wowavostok

Category:

Вместо своей Северной дороги, параллельной Транссибу, мы лезем в китайский дорожно-транспортный

дорожно-транспортный и даже идеологический проект.

Население российской Арктики сократилось за последние двадцать лет почти вдвое

Внимание России к своим арктическим регионам обусловлено их природно-ресурсным потенциалом и геостратегическим положением. Но развитие Арктики прежде всего подразумевает ее заселение, которое должно обеспечить это развитие.

Ученые Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова в Архангельске изучили миграционные процессы в арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) в исторической ретроспективе и в XXI веке. К числу арктических субъектов в исследовании относились те субъекты РФ, которые входят в состав сухопутных территорий АЗРФ полностью или частично: Республики Коми и Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская и Мурманские области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа.

ХХ век характеризуется интенсивным миграционным притоком населения на Север. Причиной тому были государственная принудительная и поощрительная миграции. В ходе первой переселение на Север поощрялось экономическими и социальными стимулами. Пик принудительной миграции пришелся на годы массовых репрессий — 1930-1950-е.

Также в ХХ веке очевидна неравномерность миграционных процессов во временном и территориальном пространстве. В 1930–1960-х годах миграционные процессы более интенсивно шли в европейской части российской Арктики (Архангельская, Мурманская области, Республика Коми). Начиная с 1970–1980-х годов вектор миграции повернул на северо-восточные территории, особенно в Ямало-Ненецкий АО.

Существенное влияние на направленность и масштабы миграционных процессов оказала экспортно-сырьевая экономическая парадигма государства. Если в первой половине ХХ века интенсивно за счет мигрантов осваивались востребованные на мировых рынках ресурсы европейского Севера России: лес, каменный уголь, металлы и минералы, то с 1970-х годов интерес государства к нефтегазодобывающим отраслям, добыче золота, алмазов, цветных металлов северо-восточной части страны предопределил смену вектора миграции.

В итоге на протяжении ХХ века шел миграционный прирост населения на Север, что способствовало превращению малозаселенных территорий в промышленно и культурно развитый регион.

Начиная с 1990-х годов возобладала теория вахтового метода освоения природных ресурсов, прежде всего северо-восточных регионов. Как следствие, началось стремительное сокращение постоянного населения, особенно в «старых» центрах индустриализации.

Несмотря на то что в 2011–2012 годах в большинстве субъектов АЗРФ наметилась положительная демографическая динамика, численность населения сокращается. Так, за период 1989–2002 годов общая численность населения здесь сократилась с 9,4 млн до 7,8 млн человек, за 2002-2014 годы еще на 3 млн человек, то есть в целом население российской Арктики сократилась практически вдвое.

Интересен возрастной состав современного населения Севера. Здесь заметно выше, чем в среднем по России, доля трудоспособного возраста и заметно меньше доля людей пенсионного возраста. Иными словами, коренное население уехало, а преобладают временно пребывающее на территории население, работающее вахтовым методом, которое вряд ли обеспокоено историческими судьбами региона.

Можно заметить, что результаты широкомасштабной работы ученых САФУ имени М. В. Ломоносова оказались ожидаемыми. Но научная ценность подобных исследований заключается в том, что они отражают объективную реальность, а не субъективные ее оценки. На сегодня российская Арктика остается территорией заработков, а не освоения.

Фото: Константин Куцылло / Коммерсантъ

... Мы громко говорим об освоении Арктики и участвуем в Арктических форумах. При этом государство озабочено тем, что люди недостаточно быстро уезжают с Севера. Уже много лет работает в России программа, обеспечивающая жилищными субсидиями тех, кто желает уехать с Севера. Эти деньги можно было бы тратить на то, чтобы закреплять людей на Севере, создавать для них условия. Но мы почему-то стимулируем отток с северных территорий. А на днях с новой инициативой выступил Минстрой. Министерство предложило за счет увеличения налога на прибыль компаний-недропользователей на Севере ускорить отселение граждан с северных земель в более теплые регионы России – об этом сообщила газета «Коммерсант» (https://www.kommersant.ru/doc/3952386?from=main_3).

Это в то время, когда мы громко заявляем, что Арктика – наш ценнейший ресурс, что в Арктике идет потепление, что нам надо укрепляться в Арктике, на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. И в этом случае вопрос возникает простой: «Кому – нам?» Нас, граждан России, напротив стимулируют к оставлению северных, сибирских и дальневосточных земель. С Дальнего Востока народ уезжает не менее быстро, чем с Севера. Владивосток, где объявили «опережающее развитие», увешан большими придорожными рекламными щитами с рекламой жилья в Питере и других «зауральских» регионах. И вместо того, чтобы развивать жилищные условия в наших дальних краях, мы устремляемся на китайский путь, затянувшись китайским поясом. Вместо своей Северной дороги, параллельной Транссибу, мы лезем в китайский дорожно-транспортный и даже идеологический проект. Чтобы Арктика и вся Сибирь оставались российскими, нам надо жить на этой земле. Надо иметь хорошую транспортную систему. Не международную, а свою транспортную систему. Чтобы оживить деревни и города на Севере, необходимо построить свой путь от Санкт-Петербурга до Камчатки или Магадана. И сделать так, чтобы по этому пути не только полезные грузы, но в первую очередь Православие и русская культура с новой силой двинулись бы в наши отдаленные северные и дальневосточные края...

Источник

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded