wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

СЛАВЯНСКАЯ ТРАДИЦИЯ РАЗВЯЗЫВАНИЯ ЯЗЫКА

Оригинал взят у marena99 в СЛАВЯНСКАЯ ТРАДИЦИЯ РАЗВЯЗЫВАНИЯ ЯЗЫКА
В соответствии со славянскими традициями было представление, что ребенок рождается со «связанными» руками, ногами, языком, с «закрытыми» глазами и ушами. 
 
В течение первых 6-7 лет происходит их «развязывание» и «открытие». 
 
Причем считалось, что способности видеть, слышать, ходить, говорить и др. появляются не «сами по себе», а в результате выполнения необходимых ритуальных предписаний и совершения специальных обрядов. 
 
Например, в Витебской губернии (как, впрочем, и во многих других местах) были распространены представления о том, что «еще в материнской утробе ножки каждого дитяти связываются невидимыми путами […] 
 
У иных детей эти путы крепче: такие дети долго не ходят. Тогда нужно «разрезать путцы и освободить» дитя. 
 
К головке дитяти привязывается «куделя», и мать без веретена прядет возможно длинную и толстую нитку, делает из нее путо, которым опутывает дитя, и, поставив его на «дыбки», одним взмахом ножа разрезает путо промеж ног» (Никифоровский 1897, с. 29).
 
Аналогичные представления были связаны с языком. Ребенок не умеет говорить потому, что его язык находится в «связанном» состоянии. 
 
Поэтому, например, в Заонежье, после первых произнесенных ребенком слов, трижды «чикали» ножницами у рта ребенка, освобождая его язык (Логинов 1993, с. 86). 
 
Гораздо чаще нитями, связывающими язык ребенка, представлялись его собственные волосы. 
 
Вероятно, именно поэтому в славянской традиции существовал устойчивый запрет стричь волосы до года или до произнесения первых слов. 
 
«Ребенку до году не стригут волосы – «чтобы не отрезать язык», то есть ребенок не будет говорить. Стригут, когда ребенок говорит хотя бы несколько слов» (Мазалова 2001, с. 118;ср.: Дивильковский 1914, с. 599; Зеленин 1991, с. 331; Добровольская 2001, с. 102 и др.)1. 
 
Соответственно, обряд первой стрижки волос символизировал в славянской традиции и «развязывание языка» (см. подробнее: Байбурин 1991, с.260-262). 
 
Байбурин. Слово и тело.
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments