wowavostok

Categories:

Как «зелёная энергетика» паразитирует на существующей энергосистеме России

Раковая опухоль «зелёной энергетики» уже давно пустила метастазы и в России. «Зелёные энергетики» стремятся паразитировать на существующей энергосистеме, организовав солидные субсидии и компенсации за счёт налогоплательщиков...

Как организован попил зеленых субсидий в России – кому и сколько? Конкретные документы и цифры

Автор – alexsword

Не все по­ни­ма­ют, что ра­ко­вая опу­холь зе­ле­ной "энер­ге­ти­ки" уже давно пу­сти­ла ме­та­ста­зы и в России. Кто-то го­во­рит, что для уда­лен­ных рай­о­нов такая ге­не­ра­ция имеет смысл в ка­че­стве ис­точ­ни­ка (ис­клю­чи­тель­но для бы­то­вых нужд), как форма до­та­ции раз­ви­тия уда­лен­ных тер­ри­то­рий – и это верно. Но это го­во­рит о полном непо­ни­ма­нии уже дей­ству­ю­щих ме­ха­низ­мов зе­ле­но­го суб­си­ди­ро­ва­ния.

Даже Алек­сандр Хур­шу­дов, как вы­яс­ни­лось, со­вер­шен­но не в курсе, и о зе­ле­ных суб­си­ди­ях го­во­рит в бу­ду­щем вре­ме­ни.

Итак, даю справ­ку по ис­то­рии и те­ку­ще­му со­сто­я­нию во­про­са о зе­ле­ных суб­си­ди­ях в России.

Клю­че­вые до­ку­мен­ты, ко­то­рые управ­ля­ют день­га­ми в во­про­се "зе­ле­ных суб­си­дий":

1) Пра­ви­ла опто­во­го рынка элек­три­че­ской энер­гии и мощ­но­сти

От­ры­вок из этих правил:

99. Для каж­до­го года, с ко­то­ро­го будет осу­ществ­лять­ся по­став­ка мощ­но­сти по ре­зуль­та­там те­ку­ще­го отбора про­ек­тов, и по каж­до­му виду ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, преду­смот­рен­но­му под­пунк­та­ми 13 пункта 195 на­сто­я­щих Правил, опре­де­ля­ет­ся со­во­куп­ный объем уста­нов­лен­ной мощ­но­сти ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, ко­то­рый тре­бу­ет­ся отобрать в ходе те­ку­ще­го отбора про­ек­тов для по­став­ки мощ­но­сти по до­го­во­рам о предо­став­ле­нии мощ­но­сти ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих на основе ис­поль­зо­ва­ния воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии, за­клю­ча­е­мым в от­но­ше­нии ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов со­от­вет­ству­ю­ще­го вида, период по­став­ки мощ­но­сти по ко­то­рым на­чи­на­ет­ся в со­от­вет­ству­ю­щем году (далее – пла­но­вый объем необ­хо­ди­мой к отбору мощ­но­сти).

***

Пла­но­вый объем необ­хо­ди­мой к отбору мощ­но­сти со­от­вет­ству­ю­ще­го вида ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов в от­но­ше­нии ка­лен­дар­но­го года X + k (где k – ми­ни­маль­ное зна­че­ние из дли­тель­но­сти ин­ве­сти­ци­он­но­го цикла, опре­де­ля­е­мой для вида ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов в со­от­вет­ствии с на­сто­я­щим пунк­том, и из­ме­ря­е­мой в годах раз­но­сти 2024 года и года X) уве­ли­чи­ва­ет­ся на ве­ли­чи­ну, равную мак­си­маль­но­му зна­че­нию из нуля и до­пол­ни­тель­но­го объема мощ­но­сти (ДОМ), ко­то­рый опре­де­ля­ет­ся по сле­ду­ю­щей фор­му­ле:

где:

i – индекс сум­ми­ро­ва­ния, от­ра­жа­ю­щий ка­лен­дар­ный номер года (с 2014 года до года X вклю­чи­тель­но);

ЦПВi – це­ле­вой по­ка­за­тель ве­ли­чи­ны объ­е­мов ввода уста­нов­лен­ной мощ­но­сти ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих на основе воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии, со­от­вет­ству­ю­ще­го вида в це­но­вых зонах опто­во­го рынка, уста­нов­лен­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на i-й год;

УМ – опре­де­ля­е­мый в со­от­вет­ствии с на­сто­я­щим пунк­том объем уста­нов­лен­ной мощ­но­сти ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов со­от­вет­ству­ю­ще­го вида, ввод ко­то­рых был за­пла­ни­ро­ван на i-й год;

ПревМ – рас­чет­ная ве­ли­чи­на пре­вы­ше­ния ото­бран­ных объ­е­мов над пла­но­вы­ми, опре­де­ля­е­мая в со­от­вет­ствии с на­сто­я­щим пунк­том.

То есть, вне за­ви­си­мо­сти от эко­но­ми­ки и из­дер­жек, свя­зан­ных с по­сле­ду­ю­щим вы­рав­ни­ва­ни­ем "рваной" ге­не­ра­ции, опе­ра­тор опто­во­го рынка тупо обязан за­ку­пать воз­об­нов­ля­е­мую энер­ге­ти­ку в рамках пла­но­вых квот. Ана­ло­гич­но опре­де­ля­ют­ся пре­дель­ные ка­пи­таль­ные за­тра­ты.

По какой цене он обязан за­ку­пать эту "рваную" ге­не­ра­цию?

Это цена за саму ЭЭ + "плата за мощ­ность", ко­то­рая опре­де­ля­ет­ся вторым до­ку­мен­том:

2) Пра­ви­ла опре­де­ле­ния цены мощ­ность ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих на основе воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии

Наи­бо­лее вкус­ный от­ры­вок:

При­ло­же­ние N 2
2. Для опре­де­ле­ния цены на мощ­ность, про­да­ва­е­мую по до­го­во­рам купли-про­да­жи (по­став­ки) мощ­но­сти, за­клю­чен­ным в со­от­вет­ствии с до­го­во­ром о при­со­еди­не­нии к тор­го­вой си­сте­ме опто­во­го рынка по ре­зуль­та­там кон­курс­ных от­бо­ров ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по стро­и­тель­ству (ре­кон­струк­ции, мо­дер­ни­за­ции) ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих на основе ис­поль­зо­ва­ния воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии, преду­смот­рен­ным под­пунк­том 14 пункта 4 Правил опто­во­го рынка элек­три­че­ской энер­гии и мощ­но­сти, утвер­жден­ных по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 27 де­каб­ря 2010 г. N 1172 "Об утвер­жде­нии Правил опто­во­го рынка элек­три­че­ской энер­гии и мощ­но­сти и о вне­се­нии из­ме­не­ний в неко­то­рые акты Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по во­про­сам ор­га­ни­за­ции функ­ци­о­ни­ро­ва­ния опто­во­го рынка элек­три­че­ской энер­гии и мощ­но­сти" (далее со­от­вет­ствен­но – до­го­во­ры о предо­став­ле­нии мощ­но­сти, Пра­ви­ла опто­во­го рынка), ком­мер­че­ский опе­ра­тор опто­во­го рынка еже­год­но с учетом осо­бен­но­стей, преду­смот­рен­ных до­го­во­ром о при­со­еди­не­нии к тор­го­вой си­сте­ме опто­во­го рынка, рас­счи­ты­ва­ет норму до­ход­но­сти ин­ве­сти­ро­ван­но­го в ге­не­ри­ру­ю­щий объект ка­пи­та­ла за i-й год (НДi) по фор­му­ле:
НДi = (1 + НДб) x (1 + ДГОi) : (1 + ДГОб) – 1,
где:
НДб – ба­зо­вый уро­вень нормы до­ход­но­сти ин­ве­сти­ро­ван­но­го в ге­не­ри­ру­ю­щий объект ка­пи­та­ла, уста­нав­ли­ва­е­мый в раз­ме­ре:
14 про­цен­тов – для ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, ин­ве­сти­ци­он­ные про­ек­ты по стро­и­тель­ству ко­то­рых были ото­бра­ны в ходе кон­курс­но­го отбора ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по стро­и­тель­ству ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих на основе ис­поль­зо­ва­ния воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии, про­ве­ден­но­го до 1 января 2016 г.;
12 про­цен­тов – для ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, ин­ве­сти­ци­он­ные про­ек­ты по стро­и­тель­ству ко­то­рых были ото­бра­ны в ходе кон­курс­но­го отбора ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по стро­и­тель­ству ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих на основе ис­поль­зо­ва­ния воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии, про­ве­ден­но­го после 1 января 2016 г.;
ДГОi – сред­няя до­ход­ность дол­го­сроч­ных го­су­дар­ствен­ных обя­за­тельств, ис­поль­зу­е­мая при рас­че­те цены на мощ­ность для по­став­щи­ков мощ­но­сти, опре­де­ля­е­мая для i-го года в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной власти, осу­ществ­ля­ю­щим функ­ции по вы­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки и нор­ма­тив­но-пра­во­во­му ре­гу­ли­ро­ва­нию в сфере ана­ли­за и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия;
ДГОб – ба­зо­вый уро­вень до­ход­но­сти дол­го­сроч­ных го­су­дар­ствен­ных обя­за­тельств, уста­нав­ли­ва­е­мый в раз­ме­ре 8,5 про­цен­та.
3. Расчет со­став­ля­ю­щей цены на мощ­ность ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, обес­пе­чи­ва­ю­щей воз­врат ка­пи­таль­ных и экс­плу­а­та­ци­он­ных затрат в i-м году (КЭi), опре­де­ля­ет­ся ком­мер­че­ским опе­ра­то­ром опто­во­го рынка в со­от­вет­ствии с осо­бен­но­стя­ми, преду­смот­рен­ны­ми до­го­во­ром о при­со­еди­не­нии к тор­го­вой си­сте­ме опто­во­го рынка, по фор­му­ле:
КЭi = (Ri x НДi-1 : (1 – НП) + ri) : 12 + ЭРi,
где:
Ri – размер ин­ве­сти­ро­ван­но­го ка­пи­та­ла на начало i-го года;
НДi-1 – норма до­ход­но­сти ин­ве­сти­ро­ван­но­го в ге­не­ри­ру­ю­щий объект, функ­ци­о­ни­ру­ю­щий на основе ис­поль­зо­ва­ния воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии, ка­пи­та­ла за год, пред­ше­ству­ю­щий i-му году;
НП – рас­чет­ное зна­че­ние, опре­де­ля­е­мое в со­от­вет­ствии с до­го­во­ром о при­со­еди­не­нии к тор­го­вой си­сте­ме опто­во­го рынка с учетом ставки налога на при­быль ор­га­ни­за­ций, при­ме­ня­е­мой для ис­чис­ле­ния суммы налога на при­быль ор­га­ни­за­ций, под­ле­жа­щей за­чис­ле­нию в фе­де­раль­ный бюджет, и ставки налога на при­быль ор­га­ни­за­ций, при­ме­ня­е­мой для ис­чис­ле­ния суммы налога на при­быль ор­га­ни­за­ций, под­ле­жа­щей за­чис­ле­нию в бюджет со­от­вет­ству­ю­ще­го субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции;
ri – размер воз­вра­та ин­ве­сти­ро­ван­но­го ка­пи­та­ла в i-м году;
ЭРi – про­из­ве­де­ние ве­ли­чи­ны экс­плу­а­та­ци­он­ных затрат, опре­де­лен­ной для со­от­вет­ству­ю­ще­го вида ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов и i-го года в со­от­вет­ствии с пунк­том 7 Правил опре­де­ле­ния цены на мощ­ность, и доли затрат, ком­пен­си­ру­е­мой за счет платы за мощ­ность ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, опре­де­лен­ной в от­но­ше­нии этого ге­не­ри­ру­ю­ще­го объ­ек­та и в от­но­ше­нии i-го года в по­ряд­ке, преду­смот­рен­ном при­ло­же­ни­ем N 1 к Пра­ви­лам опре­де­ле­ния цены на мощ­ность.

До­ку­мент боль­шой, но вкрат­це идея такая – вла­де­лец объ­ек­та, да­ю­ще­го "рваную" ге­не­ра­цию, га­ран­ти­ро­ван­но должен по­лу­чить го­до­вой воз­врат на ка­пи­тал .в раз­ме­ре 12%, вне за­ви­си­мо­сти от ин­фля­ции и на­ло­гов (там де­ла­ет­ся по­прав­ка на ин­фля­цию / до­ход­ность ОФЗ, а также из­ме­не­ния курсов валют).

Глав­ное, что ин­те­ре­су­ет вла­дель­ца "рваной" ге­не­ра­ции – квоты на объемы и лимиты на ка­п­за­тра­ты, опре­де­ля­е­мые пра­ви­тель­ством. Если он в них впи­сал­ся, – сиди, по­ку­ри­вай трубку, снимай и гы­гы­кай над лохами, ко­то­рые теперь думают, что делать с "рваной" ге­не­ра­ци­ей и ростом та­ри­фов.

***

Это калька с пе­чаль­но из­вест­ных схем feed-in та­ри­фов, опро­бо­ван­ных еще в Ис­па­нии, где теперь раз­би­ра­ют­ся с эко­но­ми­че­ской ка­та­стро­фой и де­ин­ду­стри­а­ли­за­ци­ей.

"Борец с пла­но­вой эко­но­ми­кой" Чубайс про­лоб­би­ро­вал запуск самой худшей формы пла­но­вой эко­но­ми­ки – где жестко ре­гу­ли­ру­ет­ся лишь про­ме­жу­точ­ный про­дукт (рваная элек­тро­энер­гия), без ана­ли­за по­след­ствий для по­тре­би­те­лей этой элек­тро­энер­гии. Эта ре­ин­кар­на­ция пла­но­вой эко­но­ми­ки ори­ен­ти­ро­ва­на не на ин­те­ре­сы энер­го­по­тре­би­те­лей (т.е. об­ще­ства), а на ин­те­ре­сы ин­ве­сто­ров в "рваную" ге­не­ра­цию.

***

Итак, по­ни­мая теперь дей­ству­ю­щие прин­ци­пы суб­си­ди­ро­ва­ния, да­вай­те теперь по­смот­рим, как опре­де­ле­ны "квоты на мощ­ность" и "пре­дель­ные ка­п­за­тра­ты" на се­го­дняш­ний день.

3) Ин­фор­ма­ция, необ­хо­ди­мая для про­ве­де­ния кон­курс­ных от­бо­ров ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по стро­и­тель­ству ге­не­ри­ру­ю­щих объ­ек­тов, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих на основе ис­поль­зо­ва­ния воз­об­нов­ля­е­мых ис­точ­ни­ков энер­гии, на 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годы

Пла­но­вые квоты на мощ­но­сти рваной ге­не­ра­ции, под­ле­жа­щие отбору, там опре­де­ле­ны так:

а пре­дель­ные ка­п­за­тра­ты на ки­ло­ватт (речь об уста­нов­лен­ной мощ­но­сти!) опре­де­ле­ны так:

впро­чем, если мы по­смот­рим на

4. "По­бе­ди­те­ли" про­шлых лет, то есть объ­ек­ты рваной ге­не­ра­ции, по­лу­ча­ю­щие суб­си­дии

мы увидим, что "ба­зо­вые пре­де­лы ка­п­за­трат" вовсе не озна­ча­ют ре­аль­ные пре­де­лы – смотри по­след­ний стол­бец:

Хорошо, за ори­ен­тир возь­мем 100 мил­ли­о­нов за ме­га­ватт "рваной" мощ­но­сти. Если КИУМ взять за 15% для фо­то­воль­та­и­ки, это дает 666 мил­ли­о­нов за "ре­аль­ный" ме­га­ватт с тем уточ­не­ни­ем, что это будет "рваный" пло­хо­пред­ска­зу­е­мый ме­га­ватт, ко­то­рый еще нужно вы­ров­нять.

Чисто "зе­ле­ное ре­ше­ние" вы­рав­ни­ва­ния через хра­ни­ли­ща Маска раз­ду­ет этот ценник еще в несколь­ко раз, как мы по­ка­зы­ва­ли здесь – Хотите элек­три­че­ство по 50-70 рублей за ки­ло­ватт­час? Внед­ряй­те зе­ле­ную энер­ге­ти­ку! По­нят­но, что вместо вы­рав­ни­ва­ния своими силами "объ­ек­ты рваной ге­не­ра­ции" стре­мят­ся па­ра­зи­ти­ро­вать на су­ще­ству­ю­щей энер­го­си­сте­ме, чтобы эта суб­си­дия носила скры­тый и неяв­ный ха­рак­тер. Но если оце­нить эту суб­си­дию в явном виде, оценив что вы­рав­ни­ва­ние "рва­но­го ки­ло­ват­та" в 2-3 раза дороже его соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, мы по­лу­ча­ем, что зе­ле­ная ге­не­ра­ция с вы­рав­ни­ва­ни­ем обой­дет­ся в 1.5-2 мил­ли­ар­да рублей за ме­га­ватт "ре­аль­ной" мощ­но­сти.

***

Для срав­не­ния – энер­го­блок АЭС Ростов-4 обо­шел­ся в 82 мил­ли­ар­да рублей за 1011 ме­га­ватт. Сред­ний КИУМ по атому про­цен­тов 90%, то есть это будет при­мер­но 900 "ре­аль­ных" ме­га­ватт, причем из­на­чаль­но ровной ге­не­ра­ции, ко­то­рую не нужно вы­рав­ни­вать, а сто­и­мость про­ек­та со­ста­ви­ла при­мер­но 90 мил­ли­о­нов рублей за ме­га­ватт.

Даже на­ки­нув ин­фля­цию по мак­си­му­му – 85% за период с 2010 по 2019 (хотя ре­аль­но не все ин­ве­сти­ции были сде­ла­ны именно в 2010 год) мы по­лу­чим для атома 166 мил­ли­о­нов рублей 2019 года за "ре­аль­ный" ме­га­ватт, что при­мер­но в 10-15 раз меньше, чем у "рваной" зе­ле­ной ге­не­ра­ции.

***

Для про­вер­ки да­вай­те теперь по­смот­рим ре­аль­ные отчеты ком­па­ний:

5. Пред­ло­же­ние Рос­энер­го­ато­ма по та­ри­фам на 2019 год

Нас тут ин­те­ре­су­ет прежде всего:

– рас­хо­ды на про­из­вод­ство (вклю­ча­ю­щие ка­п­за­тра­ты): 267.2 мил­ли­ар­да рублей

– по­лез­ный выпуск ЭЭ: 188.5 мил­ли­ар­дов квтч

Это дает 1.41 рубль за ки­ло­ватт-час у АЭС.

Смот­рим теперь ти­по­вое пред­ло­же­ние для "рваной" ге­не­ра­ции:

6. Пред­ло­же­ние АО "Сол­неч­ный ветер" (Сак­мар­ская СЭС) по та­ри­фам на 2019 год

Смот­рим те же по­ка­за­те­ли:

– рас­хо­ды на про­из­вод­ство (вклю­ча­ю­щие ка­п­за­тра­ты): 256.8 мил­ли­о­нов рублей

– по­лез­ный выпуск ЭЭ: 31.2 мил­ли­о­на квтч

Это дает 8.23 рубль за ки­ло­ватт-час для СЭС.

Не за­бы­ва­ем также, что отчеты опе­ри­ру­ют се­бе­сто­и­мо­стью, не ры­ноч­ной ценой. Для до­став­ки по­тре­би­те­лю нужно будет еще на­ки­нуть при­быль самого объ­ек­та рваной ге­не­ра­ции, на­цен­ку опто­во­го опе­ра­то­ра, на­цен­ки роз­ни­цу, транс­порт и потери и т.д. То есть не нужно путать эти цифры с тем, что платит ко­неч­ный лох.

***

Се­бе­сто­и­мость для СЭС выше уже в 5.8 раз больше, чем у АЭС, но не за­бы­ва­ем про то, что это рваная ге­не­ра­ция, ко­то­рую нужно еще вы­ров­нять, как по­ка­за­но выше, и ре­аль­ные рас­хо­ды у рваной ге­не­ра­ции будут больше в 11-17 раз, чем у АЭС.

Думаю, этих цифр вполне до­ста­точ­но, чтобы за­по­до­зрить в лоб­би­стах "рваной" ге­не­ра­ции врагов народа :-)

***

Радует пока лишь одно – ми­зер­ность этой ак­тив­но­сти. Если по­смот­реть на элек­тро­ба­ланс:

7. Струк­ту­ра ге­не­ра­ции ЭЭ в России в 2017

мы видим, что "рваная" ге­не­ра­ция со­ста­ви­ла жалкие 0.06% от общей.

Но в плане суб­си­дий это не такая уж мелочь. Если оце­нить их как раз­ни­цу се­бе­сто­и­мо­сти с атомом при­мер­но в 10-15 рублей за ки­ло­ватт­час, зе­ле­ным по­пиль­щи­кам было вы­пла­че­но за год 7-10 мил­ли­ар­дов "до­пол­ни­тель­ных" рублей (ко­то­рые не нужно было бы пла­тить АЭС), т.е. при­мер­но по 100-150 рублей с каж­до­го ра­бо­та­ю­ще­го граж­да­ни­на.

Как бы немно­го пока, но это будет вы­пла­чи­вать­ся много лет, и каждый год к этому до­бав­ля­ет­ся новый объем в рамках те­ку­щих "квот", по­ка­зан­ных выше.

Ком­мен­та­рий ка­мра­да Pol Alex (ка­са­тель­но пункта 6 – с де­та­ли­за­ци­ей пред­ло­же­ния по Сак­мар­ской СЭС), непло­хо ха­рак­те­ри­зу­ет алч­ность и ап­пе­ти­ты):

Самое ин­те­рес­ное из ин­фор­ма­ции Алекса – чистая при­быль СЭС – а она равна 115% к прямым за­тра­там, вклю­чая амор­ти­за­цию – это же мечта, су­ма­шед­шая рен­та­бель­ность, а значит опла­чи­ва­е­мый полный тариф был в диа­па­зоне 17-20 руб за кВт*ч

Для срав­не­ния можно по­смот­реть чистую при­быль АЭС, ко­то­рая со­став­ля­ет всего 16% к прямым за­тра­там, вклю­чая амор­ти­за­цию.

А если рас­крыть исходя из правил МФСО, в част­но­сти EBITDA, сто­и­мость биз­не­са, то, не ис­клю­че­но, эта СЭС будет стоить дороже АЭС, по бир­же­вым пра­ви­лам :-)

Нар­ко­тор­гов­ля, ко­неч­но, больше при­бы­ли даст, а вот с про­сти­ту­ци­ей или тор­гов­лей ору­жи­ем, ИМХО, "рваная" ге­не­ра­ция вполне может кон­ку­ри­ро­вать! :-)

Источник

Альтернативная энергетика, давай до свиданья

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded