wowavostok

Category:

Русский крепостной крестьянин. Опрятный, смышлёный и...... свободный.

Крестьяне Ярославской Губернии.1836 год. Акварель из труда "Древности Российского государства" Фёдора Григорьевича Солнцева. Выпущен в Москве в течение 1849—1853 годов.

                                                              ***

Из книги Юрия Шамурина, "Культурные сокровища России. Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич". 1912 год. (Стр.89,90)

Когда говорят о крепостном праве, принято иметь в виду Россию. В России крепостное право было введено лишь в 1649 году, а в западной Европе же, уже с IX века оно стало распространяться повсеместно. Именно в Европе, в отличии от России, крепостное право было жестоким, особенно в польских и литовских герцогствах (Речи Посполитой, чьи феодалы были в основном западные европейцы), феодал мог иметь право на жизнь, смерть и честь крепостного. В России крепостное право хоть и было отменено в 1861 году, примерно на 50 лет позже чем в западной Европе, но по сути оно существовало только на бумаге. Вопреки распространенному мнению, именно русские крестьяне, как юридически, так и фактически, имели право жаловаться на своих помещиков и активно им пользовались, вплоть до 1861 года.

Либерал-революционеры, состоящие из всяких сортов анархистов и социалистов, демонизируя жизнь русского крестьянина, сознательно выдавая исключения за правило и распространяя всему миру жуть о якобы "свинцовых дикостях" его жизни, выставляя образ России в мире в самых черных красках, преследовали совсем иную цель, чем забота о русском крестьянине. Русофобы всех мастей были широко представлены в советской школьной программе .

Император Александр II, который отменил крепостное право, был убит членами "Партии Народной Воли" (одним из которых был старший брат Ленина), когда ехал подписывать первую Российскую конституцию.

Крепостное право само по себе явление безусловно отрицательное, и отдельные случаи заслуживают самого глубокого осуждения, но разве сознательное выставление и распространение ложного образа жизни русских крестьян всему миру как рабов и скота, не является унижением достоинства этих людей? Русские крепостные крестьяне не были рабами, и не ощущали себя таковыми.

А. С. Пушкин в своей незаконченной статье "Путешествие из Москвы в Петербург" (1833—1835) (написанной в ответ на "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева) описывает разговор со своим попутчиком англичанином о русских крепостных крестьянах (отрывок):

"Что поразило Вас более всего в русском крестьянине?".....Англичанин: "Его опрятность, смышленость и свобода"...

Как жили крепостные крестьяне и вообще простой народ в России, как описывали их жизнь и быт очевидцы тех времен?

Ф.Н. Слепушкин. Гравюра работы Н. Штабе

Фёдор Никифорович Слепушкин родился в 1783 году в селе Малое Мочино Ярославской губернии. Будучи крепостным крестьянином Е. В. Новосильцевой (урожденной графини Орловой), Федор Никифорович занимался живописью, поэзией, писал стихи. А в 1826 году крепостной крестьянин издал свою первую книгу стихов "Досуги сельского жителя", привлекшую внимание министра народного просвещения А. С. Шишкова, который представил ее Николаю I. Император пожаловал поэту-самоучке дорогой кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Федоровна послала ему золотые часы. Вдовствующая императрица Мария Федоровна пожелала увидеть самого Слепушкина, и он был ей представлен Шишковым. После беседы с поэтом о его семье и стихотворениях, Мария Федоровна вручила ему еще одни золотые часы.

Академия наук наградила Слепушкина золотой медалью, написав ему:

"Почтеннейший крестьянин Федор Никифорович! Российская императорская академия в заседание свое сего генваря 23-го дня 1826 года слушала стихотворное сочинение твое, под названием "Досуги сельского жителя". Академия с удовольствием и не без удивления к природным дарованиям твоим нашла оное весьма хорошим, как по изящному вкусу и благонравию, так равно по простому, но благородному слогу и чистому языку, сельским описаниям приличному; а притом ведая, что ты, при должном попечении о семействе своем, не отставал никогда от занятий, состоянию твоему сродных, научился также самоучкой живописному искусству и добрым поведением своим от многих заслужил похвалу, определила в одобрение за похвальную жизнь и труды твои награду, состоящую из средней золотой медали с подписью: "приносящему пользу русскому слову".

В 1828 году вышло второе издание его сборника "Досуги сельского жителя", в которое было добавлено сорок новых стихотворений. В 1836 году вышла поэма "Четыре времени года", а в 1834 году за стихотворение написанное на открытие Александровской колонны ему была пожалована золотая медаль на Андреевской ленте. В том же, 1834 году, вышла книга "Новые досуги сельского жителя", а в 1840 году сборник, изданный Академией наук. Слепушкину удивлялись в Англии, Франции и Германии, где переводились и издавались его стихи.

Подробнее о Ф.Н. Слепушкине: История крепостного крестьянина-поэта Фёдора Никифоровича Слепушкина

                                                                            ***

Из статьи в журнале "The Illuestrated London News" от 21 Июля, 1855 года. "Sketches of russian Life" (Очерки о русской жизни), отрывки. Стр. 85.:

...."В конце апреля или начале мая, в зависимости от того, насколько суровой была зима, орудия Петропавловской крепости возвещают жителям Петербурга, что лёд сломал свои оковы, и великолепная Нева теперь свободна. Затем комендант крепости подходит на своём катере, ступает на берег, приветствуемый восхищенной толпой, в которой генералы, князья и простые мужики все толкутся вместе, и следует к Зимнему дворцу, где он преподносит Императору чашу восхитительной невской воды, а взамен получает щедрый дар за свой труд....

В эти дни на Адмиралтейской площади проводится ярмарка....Царская семья, весь двор и знать прогуливаются вокруг балагана и, очевидно, получают не меньше удовольствия от этих нелепых танцев, пения и восторга простого люда, что и они сами. С ними обращаются с уважением, и это смешение знати и крестьян выглядит совершенно естественным и правильным".....

                                                                           ***

Из книги Адольфа Цандо "Состояние дел в России в 1850 году" (Russische Zustände im Jahre 1850, Verlag Nestler&Melle), изданная в 1851 году в Гамбурге, Германия. Автор прожил в России 14 лет, изучив язык, обычаи и быт русского народа. 

Из главы "ИМПЕРАТОР":

"Если же хочется по-настоящему убедиться в правдивости чувств, которыми пронизан этот народ по отношению к своему правителю, то стоит посетить большие парады, где присутствуют тысячи зрителей, народные гуляния в городе и за пределами него, на которых часто присутствуют император и императорская семья. Без всякого сопровождения смешивается император с народом, который и является его самой надёжной, верной и сильной охраной. Он не знает страха и не дрожит при каждом своём шаге, как некоторые европейские правители, он знает сердце своих подданных. Повсюду, где он появляется, со всех сторон слышны приветственные крики, а слова: «Наш Государь здесь, да благословит его Господь!» передаются из уст в уста, как я сам слышал бесчисленное число раз."

                                                                           ***

Иоганн Готтфрид Зойме, 1763 – 1810, немецкий писатель и поэт, родился в бедной крестьянской семье. В 1805 году он совершил путешествие в Россию и Швецию. Из его книги "Моё лето" (Mein Sommer), в переводе с немецкого языка:

"Мне пришлось по душе наблюдать, как император Александр,

красивый дружелюбный молодой человек, без страха и принуждения

шел от парада к параду через плотную толпу народа, состоящую из всех

слоев общества и национальностей, открыто и доброжелательно,

и никому не требовалось какое-либо разрешение, чтобы приблизиться к нему."

                                                                   ***

"Общее введение в историю Российской Империи". Первый Том. Часть первая. 1835 год. Автор: Доктор исторических наук при Кёнигсбергском университете, Фридрих Вильгельм Шуберт. Выдержки из описания положения крепостных крестьян в России. Стр. 191-195:

"О государственных крестьянах: Каждые три года выбирается волостной депутат, также свой староста, который управляет деньгами, и староста, который разбирает ссоры и курирует положение сирот и овдовевших. В каждом селе есть свой деревенский депутат, которого крестьяне выбирают каждый год и который в случае каких-либо притеснений со стороны управляющего должен донести эти жалобы до самой высшей инстанции. Деревни и поля должны располагаться так, чтобы расстояние между ними было не более 4 верст. Крестьянин имеет право продавать урожай по своему усмотрению. Если же поле находится дальше 4 верст, и крестьянину приходится переезжать на новое место, то канцелярия берет на себя все расходы, включая оброк с этих полей в течение нескольких лет.

Каждый церковный приход обязан на свои средства обеспечить возможность крестьянским детям от 6 до 10 лет обучаться в школе, а родителям самых лучших учеников предоставляются всяческие льготные условия при платеже оброка. Каждое управление обязано на свои средства содержать для больных крестьян больницу. В каждом управлении должны содержаться запасы зерна, чтобы в случае неурожая крестьянин мог засеять свои поля.

Крепостные крестьяне помещиков работают три дня в неделю на оброк, остальные дни они предоставлены самим себе. Если же помещик незаконно и жестоко обращается со своими крестьянами, то наказание несёт не только он сам, но также и губернатор, который допускает или замалчивает такие случаи. Кроме того, в случае неурожая помещики обязаны содержать и кормить крестьян, а также предоставить им на следующий год семена для посева.

Продавать крестьян запрещено - только земли с расположенными на них полями и деревнями. Помещик должен заботиться, чтобы крестьянин мог платить в казну. Ему строго-настрого запрещено принуждать крестьянина работать для оплаты долгов самого помещика. Крестьянам разрешено торговать собственным урожаем по своему усмотрению, а также скупать в других деревнях различные изделия и торговать ими на рынках. Кроме того, они могут брать в долгосрочную аренду почтовые станции, а помещик выступает в этом случае гарантом.

Оброк платится в зависимости от количества земли и управления, примерно от 1 до 2,5 рубля серебром в год".

                                                                             ***

Чтобы примерно понять финансовую нагрузку крестьянина при платеже оброка, мы приведем статистику цен в Российской империи на 1835 года. Как следует из данных вышеприведенного автора, крестьяне могли продавать урожай по своему усмотрению, и платили оброк в год от 1 до 2,5 рублей серебром в год. Ниже указаны цены на рожь и овес в различных губерниях, которые колеблются от 3-4 рублей до 14-28 рублей за четверть (12 пудов).

перевод с немецкого:

В году 1835.

Самые высокие (в июле).

28 руб. за четверть ржи, в Псковской губернии.

14 руб. за четверть овса в Псковской и Витебской губерниях.

Средние:

10 руб. за четверть ржи в губерниях: Воронежской, Вятской, Казанской, Курской, Херсонской.

7 - 6 руб. за четверть овса, во многих местностях средней России.

Низкие:

4 руб. 54 коп. за четверть ржи в Енисейской губернии.

3 рубля за четверть овса в Енисейской и Пензенской губерниях.

оригинал:

Статистика цен из книги "Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношении" (Rußland in historischer, statistischer, geographischer und literarischer Beziehung) , Том 1, 1839 год.

                                                                  ***

Отрывок из рассказа А. С. Пушкина "Путешествие из Москвы в Петербург" (1833—1835) (написанной в ответ на "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева) где он описывает разговор со своим попутчиком англичанином о русских крепостных крестьянах (отрывок):

Англичанин: Вообще повинности в России не очень тягостны для народа. Подушная платится миром. Оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где он хочет. Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу. И это называете вы рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простору действовать.

                                                                       ***

От Амалии фон Лиман, молодой девушки, из поездок с родителями по нескольким землям России, в доверенных письмах её подруге и прежней гувернантке, Хелене Гаттерер в Гёттингене. Типография Розенбуш, 1794 года. Гёттинген, Германия.Небольшая часть из рассказа, например про Кострому:

"Вечером около 7 часов мы поехали дальше, и ночью мы прибыли в губернский город Кострома. После обеда мы осмотрели город, он очень большой, все здания из камня, как в Санкт-Петербурге. В городе есть очень великолепный монастырь. После обеда мы осмотрели фабрику графа Воронцова, она находится примерно в 6 верстах от города, в очень красивой местности. На обратном пути мы осмотрели монастырь. После того как мы переночевали, мы продолжили наше путешествие в деревню Иваново. Это очень большая деревня, принадлежащая графу Шереметьеву. В ней находится очень много маленьких ткацких фабрик....

Крестьяне там очень богаты, хотя и не занимаются земледелием; каждый печатает льняные платки, в воскресенье несет свою недельную работу на рынок, продает свой готовый товар, покупает себе новый материал и начинает работать в понедельник снова, и живут они так из года в год.

Два крестьянина в тех местах владеют хорошими фабриками, и в их распоряжении есть свои крестьяне. Один из них пригласил нас погостить у него. Я не могу вам даже описать, как мы были восхищены, иметь возможность погостить дома у местного крестьянина. Он жил в большом каменном доме, очень чистом, в комнатах была лучшая мебель из красного дерева, фарфор и серебро; стулья и занавески из ситца, по последней моде с бахромой и кистями.

После завтрака, он повёл нас в местную каменную церковь, недавно построенную, очень красиво и искусно разрисованную внутри, особенно алтарь. На эту церковь они потратили тридцать пять тысяч рублей. Я Вам уже писала, моя любовь, что все крестьяне здесь фабриканты, и они сделали всё своими руками, никакой иностранец не работал над этим; вырезанные узоры были делом рук местных мастеров, живопись тоже от них, даже кирпичи были местного обжига.".....

                                                                                 ***

"Отечественные записки" Часть 14, № 38 , июнь 1823 года. Письмо князя Козловского.

Благодетельные крестьяне

Село Баршовка, марта 24, 1823 года.

"Костромской губернии, Кинешемского уезда в деревне Ванячках, принадлежащей Ан. Пет. Хрущеву, живут два крестьянина, двоюродные братья, Петр Кузьмич и Иван Степаныч Коноваловы.

Хорошим поведением и честностью они заслужили уважение соседей; довольно одного их слова, чтобы примирить ссорящихся. — Они занимаются торговлею на довольно значительную сумму — чем и приобрели хороший капитал; но Коноваловы не копят золота, чтобы запирать его в кладовых; а употребляют достояние свое благороднейшим образом: где случится несчастье от пожара (что они стараются разведывать), то тотчас Коноваловы посылают на всякий сгоревший двор хлеб и соль, 10 р. асс., тулуп, а летом кафтан, а иногда и две рубашки.

Вот, милостивый государь поступки русских помещичьих мужиков. — Поместите сие в журнале вашем, да не утаятся в неизвестности человеколюбивые поступки сих добрых людей и проч."

Кн. А. Ко.

Основатель рода – Петр Кузьмич Коновалов (1781–1846), будучи крепостным, организовал в д.Бонячки Кинешемского уезда (ныне – город Вичуга Ивановской обл.) ткацкое заведение с раздачей нитяных основ для работы крестьян на дому. Скопив капитал, он в 1827 с семьей выкупился на волю, приписался к купеческому сословию и продолжил свое дело. Его сыновья и внуки развили производство. В 1864 в Бонячках уже работала механическая ткацкая фабрика, в 1870 в соседнем с. Каменка открылась красильно-отделочная фабрика Коноваловых, а в 1894 в Бонячках – уже большая бумаго-прядильная мануфактура, вобравшая мелкие кустарные заведения и получившая право маркировать изделия изображением государственного герба.

                                                             ***

Старинный деревянный дом в деревне Вичуга, Костромская Губерния. Рисунок Никанора Чернецова, 1838 год. Журнал "Зодчий" № 3, 1872 год.

                                                                ***

Блазиуз, который критически и с нелюбовью относился к России, в своей книге "Путешествие по европейской части России в 1840-1841 г.г." издания 1844 года ("Reise im Europäischen Russland in den Jahren 1840 und 1841",von BLASIUS, Johann Heinrich.) изобразил дом русского крестьянина так :

Дом русского крестьянина. Рисунок из главы "Путешествие из С.- Петербурга в Вытегру.

Отрывок из главы "Путешествие из Вологды в Ярославль", Стр. 287:

......"Уже при въезде на ярославскую землю дома и деревни принимают другой характер, выглядят ещё более благосостоятельней, чем близлежащие вологодские деревни. Дома построены гораздо лучше, чем те, которые мы видели до сих пор, имеют широкий, дугообразно перекрытый сводом вход с двумя колоннами по обе стороны, большие окна со ставнями, отделанные в лучшем вкусе, и просторные комнаты с балконом с торцевой стороны"...

                                          Крестьянская изба. Владимирская губерния. 

                                                                      ***

Деревня между Костромой и Ярославлем. Литография из книги "Voyage pittoresque et archéologique en Russie", Андре Дюран (Andre Durand), год издания 1839.

Вид села между Новгородом и Тверью. Литография из книги "Voyage pittoresque et archéologique en Russie", Андре Дюран (Andre Durand), год издания 1839.

Гуляние на Троицу. Семик в Епифановском уезде Тульской губернии. Гравюра. 1850 годы . Крепостные князя Голицына. Обратите внимания на дома этих несчастных крестьян.

Сельский праздник. Литография Лемерсье по рис. Русселя. 1840-е гг.

Усадьба Райково . Костромская губерния, Вичуга, деревня Шелашиха на реке Сунжа. 1831 год.

В конце 18 в. Шелашиха управлялась князем Борисом Петровичем Козловским (1754-1809), который был женат на Анне Николаевне Бологовской.

Иоганн Готтфрид Зойме., портрет художника Фейт Ханс Шнорр фон Карольсфельд (Veit Hanns Schnorr von Carolsfeld), 1798 год.,

Seume, Johann Gottfried, 1763 – 1810, немецкий писатель и поэт, родился в бедной крестьянской семье. Человек честный, Зойме был непреклонен в своих принципах; сурово и резко высказывал он их, не заботясь о форме своих произведений.

Изучал теологию в Лейпциге, но, проникшись скептицизмом, оставил Лейпцигский университет.

Схваченный гессенскими вербовщиками по пути в Париж в 1781 году, он был продан Ландграфом Фридрихом II Гессен-Кассельским в качестве солдата англичанам, и затем отправлен в Северную Америку. В 1783 году при транспортировке в Бремен, Зойме сбежал, но был схвачен на этот раз прусскими вербовщиками Короля Фридриха II (короля Пруссии). Вторичная попытка бежать не удалась, и лишь с трудом Зойме избежал смертной казни шпицрутенами, отделавшись небольшим тюремным заключением, после того как за него вступился Гийом Курбиер барон де-л’Амм, прусский фельдмаршал. В 1783 году он вернулся из Канады.

В 1805 году он совершил путешествие в Россию и Швецию. Из его книги "Моё лето" (Mein Sommer), в переводе с немецкого языка:

Петербургская губерния: 

"Дома уже не выглядят зловещими закопченными дырами как в Лифляндии; в основном они имеют приятные светлые оконца, тут и там мило украшены разбой и окрашены. Также везде видны печные трубы. Это говорит в пользу местной знати. Но основная причина все же в том, что здесь живет много русских. Русские везде более деятельны, и не позволяют себя унижать, как это делают латыши и эстонцы.

Если в Лифляндии и увидишь печную трубу, то это, как правило, дом дворянина или его винокурня"...<...> Крестьянские дома (в Лифляндии) выглядят как пещеры троглодитов.

Петербургская губерния: "Деревни здесь, хоть и выстроенные из дерева - красивые и большие, и, можно сказать, производят очень дружелюбное и богатое впечатление. Дома стоят в основном фронтоном к улице и имеют светлые окна; наличники почти все резные и разноцветно выкрашены; крыши - с выступом для защиты от непогоды. Я видел множество крестьянских домов, которые имели в ряд восемь красивых окон с белыми занавесками. Большинство домов имеют этажом выше мезонин, который является дополнительным украшением всего фасада. На некоторых из этих мезонинов я видел бюсты теперешнего царя и его супруги.

                                                                        ***

Литография гравюры "Русские крестьяне в национальных костюмах". Париж 1838г. Старинная гравюра из многотомного издания Жана-Мари Шопена L'Univers Pittoresque"Вселенная. История и описание всех народов .

Устройство избы деревенских крестьян Тверской Губернии. 1830 год. Предметы русского быта в акварелях из труда "Древности Российского государства" Фёдора Григорьевича Солнцева. Выпущен в Москве в течение 1849—1853 годов.

Изба или русская комната, Милан, Италия, 1826 год. Авторы гравюры Луиджи Джиаре (Luigi Giarre) и Винченцо Станджи (Vincenzo Stanghi). Работа из издания Джулио Феррарио (Giulio Ferrario) "Il costume antico e moderno o storia".

1812 год. Рисунок английского художника-акварелиста Джона Огастеса Аткинсона (John Augustus Atkinson 1775–1833), который прожил многие годы в России. Русские крестьяне отличались небывалым патриотизмом и имели сильное чувство собственного достоинства, они наносили себе увечья, но не помогали французам и их союзникам.

Простая одежда тверской девушки. 1833 год. Одежды русского государства в акварелях из труда "Древности Российского государства" Фёдора Григорьевича Солнцева. Выпущен в Москве в течение 1849—1853 годов.

На крыльце избы. 1855 год. Фелицын Ростислав (1830-1904)

Русская крестьянская семья на старинных гравюрах.

                                                                         ***

Антон Фридрих Бюшинг (Anton Friedrich Büsching, 1724— 1793) — известный немецкий теолог, географ и педагог. Из его книги "Новое описание земли (Neue Erdbeschreibung)" о Российской империи.

Автор, который был два раза в России в 1748-1750 и в 1761-1765 годы, описывая в своей книге быт и положение русских крестьян, жизнь городов и провинций Российской империи, практически не упоминает какое либо насилие над крестьянами или их унижение, напротив, отмечая повсюду большое количество мануфактур, фабрик, заводов, полей и богатую жизнь русских крестьян и прочего работающего населения. Во время своего второго пребывания в России в 1761 по 1765 год, он отметил что добротных домов становится всё больше и плохих почти не осталось. Так же автор отмечает, что продукты питания в Российской империи очень дешёвые, по очень доступной цене, в особенности мясо. Каждый крестьянин имеет в своем доме баню, в которой он парится два раза в неделю, и если у кого нет собственной, то для этого построены общественные.

О крепостных в Герцогстве Литовском (Лифляндском) автор сообщает с превеликим сожалением и состраданием, в каком положении живут там крестьяне и о том как их дома напоминают лишь закопченные хижины, и что они находятся практически в рабском положении у своих феодалов. Их господа - в основном немцы, остальные шведы, датчане и поляки, и они ничем не обязаны своим крепостным и не предоставляют им практически ничего, что необходимо к проживанию. Хозяева могут продать крепостных по своему усмотрению, даже отдельно от детей, и проявлять любые формы насилия над ними, не будучи наказанными за это. Многие крестьяне едва доживают до следующего урожая. В ещё более худшем положении находятся эстонские крепостные крестьяне. В Дании крестьяне за неимением лошадей, сами вынуждены запрягаться в плуг.

                                                                      ***

Из книги: "О прибытии Карла XII, короля Швеции в земли умершего короля Польши Августа II." Часть вторая. Автор: Rudiger, Johann Andreas Rudiger, 1742 год. (Стр. 280)

Перевод с немецкого:

"Крестьянин во всей Польше и Литве есть самый настоящий раб. И если господин убьет его, он не понесет за это никакого наказания."...

Как известно, Королевство Польское и Великое княжество Литовское располагались на территориях современных Польши, Украины и Литвы.

                                                                         ***

Из феодального устава землевладения Депенау, княжество Гольштеин (Depenau, Holstein), 1740 года:

"Ничто не принадлежит вам, душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и все что вы имеете, является моим (Nichts gehoret euch zu, die Seele gehoret Gott, eure Leiber, Guter und alles was ihr habt, ist mein)"....

..."Крестьянин не должен стелить свою постель до вечера, так как он не может знать днем, спит ли он еще следующую ночь в той же самой постели. (Der Bauer muss sein Bett nicht vor Abend zurecht machen, weil er am Tage nicht wissen kann, ob er noch die nachste Nacht in demselben schlaft)"

(Из книги Volker Griese: "Es gehet dem Menschen wie dem Vieh". Gut Depenau und seine Leibeigenen. (Фолькер Гриезе: " Люди как скот" . Усадьба Депенау и её крепостные.)

В герцогствах Шлезвиг и Гольштейн крепостное право было отменено в 1804 году.

                                                                             ***

Дневник F.W. Winkler, штабного секретаря саксонского гусарского полка в составе армии Наполеона, во время похода на Россию в 1812 году. Описание герцогства Польского.

Автор с состраданием описывает увиденное им ужасное положение крестьян, которые живут в жалких полуразваленных хижинах и спят на полу на тряпках. Которым не принадлежат даже ложки, которыми они едят, и жизнь которых полностью зависит от воли своего господина..... но все подробности мы лучше не станем переводить и описывать ......текст оригинала

Хижина франконского крестьянина, Германия. Рисунок F.W. Weinrotter 1730-1771. Из книги Густава Фрайтага "Зарисовки из немецкого прошлого" Том 3. (Bilder aus der deutschen Vergangenheit) .

Крестьянская хижина. Голландия. Van Gogh. 19-ый век

Хижина европейского крестьянина. Franz Edmund Weirotter. (1733 Innsbruck - 1771 Wien)



ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded