wowavostok

Category:

Так чего же убоялись горячие финские парни? Харламп Лебядкин

Финны (suomalaiset, русское название /устар./ — чухна, чухонцы) просуществовали несколько тысячелетий. Самые близкие генетически к финнам эстонцы и шведы. Не особо заморачиваясь проблемами создания суверенного государства. То есть они были как бы и не против, и даже один короткий период у них даже был «свой монарх» - правда инспирированный кайзеровскими немцами*. До того, как Финляндию «приголубила» Российская Империя, финны не очень то дёргались в сторону самостийности, находясь под шведами. Так что в качестве благодарности за ленинский подарок они только несколько сблизились с Гитлером, построили линию Маннергейма и потов возвели несколько концлагерей для советских военнопленных. Правда, карело финская ССР у нас как-то не прижилась … После развала СССР финны отказали пламенным эстонцам (Эстония - бывшая шведская Эстляндия) в их стремлении присоединиться к Финляндии. Ельцину не удалось всучить финнам Карелию. За что мы попытались установить в Питере мемориальную доску тому самому Маннергейму. Попытки увековечить память, равно как и протесты , pro и conta — всё это как-то вяло. В неспешном финском духе.

В общем — как-то так.

Но не вынесла — исторически недавно — душа горячих финских парней новых исторических соблазнов. Повелись они на так называемые «обязательные платежи» («безусловный базовый доход»). В просторечье называемые «вертолётные деньги». Халява, в общем.

Халява не удалась. Финны и без того более склонны к покою-лени, не падки на излишки, и не склонны перенапрягаться ради житейски непонятного. Поэтому обязательных платежи (безусловный базовый доход) они как бы и приняли всей душой. Но потом вдруг отказались. Я уже писал об этом в https://cont.ws/@xarlamp/1225371.

В качестве последствий пробы обязательных платежей (халявы) и причин отказа от этого внеземного (у)довольствия финны приводят следующие - «Предоставление ежемесячной денежной выплаты … не стимулировало граждан работать больше» /см там же - https://cont.ws/@xarlamp/1225371 /

Предшественником проекта обязательных платежей - безусловного базового дохода(«вертолётных денег») - если следить за логикой идей — был Закон Спинхемлэнда ***.

Общество XVIII в. стихийно противилось любым попыткам превратить его в простой довесок к рынку. Рыночная экономика без рынка труда совершенно немыслима, но создание такого рынка, особенно в условиях английской деревни, означало, в сущности, безжалостный слом традиционной структуры общества.

В самый бурный период промышленной революции (т. е. в 1795-1834 гг.) формированию рынка труда в Англии препятствовал Закон Спинхемленда.

Фактически рынок труда был последним из рынков, организации которых потребовала новая промышленная система, и этот заключительный шаг был сделан только после того, как рыночная экономика уже набрала ход и когда стало ясно, что отсутствие рынка труда является, даже для простого народа, еще большим несчастьем, чем все те бедствия, которые должно было повлечь за собой его формирование.

Законы Спинхемленда были введены из-за возмущений сельского населения, страдавшего от жадного огораживания. Законы об оказании помощи неимущим – вовсе не заслуга «саморегулирующихся» рынков, а ответ на требования общественности в рыночную эпоху.

Простые люди сопротивлялись наступавшему на них рынку. В этом процессе то наступления, то отступления, Спинхемленд стал примером контрнаступления. С одной стороны, превращение земли и труда в товар, потребовало массового бесправия – это наступление (рынка на права человека). Контрнаступлением стала реакция общества, стремившего залечить раны, нанесенные «автономным» рынком. Эти два противоположных движения существуют в структуре рыночного общества.

Родители были избавлены от заботы о детях, а дети больше не зависели от родителей; хозяева могли сколько угодно понижать зарплату, а их работникам, как усердным, так и нерадивым, уже не грозил голод; филантропы приветствовали эту меру милосердия, хлтя и не совсем справедливого. Эгоисты легко утешались той мыслью, что милосердие это обходится им довольно дешево. А налогоплательщики не сразу поняли, что должно произойти с налогами при новой системе, провозгласившей «право человека на жизнь» независимо от того, зарабатывает он на нее или нет.

Однако общий оказался ужасающим. Простой человек утратил чувство собственного достоинства настолько, чтобы сознательно предпочитать пособие для бедных заработной плате, его заработная плата, субсидируемая обществом, не могла не падать до бесконечности, обрекая его тем самым на судьбу получателя пособия. Английская деревня постепенно пауперизировалась**, и поговорка «сел на пособие раз — не слезешь с него никогда» вполне соответствовала действительности. Пауперизм привлек внимание к тому непостижимому факту, что бедность, казалось бы, растет вместе с богатством. Долговременные последствия системы денежной помощи объясняют глубочайшую нравственную и социальную деградацию эпохи раннего капитализма.

Закон Спинхемленда имел своей целью предотвратить или замедлить пролетаризацию простого народа. Результатом же стала самая настоящая пауперизация масс, успевших за это время почти полностью утратить человеческий облик.

Эпоха, когда появился закон Спинхемлэнда, была в докапиталистической; сознание простого народа оставалось традиционным, а поведением его руководили далеко не одни лишь денежные мотивы. Значительное большинство сельского населения составляли собственники или пожизненные арендаторы земельных участков, предпочитавшие любой образ жизни статусу паупера, пусть даже последний еще не был, как это произошло позднее, сознательно отягощен унизительными или раздражающими ограничениями в правах. Будь у рабочих право объединяться для защиты своих интересов, система денежных пособий могла бы, конечно, оказать на средний уровень заработной платы противоположное влияние, ибо действиям профсоюзов в значительной степени способствовала бы система помощи безработным, предусматривавшаяся столь широким применением законодательства о бедных. Это, вероятно, и стало одной из причин принятия несправедливых законов против рабочих союзов 1799-1800 гг.

Итог оказался парадоксальным. «Все, что угодно, только не продолжение системы Спинхемленда!» — это убеждение стало всеобщим в Англии конца 18 века. Нужно было либо уничтожить машины, как это пытались сделать луддиты, либо создать настоящий рынок труда. Посмледствия законов Спинхемленда — деморализация и обнищание народных масс, экономический спад, почти полное уничтожение рынка труда.

Собственно, на это финны как раз и не рискнули пойти. Они побоялись современного варианта мельницы Сампо ****.

РЕКЛАМА

Потому как жизнь вне ярма, вне диктата примитивной экономической необходимости, вне нарастающей кастовой дисциплины для финнов оказалась немысленной — несмысленной и неосмысленной.

И не только для финнов.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Короле́вство Финля́ндия (фин. Suomen kuningaskuntahanke, буквально: «Проект королевства Финляндии», швед. Konungariket Finland) — формально существовавшая в период с 9 октября 1918 до 17 июля 1919 года форма государственного правления, возникшая в Финляндии. Однако король так и не прибыл в страну и не подписал ни одного государственного документа

** Пауперизм1) по Брокгаузу и Евфрону - (от латинского слова pauper - бедный) — есть явление массовой бедности; под бедностью же разумеется такое состояние лица, когда оно не имеет самых необходимых средств для поддержания своего существования. Массовая бедность появляется в человечестве с тех пор, как возникает значительное неравенство в распределении богатств. В древности и в средние века главными причинами пауперизма были 6едствия, вызываемые стихийными силами природы — неурожаи, эпидемии, наводнения, пожары, а также войны и дурное управление. - 2) по ВИКИпедии - обнищание пролетариата, или абсолютное и относительное ухудшение положения пролетариата — марксистская полит-экономическая концепция, утверждающая, что положение рабочего класса со временем неуклонно ухудшается в результате действия объективных экономических законов развития капитализма. Для обозначения обнищания вообще и обнищания пролетариата в частности в литературе используется также термин «пауперизация». 3) Пауперизм, политическая экономия и открытие общества находились между собой в теснейшей связи. Явление пауперизма привлеко внимание к тому факту, что бедность растет вместе с богатством. В современность человечество вошло «через дверь экономики», и это обстоятельство сообщило всей эпохе материалистический дух.

Рикардо и Мальтусу ничто не казалось более реальным, чем материальные товары. Законы рынка означали для них предел человеческих возможностей.

Уильям Томпсон /англ. William Thompson; 30 июня 1775 — 28 марта 1833) — ирландский мыслитель, экономист, политический философ, социолог и социальный реформатор, пришедший от утилитаризма к роли раннего критика капиталистическойэксплуатации и утопического социалиста, чьи идеи повлияли на кооперативное, профсоюзное и чартистское движения. Первый ирландский социалист и предшественник Маркса.

Уильям Годвин (1756-1836), проповедник одной из кальвинистских общин. В своем трактате "Рассуждение о политической справедливости" (т.1-2, 1793) У. Годвин выдвинул утопический проект построения общества независимых работников, продукты труда которых распределяются между всеми по потребностям. Высшим законом, руководящим деятельностью человека, по Годвину, должно быть всеобщее благо, которое заключается в обладании умом, деятельной добротой и свободой. Основное стремление человека есть желание содействовать благу всех разумных существ: войско разума неуязвимо. Годвин верил в безграничные возможности человека и поэтому отвергал законы рынка.

То, что человеческие возможности ограничены не законами рынка, а законами самого общества, суждено было постигнуть Оуэну; он (и Маркс) сумел разглядеть за покровом рынка нарождающуюся реальность — общество. Но их прозрения было забыто на столетия.

*** закон Спинхемленда был принят мировыми судьями графства Беркшир на постоялом дворе в Спинхемленде, недалеко от Ньюбери 6 мая 1975 года. Действовал закон Спинхемленда с1795 г.–1834 г. бал отменён Парламентом в 1834 году.

****  Сáмпо (фин. Sampo, из праарийского stambhas - «мировой столп». В карело-финской мифологии единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья (onnen), благополучия и изобилия. В эпосе «Калевала» его создатель Элиас Лённрот представил Сампо в виде мельницы. По-видимому, мотив перекликается с мельницей Гротти из Младшей Эдды.

А. Галлен-Каллела «Создание Сампо»
А. Галлен-Каллела «Создание Сампо»

А. Галлен-Каллела «Создание Сампо»

Сеппо Ильмаринен (Seppo Ilmarinen, Ilmerainen) — одно из трёх высших божеств карело-финской мифологии, бог воздуха и погоды, а также герой карело-финского эпоса «Калевала».

за три дня построил кузницу и начал ковать Сампо. Однако в первые четыре дня у него ничего не выходило: получились бивший всех без разбора золотой лук, топившая все челноки лодка, никого к себе не подпускавшая золоторогая корова и норовивший пахать не свою, а чужую землю плуг. Ильмаринен уничтожил их.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded