wowavostok

Categories:

Подвалы усадьбы.Что не так с усадьбой Знаменское -Раёк?И кто её строил и кто теперь хозяин?!

Оригинал взят у https://deadokey.livejournal.com/172667.html

Территория всеми любимой усадьбы Знаменское-Раек не освещается с октября прошлого года, помещения, кроме одного флигеля не отапливаются, с 1994-ого года. В 2009-ом году был сделан проект газификации участка Марьино-Раёк, но до усадьбы на расстояние 2км так и не подвели газ. Последние два года никакие работы по реставрации не велись. С 2015 года в усадьбе не работает гостиница. Все сотрудники уволены, остались только два охранника. На заседании в Твери 10-го февраля представитель арендатора сделал заявление о расторжении договора аренды из-за финансовых трудностей, а также о невозможности продолжать реставрационные работы.

По всем этим вопросам были сделаны обращения в Правительство Тверской области и в Управление Росимущества. Но пока будет продолжаться канитель с перепиской, что будет с Главным домом усадьбы? Если мы не хотим потерять дом и сохранившиеся в нем интерьеры, то нам надо вместе объединиться и помочь осуществить следующие мероприятия:

1. Отремонтировать кровлю.
Над бельведером, по всей видимости, разошлись швы между листами кровли и вода во время дождей и таяния снега льётся на паркетный пол (паркет сохранился в единственном месте с XVIII века), возможно весь пол вздыбился. Из-за этого в парадной столовой несколько протечек. В овальной гостиной с потолка обваливается штукатурка, пол паркетный вздулся и вот-вот провалится на первый этаж. Во многих комнатах вдоль стен лежит снег.
2. Расчистить колодец в полуподвальном помещении.
В полуподвальном помещении был колодец, там у Ф.И. Глебова располагалась кухня. Каждую весну вода заливает помещение, поэтому необходимо срочно расчистить колодец и опустить сруб, чтобы вода из колодца не разливалась, как ей хочется.

Знаменское-Раек был главным проектом администрации Тверской области, когда в 2002 году усадьбу взяла в аренду ЗАО "Конкор". Пока губернаторы и иностранные гости садились на месте фонтана парадного двора Знаменского на вертолете, другая усадьба, не меньших масштабов, Степановское-Волосово скромно восстанавливалась и восстановилась. Но и в неподъемном Райке за последние 15 лет медленно, но были сделаны исследовательские и изыскательские работы, расчищены уникальные росписи (на заглавной фотографии плафон парадной столовой), убирался парк. Оранжереи и розарий стали последним крупным усадебным проектом, а инстаграмм Райка до сих пор выкладывает фотографии с цветами.

1440485
Дата фотографий: 2016 год, 16 февраля.

В 90-ые годы в единственном лице усадьбу охраняла Нина Михайловна Беляева (имеются договора с комитетом по охране историко-культурного наследия с 1994 по 2001 год). Она следила за всем, что происходило на усадьбе (имеются документальные тому подтверждения и публикации в прессе) и лучше сохранила строения и парк чем сохранялось во время аренды время. К охране остающейся бесхозной усадьбы Нина Беляева надеется привлечь казачье городское общество города Торжка, осталось только получить со стороны Министерства культуры и собственника усадьбы («Росимущества») соответствующие разрешения. 

2. Никого нет. 

3. Мой поводырь. Фасады главного дома были окрашены светлой охрой, а металлическая кровля - в красный свет. Строительство главного дома началось в 1787 г. под руководством архитектора Ф.И. Буци, возможно, по проекту Н.А. Львова. 

4. Парковый фасад главного дома. 

5. Пес привел меня в главный дом. Главный дом прямоугольный в плане, имеет центрическую композицию, внутри спланирован по анфиладному принципу. Цокольный этаж был хозяйственным, нижний - жилой, а верхний - парадный. 

Главный дом усадьбы Знаменское-Раек. Продольный разрез.
Обмерный чертеж А.М. Харламовой, 1960. Бумага на картоне, тушь, акварель. 31.4х41,8. Поступил в музей архитектуры им. Щусева в 1983 году.  Первые упоминания о работе в Райке крепостных живописцев Н. Устинов, И. Ефимова, И. Алимпиева и А. Соколова относятся к 1791 году. В конце июля 1794 года сообщалось, что в главном доме "двери навешивают, а в среднем этаже, в бильярдной расписывают, как следует быть". Среди мастеров упоминается "слесарь господина Львова". 1 этаж. Овальный вестибюль. 

6. Стены вестибюля имели полихромную отделку, были разбиты на зеркала с рамками желтого теплого цвета с фоном внутри рамок серовато-голубого цвета и завершались сложным по рисунку лепным карнизом. В 1797-98 гг. клался паркет мастерами из Санкт-Петербурга и Москвы. В 1798 г. работы в главном доме завершаются и приезжают хозяева Глебовы. Торжество продолжалось около трех недель. 

7. Правая филенчатая дверь из вестибюля ведет к парадной лестнице.
Парадная лестница на второй этаж. До середины XIX века планировка и отделка помещений не претерпела значительных изменений. Лишь в конце XIX века новыми владельцами усадьбы Дубасовыми были осуществлены небольшие ремонты, поновления живописи и изменения в отделке интерьеров в соответствии со вкусами времени и повышением комфорта. 

8. Деревянный марш парадной лестницы. Художественное оформление интерьеров сохранялось до 1930-х годов. Последующие ремонтные работы привели к утратам. Исчезла плафонная роспись в бильярдной, заменены паркетные полы, утрачена часть дверных полотен, полностью изменена цветовая гамма, в которой были решены все помещения в целом и каждое в отдельности. 

9. Тумбы с вазами, лепные рамочки появились при переделках в конце XIX века. В 1990-92-е годы специалистами Центральных научно-реставрационных мастерских И.В. Калугиной и Е.А. Приступой совместно с художником-реставратором МНРХУ В.Г. Витошновым были проведены комплексные исследования интерьеров главного дома. Послойные раскрытия красочных слоев обнаружили уцелевшие остатки росписей, а химико-технологические исследования выявили полихромную покраску дверей. Все элементы декора были выполнены крепостными живописцами и относятся к концу XVIII века и представляют огромную художественную ценность. 

10. Световой фонарь появился над парадной лестницей в конце XIX века. 

11. Металлическая решетка ограждения и пилястры конца XIX века. 

12. 

13. Фрагменты орнаментальной росписи плафона над парадной лестницей. 2 этаж. Парадная столовая. Таблиниум. Таблиниум - помещение римского дома, где находился семейный архив и портреты предков. В Райке таблиниумом стала парадная столовая. 

14. Проем входа в парадную столовую фланкировался двойными колоннами ионического ордера, а со стороны зала завершался аркой. Стены зала первоначально имели светлый голубовато-зеленый фон и роспись. 

15. В верхней части стен находился фриз из 24 императорских портретов в овальных медальонах. 

16. Галерею начинали портреты царя Михаила Романова и его супруги - Евдокии Лукьяновны Стрешневой,
указывающие на родство с владельцами усадьбы. 

17. В полукруглых тимпанах над дверями были масляные мифологические композиции "под итальянцев". Сохранившийся плафон (смотрите заглавное фото поста) дополнял живописную декорацию интерьера и представляет собой сложную композицию из ряда отдельных панно, цветочных гирлянд, медальонов, заключенных во фризовую полосу из гризайлевых розеток на розовом фоне. 

18. Панно в плафоне парадной столовой. 

19. Панно в плафоне парадной столовой. 

20. В парадной столовой размещался стол и двенадцать стульев с обивкой из голубой соломки. Сохранилась старая фотография 1920-х годов из которой видно, что комната была расписана в помпейском стиле. 

1925-1929 годы. Спальня в бывшей парадной столовой главного господского дома. 

21. В нишах, завершенных сандриками с лепными кронштейнами, располагались расписные филенчатые двери. 

22. Вид на аллею в сторону реки Логовежь.
Обратите внимание на тосканские колонны, А.Н. Греч в книге "Венок усадьбам" писал, что колонны садового фасада были коринфского ордера. 2 этаж. Парадный зал. Парадный зал похож на римский Пантеон, а также близок к аналогичному залу виллы Тиени в Чиконье. Сам зал прямоугольный в плане, но перекрыт куполом с круглым проемом вверху, открывающимся в "небо" бельведера. 

23. В зале был дубовый паркет простого геометрического рисунка, где основные шашки паркета светлых и темных тонов дополнительно объединялись диагонально вставленными рейками из мореного дуба. На стенах находились фрески, в основном это был лепной гризайль, медальоны и легкий орнамент, арабески. В рамках над дверьми были живописные виды усадеб. Над каминами располагались зеркала в золоченых рамках. 

Парадный зал дома в Райке.
С акварели неизвестного художника 

24. Живопись купола имитирует кессоны для расширения пропорций зала. 

25. Вокруг светового проема изображены в двенадцати овалах знаки зодиака. 

26. Розетки разного рисунка, написанные на коричневом фоне, повторяют по композиции лепнину купола мавзолея в усадьбе Никольское-Черенчицы и купола церкви в Арпачеве, построенных Н.А. Львовым. 

27. "Небо" бельведера. По описаниям Греча "в куполе светового фонаря на фоне синего неба летят в божественных позах боги Олимпа". 

28. Двери зала были расписаны под карельскую березу, отдельные детали окрашены в белые и голубые тона. 

29. Над каминами в неглубоких нишах располагались зеркала в золоченых рамках. 

30. Вид на лоджию. 2 этаж. Парадная спальня. Парадная спальня замыкает парадную анфиладу. Декоративная отделка этого помещения сохранилась наиболее полно. Стены на всю высоту сохранили первоначальную отделку из искусственного мрамора серо-зеленого цвета с включениями естественного камня в виде цветов. 

31. Откосы окон, дверей декорированы плоскими филенками также из искусственного мрамора розового цвета., обрамленные рамками белого цвета. 

32. Стены спальни завершаются высоким лепным карнизом со своеобразными кронштейнами. 2 этаж. Кабинет. 

33. В кабинете есть несколько стендов с информацией об усадьбе. 2 этаж. Овальная гостиная. Овальная гостиная по форме повторяет овальный вестибюль первого этажа. Сейчас в потолке здесь одна из самых сильных протечек, паркет под протечкой проломлен. 

34. Фон стен был светло-розовый, оконные и дверные проемы были обрамлены полосами синего цвета.
В центре пола размещался овал с чешуйчатым рисунком из светлых и темных пород дерева в темной рамке с рокайльными вставками. Композиция сохранившегося плафона построена на контрасте геометрических форм, в центре его совмещены по диагонали два квадрата с кругом по середине, по бокам расположены полуовалы. В их пределах заключены фризовая полоса с грифонами и изящные гирлянды чайных роз. 

35. Плафон овальной гостиной. 2 этаж. Буфетная. 

36. 

37. Зимний Раек. 2 этаж. Кондитерская. 

38. 

Обмеры дверных полотен в интерьерах.
Чертеж А.М. Харламовой, 1957. Бумага на картоне, карандаш, акварель. 40х60. Поступил в музей архитектуры им. Щусева в 1983 году. 

39. Филенчатые полотна дверей имели голубой цвет, а детали были окрашены в
сиреневый, желтый, бордовый и белый цвета с вызолоченными калевками. 

40. Ложная дверь на площадке вокруг лестницы. 

41. 

42. Пилястры вокруг площадки парадной лестницы. 

43. Вид с верхнего этажа на триумфальную арку. Спустимся опять на первый этаж. 1 этаж. Овальный вестибюль. Нижний этаж отличался от верхнего более скромной отделкой. 

44. 

45. 1 этаж. Жилая комната. Комната не сохранила декоративной отделки, кроме живописного панно в простенке между окнами. 

46. 

47. По легенде, эта роспись принадлежит хозяйке усадьбы Елизавете Петровне Стрешневой. 

48. Внизу слева нерасшифрованная надпись. 

49. Деталь росписи. 1 этаж. Комната, где была лестница. 

50. Здесь возле печки была лестница наверх в девичью. 

51. Сохранились печные изразцы. 1 этаж. Жилая комната. Здесь сохранилась угловая печь, облицованная белыми изразцами с синим рисунком в виде корзиночек цветов. Первоначально эта гостиная была в розовых тонах имела три оконных проема и была больших размеров. 

52. 

53. Потолок комнаты. 

54. Печные изразцы. 

55. 

56. Тишина. 

57. 

58. Да поможет нам в сохранении усадьбы Пресвятая Богородица, которая охраняет усадьбу от полнейшего разорения. Она сохранила её во время войны, и ни одна бомба не упала на территорию, и воинствующие крестьяне не сожгли ее после революции 

59. Интерьер храма. 

60. Храм в Знаменском-Райке возведен в честь чудотворной иконы «Знамение», родовой святыни Глебовых.

Ссылки

1. Н.А. Львов. Жизнь и творчество: Ч. IV. Новые материалы (дополнение к сказанному). Сборник статей исследователей творчества Н.А. Львова. - Вышний Волочек: Изд-во "Ирида-прос", 2013. - 768 с. Статья И.В. Калугиной "Последние реставрационные открытия в усадьбе Знаменское-Раек".

2. Архитектор Н.А. Львов. Коллекция Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Том 3. - Москва. Кучково поле, 2015.

3. Греч А.Н. Венок усадьбам. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. -336 с.

http://www.tversvod.ru/event394/
https://www.flickr.com/photos/deadokey/albums/72157664819559266

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded