wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

КРАСНОЕ - БЕЛОЕ .....

Картинки по запросу владимир любаров

О чём этот текст: третья, и, вероятно — последняя часть серии красно-белое.

В течении 80-90х сложилось распространённое мнение, что правда красных — это правда разрушителей-интернационалистов, тогда как правда белых — это правда русской традиции, православия, монархии и всей дореволюционной истории. Дихотомия довольно странная и неверная, ниже постараюсь это доказать.

Как разрывали неразрывное

Для формирования чёрно-белой (красно-белой) картинки многое сделали и А.И.Солженицын, и наши местные десталинизаторы, и западные историки. Их стараниями эксцессы периода восстановления страны после Гражданской были выставлены как норма сталинского управления, А.И.Солженицын выглядел этаким славянофилом, волею судеб занесённым в Вермонт, белые — стали выглядеть монархистами. Ежовщина постепенно превратилась в большой террор, позже — в сталинские репрессии, и, наконец — в кровавый сталинизм. Было вдолблено в головы, многократно повторённое на разные лады, что, мол жили-были не тужили православные граждане Российской Империи, и, вдруг - пришли большевики и всё испортили. Искусственно, через искажение фактов, работу с образами и давление на эмоции была сформирована видимость разрыва в неразрывной российской истории.

Почему так произошло ? Думаю потому, что в умении оперировать [подложными] образами и в умении технологично давить на эмоции западная пропаганда всегда превосходила пропаганду советскую [1]. Советская - была наивна, местами даже слишком, тогда как западная — технологична и профессиональна: «пока правда башмаки одевает ложь успеет весь мир обежать». Советские материалисты концентрировали внимание на фактах, недооценивая другие аспекты, другие слои пропаганды. Исходя из материализма советские думали, что главное и единственное — это дело, факты и логика. Пример многочисленных «братушек» показывает обратное. Не смогли «братушки» понять свою очевидную пользу, имея на руках и объективные факты, и какую-никакую логику.

К сегодняшнему дню выпущено множество материалов, честно, на фактах, раскрывающих реальную картину произошедшего в 1917. Давно опровергнут ложный тезис, что, мол, большевики свалили монархию и воевали против белых монархистов. Многие авторы пытаются, подходя с разных сторон и позиций, сшить, закрыть этот искусственный разрыв в единой истории, за что им - большое человеческое спасибо.


Неоднородность «белой» и «красной» сторон

«Белую» сторону спора можно (несколько условно) разделить на две части:
- в первой — те, кто любит дореволюционную (не столько предреволюционную) Россию и те, кто на первое место ставит православную веру.
- во второй — очарованные балами, юнкерами, лубочной картинкой красивой жизни российской (романовской) аристократии.

К первым - отношу себя. [Мне] есть о чём подискутировать с марксистами, с материалистами - но всё это второстепенно, неинтересно и безсмысленно не имеет смысла. Когда речь идёт о важном, о деле — с «красными» всегда можно договориться, на чётком языке логики и фактов. Думаю, первые — российские государственники, легко смогут найти общий язык с государственниками советскими.

Со вторыми, c любителями балов и юнкеров, дело обстоит сложнее. Тут какой-то глубокий недуг, элитаризм, не совместимый ни с советским, ни с традиционно русским. Настоящие православные ценности (аскетизм, жертвование индивидуальным ради большего, общинность) гораздо более чётко прослеживаются у Молотова, у Сталина, чем у очарованных красивой жизнью аристократии.

«Красная» сторона также неоднородна. Тут линия уже проведена — между созидателями-государственниками и профессиональными революционерами. Не идеально точно, но достаточно верно — к первым отнесены сталинисты, ко вторым - Коминтерн. Оговорюсь - такие линии никогда не могут быть проведены идеально, здесь всегда будет некоторая условность, и споры о деталях могут продолжаться бесконечно. Классификация людей — вообще штука условная, в реальности дело обстоит куда как сложнее [и проще, одновременно [2]].


Так вот. [У меня] получается, что государственники из обоих лагерей могут легко найти общий язык. Тогда как профессиональные революционеры и любители балов [и вальсов Шуберта] — вряд ли вообще когда-либо с кем-либо смогут договориться, в силу глубины личных проблем.


Вывод прозвучал. Пусть это не решение, но, возможно, один из путей к решению, ещё один стежок. За скобками — остался вопрос личных (семейных) обид, один из самых сложных. Возможно, тут поможет пример тех, кто [с этим] справился... тут В.Ю.Катасонов, А.А.Зиновьев, И.Я.Фроянов, Н.А.Нарочницкая, и многие другие; тут понимание, что в 30е гражданская война всё ещё шла; тут - «Тихий Дон» и «Белая Гвардия»/«Дни Турбиных» и др.

Теперь – некоторые существенные отсылки:

Два взгляда на русскость

Немного о том, как традиция романовская заслонила собой традицию русскую. Так уж получилось, да и, наверное, не могло быть иначе:

Император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции:
— Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
— Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
— Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
— Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
— А вот все вместе они и есть русские.

история, незнамо кем рассказанная

Начитанный, богатый купец-старообрядец, с бородой и в русском длиннополом платье, талантливый промышленник, хозяин для сотен, иногда тысяч человек рабочего люда, в то же время знаток древнего русского искусства, археолог, собиратель икон, книг, рукописей, разбирающийся в исторических и экономических вопросах, любящий свое дело, но полный и духовных запросов, такой человек был «мужик»; а мелкий канцелярист, выбритый, в западном камзоле, схвативший кое-какие верхушки образования, в сущности малокультурный, часто взяточник, хотя и по нужде, всех выше себя стоящих втайне критикующий и осуждающий, мужика глубоко презирающий, один из предков грядущего русского интеллигента, – это уже «барин».

с.41 - Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / В.П. Рябушинский //
Русский хозяин: статьи об иконе. М.; Иерусалим, 1994. 240 с.

о. И.Брянчанинов о прискорбном состоянии дел

… задолго до революции:

"Выслуживающихся очень много; а служащих очень мало"

"Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке. Падение монастырей, значительно совершившееся, неминуемо"

"Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие"

"Умножились люди, пренебрегающие законом Божиим и не останавливающиеся ввергать ближних в беды и напасти"

"Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов актеров."

"В наше время… страсть к деньгам прокралась во все сословия и саны, заглушила и подавила все благие побуждения и все священнейшие обязанности"

"Ныне книга – лишь о религиозном предмете, уже носит имя «духовный». Ныне – кто в рясе, тот – неоспоримо «духовный», – кто ведет себя воздержанно и благоговейно, тот «духовный» в высшей степени! Не так научает нас Св. Писание, не так научают нас святые Отцы…"

из писем

см. также о.И.Брянчанинов: письма, “Аскетические опыты”, и др.

Революция как Русская Реформация

есть такое мнение... аналогия не вполне точная, но интересная

Старообрядцы в «красной» среде

Но вот что удивительно: сегодня не признаётся именно «русскость» этих видных организаторов советской индустрии. И дело не в том, что никто и никогда не учитывал их староверческое происхождение. Дело в другом: современная историография настойчиво выставляет их ненавистниками всего русского. Получается, что сталинские выдвиженцы во главе с Маленковым, имеющие староверческие (то есть самые что ни на есть русские) корни, боролись против национального проекта. … Чтобы доказать абсурдность данной идеи, проведём небольшую конфессиональную экспертизу.

"Старообрядцы и советская власть", Литературная Газета
Александр Пыжиков. Корни сталинского большевизма.
- М.: ИД «Аргументы недели»,
2016, - 384 с. - (Книга о Сталине),  1200 экз.

См. также, А.В.Пыжиков:

- “Староверы и комиссары
http://zavtra.ru/blogs/staroveryi-i-komissaryi

- “Старообрядцы и Советская Власть
http://lgz.ru/article/-43-6573-2-11-2016/staroobryadtsy-i-sovetskaya-vlast/

- множество других публикаций д.и.н. А.В.Пыжикова, также на ютубе

Оговорюсь - не во всём с д.и.н. А.В.Пыжиковым согласен, тут каждому — своё. См. также А.А.Фефелов, и др.

История раскола Русской Церкви

… содержит множество ответов на русские вопросы. Нет правых, нет виноватых - есть общая трагедия, после которой не осталось «победителей». Тут — очень многое, истоки.

Нелишнее — вспомнить спор славянофилов и западников

Тут и длительное противостояние русского и романовского, тут и Александр III. Обширная тема.

Проф. революционеры, троцкисты, десталинизаторы, ультралибералы

Многие, кто разбирал мемуаристику последних 100 лет, видели тут преемственность группового мышления, плотные родственные связи. Не готов касаться этой темы, но - кто с вопросом сталкивался — эту связь уже видел. Интерпретация этой связи — не так проста, как кажется [на первый взгляд [, она ещё проще [2]]].


[1] естественно, «красная» сторона также внесла свою лепту в формирование видимости разрыва истории (разве что - более наивным способом). Но тут также вижу влияние западной философии и предпочту напомнить о лепте НТС.

[2] тут — не вычурный парадокс, а суперпозиция (термин). Логика суперпозиций не отвергает формальную логику, а является надстройкой над ней. Логика суперпозиций применима и в квантовой физике, и в богословии, и в жизни.

Комментарий автора:

нашенские – те, которые за правду. А ихние — те, которые хитросделаны.

как-то так.


пс ... "Багровый Остров" - каюсь, упустил по молодости. Спасибо!
(с) АШ, перепечатка — как сложится, ссылка на оригинал на aftershock.news обязательна

НУ, И КАК ЗАВЕДЕНО:

так: Выпьем за Родину, выпьем за Сталина

и так: Снежочки - казачья лезгинка // выпьем мы по рюмочке

за них: Три войны казака Недорубова

https://aftershock.news/?q=node/455329

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments