въсияеть благодать Божия: имать и городъ великъ быти и церкви мьногы имат Богъ въздвигнути». И въшедъ на горы сиа, и благослови я, и постави крестъ, и помолився Богу, и слѣзе съ горы сея, идеже послѣже бысть Киевъ, и поиде по Днѣпру горѣ.
В этом фрагменте обосновывается провозвестие величия Киева и благословение апостольское для этой земли.
А зетем, уже именно о словенах ильменских автор говорит:
И приде въ словены, идеже нынѣ Новъгород, и видѣвъ люди ту сущая, какъ ихъ обычай и како ся мыють и хвощются, и удивися имъ. И иде въ Варягы, и приде в Римъ, исповѣда, елико научи и елико видѣ, и рече имъ: «Дивно видѣхъ землю словеньску, идущю ми сѣмо. Видѣхъ банѣ древяны, и пережьгуть я велми, и съвлекутся, и будуть нази, и обольются мытелью, и возмуть вѣникы, и начнуть хвостатися, и того собѣ добьють, одва вылѣзуть еле живы,[30] и обольются водою студеною, и тако оживут. И тако творять по вся дни, не мучими никымже, но сами ся мучать, и то творят не мытву себѣ, а <...> мученье».
Что же могло удивить жителя Римской Империи? Ведь и на Ближнем Востоке, и в Греции, и в Риме да и по всей империи бани были нормой. В банях мылись буквально все. Тут конечно можно предположить, что автор исходит из современных ему реалий, но логично предположить, что в Ромейской державе и во времена Нестора бани вполне себе существовали. Думаю, ключ именно в жестком парении с квасом и вениками, а затем в ледяном обливании. Думаю, что и на имперских жителей, привыкших к баням римского типа, такие забавы славян должны были быть в диковинку и почти непереносимы. Это чистое личное впечатление. Ибо с иноземцем могли поделиться самым дорогим и любимым - баней.
А он затем донес свои сильнейшие впечатления и другим народам.

Но не только начальная летопись рассказывает нам о русской бане. Спустя 500 лет - в 1634 году Олеарий, приехав на Русь, подробно рассказывает о бане и прямо гвоорит, что русские очень любят париться и мыться, и от того они очень здоровы.

"...На этом основании русские и заметили, что Лжедмитрий (о котором скоро будет речь) не русский по рождению и не сын великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские. Это же вывели они из того обстоятельства, что он не ходил, по русскому обычаю, часто в баню. Омовению русские придают очень большое значение, считая его, особенно во время свадеб, после первой ночи, за необходимое дело. Поэтому у них и в городах и в деревнях много открытых и тайных бань, в которых их очень часто можно застать.

В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли видеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только  некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место [...].

Они в состоянии переносить сильный жар, лежат на полке и вениками нагоняют жар на свое тело или трутся ими (это для меня было невыносимо). Когда они совершенно покраснеют и ослабнут от жары до того, что не могут более вынести в бане, то и женщины и мужчины голые выбегают, окачиваются холодною водой, а зимою валяются в снегу и трут им, точно мылом, свою кожу, а потом опять бегут в горячую баню. Так как бани обыкновенно устраиваются у воды и у рек, то они из горячей бани устремляются в холодную. И если иногда какой-либо немецкий парень прыгал в воду, чтобы купаться вместе с женщинами, то они вовсе не казались столь обиженными, чтобы в гневе, подобно Диане с ее подругами, превратить его водяными брызгами в оленя, — даже если бы это и было в их силах.

В Астрахани как-то случилось, что 4 молодые женщины вышли из бани и, чтобы прохладиться, спрыгнули в Волгу, которая там на изгибе образует мель и приятное место для холодного купанья. Когда один из наших солдат также спустился к ним в воду, они начали шутя брызгать водою. При этом одна из них, решившаяся зайти слишком глубоко, попала на зыбучий песок и начала тонуть. Когда подруги ее увидели ее в опасности, они закричали, прибежали к солдату, который плавал отдельно, и умоляли его спасти ее. Солдат дал себя легко упросить, поспешил к ней, обхватил ее за тело и приподнял ее так, что она могла за него схватиться, удержаться [на воде] и выплыть. Женщины похвалили немца и говорили, что он был послан к ним в воду точно ангел.

Подобного рода мытье видели мы не только в России, но и в Лифляндии и Ингерманландии; и здесь простой люд, в особенности финны, в суровейшее зимнее время выбегали из бань на улицу, терлись снегом, а затем опять убегали греться. Такого рода быстрая смена жары и холода не была им во вред, так как они уже от юности приучали к ней свою природу. Поэтому-то финны и латыши, так же как и русские, являются людьми сильными и выносливыми, хорошо переносящими холод и жару.

В Нарве я с удивлением видел, как русские и финские мальчишки лет 8-ми, 9-ти или 10-ти, в тонких простых холщовых кафтанах, босоногие, точно гуси, с полчаса ходили и стояли на снегу, как будто не замечая нестерпимого мороза.[346]

В России вообще народ здоровый и долговечный. Недомогает он редко, и если приходится кому слечь в постель, то среди простого народа лучшими лекарствами, даже в случае лихорадки с жаром, являются водка и чеснок. Впрочем, знатные господа теперь иногда обращаются к совету немецких докторов и к настоящим лекарствам.

Встречали мы, кроме того, в Москве у немцев, равно как и у лифляндцев, хорошие бани, устроенные в домах. В этих банях устроены сводчатые каменные печи, в которых на высокой решетке помещается много камней. Из такой печи идет отверстие в баню, которое они закрывают крышкою и коровьим навозом или глиною. Снаружи имеется другое отверстие — поменьше первого — для выхода дыма. Когда камни достаточно накалятся, открывается внутреннее отверстие, а внешнее закрывается, и сообразно тому, сколько требуется жара, наливают на камни воды, иногда настоянной на добрых травах. В банях, по стенам кругом, устроены лавки для потенья и мытья — одна выше другой, — покрытые кусками холста или тюфяками, набитыми сеном, осыпанные цветами и разными благовонными травами, которыми утыканы и окна. На полу лежит мелко изрубленный и раздавленный ельник, дающий очень приятный запах и доставляющий [большое] удовольствие. Для мытья отряжают женщину или девицу. Если у кого в гостях моется близко знакомый и любезный приятель, то к нему относятся очень внимательно, ухаживают за ним и берегут его. Хозяйка или дочь ее приносит или присылает обыкновенно в баню несколько кусков редьки с солью, а также хорошо приготовленный прохладительный напиток. Большою погрешностью или знаком дурного приема считают, если это не делается. После бани они также доставляют своему гостю, сообразно с тем, как он этого достоин, всяческое приличествующее удовольствие угощением."


Кому хватило терпения дочитать, теперь могут сделать совершенно ясный вывод. Русский человек и баня это единый комплекс бытия. Отделив русского от бани и банной радости - запросто можно и русского подрастерять.
Но еще учту, что баня это все же не сауна и не тд и тп. Настоящая баня - именно русская.
Для славян баня была и источником здоровья, и что еще важнее - главным развлечением и источником радости и удовольствия. И в этом проявлялось понимание тела не как вместилища греховности, а как вместилища души и духа, что и отличает в корне православную антропософию от католической, арианской или протестанской.
Да и по правде - что сравнится с баней в части радости и удовольствия? Даже и не знаю...
Вот такова историческая роль русской бани. Достойная первых страниц нашего Летописания и упомянутая в связи с самим Апостолом Андреем.

https://aftershock.news/?q=node/474134

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments