wowavostok

Category:

Митрополит Климент (Капалин): Не все так плохо, как изображают некоторые критики церковной жизни

7 августа исполнилось 70 лет со дня рождения митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина). Издание «Вечерняя Москва» публикует интервью с митрополитом Климентом к его юбилею.

В этом интервью митрополит, когда-то бывший управляющим делами МП при патриархе Алексии II, а также основным конкурентом митрополиту Кириллу (Гундяеву) в борьбе за патриаршество десять лет назад, рассказывает, как в РПЦ стало все хорошо, несмотря на «некоторых критиков»:

«Не все так плохо, как изображают некоторые критики церковной жизни. В советское время в Калуге было два храма, а сейчас тридцать семь. По воскресным дням и праздникам они наполняются верующими. Паломники приезжают в монастыри, чтобы приложиться к мощам угодников Божиих, получить духовную поддержку и житейский совет. Издается православная литература, работают православные телеканалы и радиостанции. Сделано очень много, чтобы люди могли узнать больше о вере и жить по-христиански. А выбор каждый человек делает самостоятельно. Бог дал нам в этом свободу».

Вспомнил митрополит и про «травлю» духовенства, которая ведется сейчас:

«На Церковь сегодня нет открытых гонений, но против духовенства ведется информационная война, травля. Поэтому от поколения молодых архиереев требуется собранность, требовательность к себе, образованность. Епископ не должен отгораживать себя от духовенства и мирян, а жить одной жизнью со своей паствой. Простому народу сейчас непросто живется, и епископ должен это понимать. Во всем он должен поступать с другими так, как хочет, чтобы с ним поступали. Это золотой принцип отношения к ближним, указанный нам Самим Христом».

Напомним, что в Калужской епархии находится Никольский Черноостровский женский монастырь во главе с игуменьей Николаей, о чем была написана знаменитая книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы». Митрополит Климент никак не отреагировал на обвинения в адрес игуменьи.

О порядках в мужском монашестве Калужской епархии нашему проекту рассказывал бывший клирик епархии, известный миссионер, а ныне епископ альтернативной юрисдикции, Игнатий (Душеин) (см. истории «Амвросий», «Пахомий», «Авксентий»). Одна цитата из последнего рассказа, о стандартном епархиальном собрании в Калужской епархии:

«Митрополит начинает речь. Сначала прозвучат слова о том, что «все у нас растет и множится». Потом о том, что «мы не соответствуем своему высокому званию и служению» (имеется в виду, конечно, не митрополит, а его слушатели, но по «смирению» он всегда говорит «мы»). Возможно, сегодня прозвучит заранее заготовленный «экспромт» — некий пример из жизни, типа рассказа про священника, разговаривающего по мобильному во время службы, чье нечестие заметило бдительное око архипастыря (на самом деле все в зале знают, КТО реально имеет обыкновение говорить по телефону в алтаре). И в конце, пережив катарсис волнительной речи и как бы смягчившись от потока жесткой критики в адрес подчиненных, митрополит, как, впрочем, и всегда, поздравит всех с праздниками и поблагодарит за служение.

Добрый у нас митрополит. Вегетарианец (в смысле — не каннибал). Может, конечно, вспылить, но отходчив. Денег трясет — но не до смерти (кто поумнее, занижает доходец в разы). Не «голубой», опять-таки, что наполняет гордостью сердца духовенства. Можно сказать, по нынешним временам — почти праведник.

Обязательной кульминацией речи митрополита является упоминание о недостаточной работе попов с молодежью. «Я приезжаю к вам на приходы десятилетиями, — взволнованно вещает святитель земли региональной, — я видел раньше, что у вас какие-то дети были в алтаре, читали, подавали кадило. И где они теперь? Я приезжаю и вижу, что их нет в храме. Вы упустили их! Это ваша пастырская недоработка! Вы дадите ответ за их души!» — долгий и пронзительный взгляд обходит ряды духовенства, стыдливо понурившегося от сознания собственной неключимости. Обычно после этой церемониальной порки следует переход к призывам повысить, укрепить, заострить, усугубить, усилить и поднять…

Который год я сижу и слушаю ЭТО. И думаю об Амвросии, Пахомии и Авксентии. И о еще многих, кто принял монашеский постриг и священный сан от рук красноречивого витии. Кто заплатил жизнью, психическим здоровьем или сломанной судьбой за свои иллюзии, за веру в «духовных» руководителей, за наивное предположение, что тем на них не наплевать. Они были еще мальчишками и не знали ни себя, ни тех последствий, которые их неминуемо ждут. Но тот, кто бросал их как котят в водоворот — он ли не знал?

«Мальчики-пономари не ходят больше в храмы». Ужас! Страшное дело! Не ходят! Мальчики!

А ничего, что постриженные тобою монахи тоже не ходят? Кто не ходит в храмы, кто вообще уже никуда не ходит, а кто-то давно не ходит праведными путями. И это все скрыто и заметено под алтарный коврик. Сами, мол, виноваты во всем: не приложили духовных усилий. Опять же все по их гордости, лености и нерадению! А виноваты они только в том, что сдуру поверили тебе».

В январе этого года митрополит заявил, что монахи намного важнее для мира, чем инженеры и хлеборобы.

В одной из проповедей митрополит Климент сказал, что изучение иностранных языков может быть опаснее, чем пьянство:

«Почему кому-то приходится бороться со страстью алкоголизма, и для него будет личным достижением выпить не шесть рюмок, а пять. А другой человек, из семьи полиглотов, в это время учит шестой иностранный язык. Какие разные судьбы! И судьба второго, на внешний взгляд, привлекательнее.

Но если смотреть с точки зрения спасения, Господь не будет с нас спрашивать: сколько мы знаем иностранных языков и в каком объеме. Или умеем ли мы решать интегралы, извлекать в уме корни из больших чисел и так далее. Эти навыки нужны исключительно для земной жизни. Да, лучше учить иностранный язык, чем пьянствовать, наркоманить или блудить. Но и тут есть своя духовная опасность, например, впасть в гордость, решить, подобно приточному фарисею, что „я не таков, как прочие человецы“. Все выпивают и транжирят время, а я развиваюсь. Неизвестно, что опаснее для духовной жизни».

Несколько лет назад, 26 марта 2016 года, телеканал «Союз» показывал трансляцию всенощного бдения из Храма на крови Екатеринбурга, где митрополит Климент, глава Издатсовета, богослов и доктор исторических наук, сказал, что «Библия — это самая первая, самая древняя книга. Скрижали — это самые первые письмена, которые Бог дал человечеству».

Лауреат Патриаршей литературной премии Константин Ковалев-Случевский о юбилее главы Издатсовета:

«Владыка — наш добрый писательский пастырь. Будучи сам прекрасным автором многих замечательных книг, он бескорыстно служит делу сохранения и возрождения русских литературных традиций, помощи людям творческого труда. Без него не было бы сложившегося ныне писательского православного сообщества, да и Патриаршей литературной премии — тоже, в том образе, в котором она существует сегодня. Он мудро умеет видеть насквозь современный литературный процесс, имея при этом Вечность за плечами. Я считаю себя счастливым человеком, которому довелось быть рядом с таким подвижником, облеченным в архипастырские одежды. Многая и Благая Лета, Владыка! Новых достижений и побед на творческом поприще и на стезе создания литературного мира, доступного как для массового, так и для вдумчивого, разборчивого читателя, коими полна наша Россия!»

info@3rim.info

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded