wowavostok

Categories:

7 типичных ошибок учителей литературы

7 типичных ошибок учителей литературы

Инна Кабыш – поэт, педагог и автор проекта «Литература 5D» в театре МОСТ – рассказывает о типичных ошибках, которые допускают школьные преподаватели литературы, и о том, как их избежат

Ошибка № 1. Нелюбовь к литературе

Чтобы заинтересовать детей своим предметом, нужно, во-первых, самому безоглядно его любить. Литература – не профессия, а образ жизни, путь постижения действительности, себя. И преподаватель должен это являть физически, не только на словах. Любую фальшь дети чувствуют.

Во-вторых, ученикам постарше можно объяснить: литература разительно отличается от всех школьных предметов. Просто так сложилось, что она стоит через запятую с физикой, химией и математикой. На самом деле это не обычный предмет, а единственный вид искусства, затесавшийся в школьную программу.

В-третьих, литература нужна не для того, чтобы ямб от хорея отличать, а чтобы научиться видеть разницу между добром и злом. Это нужно всем. Врачам, инженерам – кому угодно. Книги – это пища, только духовная. Как мы кормим тело, так мы должны развивать и кормить душу.

Ошибка № 2. Усложнение сложного

Для каждого возраста нужна своя методика. Дети должны понимать, что литература не про дяденьку Тараса Бульбу и не про тетеньку Наташу Ростову – она про них. В каждом произведении мы видим, что герой стоит перед выбором. Я спрашиваю ребят: «А разве это не про вас? Разборки с родиной, у девочек с мальчиками, у мальчиков с девочками, у вас с родителями будут всегда. Вы не обращайте внимания на слова “сюртук” и “армяк”. Подставьте вместо них другие. Вам легче от этого? Вот и хорошо». Нужно все объяснять простыми словами. Чтобы великая русская литература, эта громадина, которую мы на детей обрушиваем, их не раздавила.

Ошибка № 3. Литература не по возрасту

Получается, что дети всегда читают про взрослых. Дубровский – взрослый парень, ему 23 года. С другой стороны, если мы не заставим их в школе, они никогда не прочитают Пушкина. Поэтому каждый раз надо придумывать, как «всунуть» взрослое произведение в детскую голову. Но недооценивать детские умы тоже не стоит: они способны расширяться и достигать бОльших высот, чем взрослые. Как сказал Андрей Платонов, «правду знают только дети, никто больше не вместит».

Я совершенно не боюсь слова «навязывают», «заставляют». Ребенок – он как больной, которого надо вылечить. Врач же навязывает нам список лекарств, которые мы должны принять. Но при этом я всегда составляю сбалансированный список литературы на лето. В нем должна быть не только программа на будущий год, но и книги по возрасту. Если ученику 12 лет, то он, конечно, должен прочитать «Дубровского». Но ему нужно прочитать и «Чучело», потому что там дети тоже учатся в шестом классе. Поэтому в моих списках всегда есть обязательная (программная) часть, книги, которые я подбираю детям по возрасту, а также зарубежная литература. Многие дети очень радуются таким спискам. Им лучше, когда есть компас в существующем море книг. Исходить из позиции «Пусть читают, что хотят» – тоже неправильно. Тогда их кругозор ограничится комиксами.

Ошибка № 4. Копирование и отсебятина

Важно дать ребенку возможность выражать собственное мнение. Сейчас столько источников информации, что глупо считать себя истиной в последней инстанции. Но и волюнтаризм в духе «я вот так это вижу, Ромео и Джульетта дураки» ни к чему хорошему не приведет. Преподавателю нужно донести до учеников, что вообще хотел сказать автор, в чем заключается идея произведения. Только после этого они могут сформулировать свою позицию, отношение к поступкам героев.

РЕКЛАМА

Когда ученики копируют мнение учителя, это тоже плохо. Должно быть двуединство. Перед нами – маленькие дети, у них очень много амбиций. Им кажется, что они сейчас такую крутую мысль скажут, что все удивятся. Но у них нет ни читательского, ни жизненного опыта, ни филологического инструментария, чтобы проанализировать произведения. Поэтому мы как преподаватели должны расставить для них приоритеты и направить в нужном направлении.

Ошибка № 5. Мы не учим говорить

Умение говорить и писать – это два навыка, которые не дублируют друг друга. Недаром сейчас ввели устную часть ОГЭ. Современные дети часто не умеют говорить – с появлением гаджетов этот навык утрачивается. Поэтому так важно приводить детей в театр, на экскурсию в музеи. Там они слышат образцы речи.

В случае с сочинениями проще, есть определенные клише и структура: введение, основная часть, заключение. Этот навык формируется именно на уроках литературы. А вот учить говорить должны все: преподаватели на других уроках, родители. Дома нужно разговаривать с детьми, а не утыкаться после работы в ноутбуки и смартфоны.

Ошибка № 6. Тупая зубрежка

Родители часто говорят, что не понимают, зачем детям учить стихи наизусть. А это нужно не только для того, чтобы развивать память. Например, в стрессовые периоды психологи советуют читать молитвы или стихи. В такой момент (хотя это и кажется маловероятным) человек может оказаться без смартфона и без интернета. И придется вспоминать строчки классиков самому.

Есть определенный минимум, который каждый образованный человек должен знать. Я, конечно, стараюсь не загружать детей огромными списками: например, изучаем мы вольнолюбивую лирику Пушкина – и берем для заучивания только одно стихотворение. Захотят – выучат больше. В старших классах ученики готовятся к поступлению, поэтому работаем в еще более щадящем режиме: одно стихотворение Ахматовой, одно Цветаевой, одно Блока и так далее.

Ошибка № 7. «На ушко» и на перемене

Читать наизусть стихотворения дети должны только перед всем классом – это хорошая традиция российских школ. Те, кто стесняется, либо плохо выучили, либо боятся публично выступать. Так человек и не научится публично выступать, если он будет зачитывать стихотворения на ушко преподавателю на переменах.

Когда я выступала со своей стихотворной программой в Дрездене, ко мне подошла одна женщина и спросила: «Неужели в русской школе до сих пор существует традиция учить стихи? Как же вам везет!» Когда я рассказала об этом ученикам, они очень смеялись. Преподаватели Германии от этой традиции отступились, а в России она жива. Это наше большое достижение, и надо его сохранить.

В конце концов, главная задача преподавателя литературы – это сформировать личность подрастающего ребенка и помочь ему преодолеть психологические барьеры. Мы учим человека быть Человеком.

Источник 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded