wowavostok

Categories:

Секреты авиабазы в Бобруйске: ядерные хранилища, стратегические бомбардировщики и визит Дудаева

В истории Бобруйска много страниц отведено холодной войне, и только сравнительно недавно c них снят гриф «секретно». Немногие в городе знали, что рядом военные построили два хорошо укрепленных и замаскированных хранилища с ядерными боеголовками и водородными бомбами. Доставить их на территорию потенциального противника должны были тяжелые бомбардировщики дальней авиации. В авиагородке рядом с аэродромом и сейчас живут летчики, которые помнят и могут рассказать, какую роль им предстояло выполнить в случае войны, рассказывает Денис Алдохин.

Бобруйский «Илья Муромец»

Аэродром в Бобруйске появился в годы Первой мировой войны. Изначальные сведения о нем относятся к 1918 году. В историю он попал благодаря первому тяжелому бомбардировщику «Илья Муромец», вынужденно приземлившемуся здесь. Его из Станьково в Смоленск перегонял полковник бывшей российской армии Иосиф Башко, но неблагоприятные погодные условия и отказ двигателя вынудили командира «Муромца» сесть в Бобруйске.

Город к этому времени заняли части 1-го Польского корпуса генерала Довбор-Мусницкого, которые воевали уже против большевиков, и экипаж был арестован. А 21 мая 1918 года германское командование предъявило ультиматум командиру 1-го Польского корпуса о немедленном разоружении и демобилизации. В итоге трое польских военнослужащих вместе с Иосифом Башко приняли решение бежать.

Удалось это сделать только в ночь на 23 мая. Летчики пробрались на самолет и вылетели в сторону Смоленска. Это был первый в истории авиации побег из плена с использованием летательного аппарата.

Власть меняется

Аэродром не раз переходил из рук в руки: с него летали поляки, потом немцы, и наконец в 1919 году он стал советским. С 1941 по 1944-й на бобруйском аэродроме базировались самолеты люфтваффе. Кстати, немцы модернизировали взлетно-посадочную полосу из грунтовой в деревянную. «Помогли» им в этом советские военнопленные: сначала они заготавливали метровые чурки в лесу, а потом вбивали их в землю.

А авиагородок появился при аэродроме еще до войны. Здесь в 30-х годах построили казармы, госпиталь и дома офицерского состава. У ДОСов адрес был простой — «первый» и «второй», и здесь жил высший командный состав. Говорят, там очень хорошие квартиры — с большими ванными и высокими потолками.

После войны и до 1994 года в Бобруйске базировались полки 22-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии. Первое время советские пилоты летали на американских бомбардировщиках В-25. Почему не на советских? Да просто не было подобных самолетов у СССР. Только в 1951 году на взлетно-посадочную полосу приземлились Ту-4.

Копия «суперкрепости»

Ту-4 был копией американского бомбардировщика Б-29 «Суперкрепость». Владимир Свиридов, владелец частного музея и бара «Авиатор» в авиагородке, рассказал интересную историю создания этой модели.

В 1944 году три американских «суперкрепости» произвели вынужденную посадку на территории СССР. Подобных самолетов у Сталина не было. Сделать такой собственный самолет в короткие сроки не получилось, поэтому решили скопировать американский. По одной из легенд, дошло даже до того, что советские инженеры скопировали фотоаппарат «Лейка», забытый экипажем в кабине.

Появление Ту-4 высоко оценили Штаты. Директива Совета Национальной безопасности США от 14 апреля 1950 года указывала, что потенциальный противник имеет более 1000 бомбардировщиков Ту-4 и даже… не менее 10 атомных бомб. Подчеркивалось, что это в корне меняет вероятную картину боевых действий в Европе, так как основными целями для них станут войсковые группировки НАТО. Старый Свет становился заложником ядерного противостояния.

Следующим бомбардировщиком, который появился в Бобруйске, стал Ту-16. Этот самолет, к слову, скопировали китайцы. У них он назывался Xian H-6 и составлял основу стратегической бомбардировочной авиации.

Ядерная эпоха

С появлением современных бомбардировщиков в Бобруйске начали размещать ядерное оружие. Специально для этого в двадцати километрах от города в середине 1950-х годов построили так называемый объект Казаково. Там хранились девять водородных бомб.

Позже, когда на вооружение приняли сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М, построили еще одно хранилище. Оно предназначалось уже для 200 ядерных боеголовок, которыми оснащались крылатые ракеты.

Обслуживала хранилище специальная часть, подчиненная напрямую секретному 12-му Главному управлению Минобороны.

Ту-22М2 были вооружены ракетой X-22 «Буря», чьи характеристики и само их существование держались в строжайшем секрете. Ракета предназначалась для уничтожения авианосных групп. Ядерные варианты ракеты носили название Х-22МА и Х-22НА. Мощность ракет, по некоторым данным, была 350 Кт и 1Мт соответственно.

Появление в СССР нового дальнего ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М2 вызвало большую озабоченность у руководства стран НАТО. Причем американцы считали его межконтинентальным носителем оружия. Ту-22М2 стал одним из «камней преткновения» на переговорах об ограничении стратегических вооружений между СССР и США в 70-е годы. Союзу пришлось пойти на договоренность со Штатами в рамках ОСВ-2, по которому со всех Ту-22М2, находившихся в строю, сняли оборудование заправки топливом в полете. А это значительно ограничило возможности всего авиационно-ракетного комплекса. Было также ограничено серийное производство Ту-22М2 на уровне тридцати машин в год.

Перед самым развалом СССР, в марте 1989 года, на вооружение приняли новую модификацию этого бомбардировщика — Ту-22М3. Самолет отличался полностью новым бортовым оборудованием и широким применением в конструкции титана, за счет чего существенно удалось снизить его массу.

Авиагородок

Что же касается авиагородка, то сразу после войны он представлял собой ряды землянок. В 1950-х годах начали строить «финские» домики — с печным отоплением и туалетом на улице. Таких была целая улица, но их снесли. Их место заняли хрущевки и стандартные для военных городков панельные пятиэтажки.

Интересно, что в авиагородке никогда не было улиц. То есть у зданий было только цифровое обозначение: 7, 8, 9, 10 и так далее. Теперь городок включен в состав Бобруйска, и на карте его можно найти в виде улицы Бориса Ковзана.

Раньше его территорию окружал бетонный забор и попасть внутрь можно было только через одну из двух «дырок» — так местные называли КПП.

Лет семь местная «берлинская» стена пала — ее разобрали, — говорит Владимир Свиридов. — Теперь как таковой границы с Бобруйском нет. Но бобруйчане все равно говорят — «авиагородок». В бытовом плане жить в городке было вполне комфортно. Район и сейчас считается хорошим — есть магазины, садик, летом много зелени.

РЕКЛАМА

«Татаро-еврейский» и «бройлерно-хрустальный»

Здесь, в Бобруйске, с конца мая 1945-го по 1 сентября 1994-го размещался штаб 22-й гвардейской авиадивизии. В 50-е и 60-е годы тут базировались два полка, позже — один, а два других — в Барановичах и Мачулищах.

У полков, базировавшихся в Бобруйске и Барановичах, есть свои шутливые названия. Барановичский называли «гусь хрустальный» или «бройлерно-хрустальный». Это произошло из-за того, что при заходе на посадку самолет задел шасси железнодорожный вагон с цыплятами. Вагон опрокинулся, бройлеры разбежались. Вторая история — опять заход на посадку и зацеп за вагон, но на этот раз с водкой. Говорят, тогда летчики доставили много радости местному населению.

У 111-го Берлинского полка из Бобруйска свое название — «татаро-еврейский». «Здесь два командира эскадрилий были евреи, один — татарин», — поясняет Виктор Манушкин.

Возможно, это послужило и причиной того, что полк в 1971 году расформировали.

— К нам приехал маршал Гречко, — рассказывает отставной военный. — На плацу выстроился весь личный состав эскадрилий 111-го полка. Их командиров представили маршалу — Столпнер, Мистергазе, Глембаум.

«Какой же это Берлинский полк? — удивляется Гречко. — Он у вас израильский!». А через неделю приходит приказ — «111-й полк разогнать».

Дудаев в Бобруйске

Потом Виктор Манушкин перевелся на аэродром в Болбасово, а в 1976 году его по состоянию здоровья списали с летной работы. Далее 5 лет служил в Чехословакии, где был начальником штаба. А потом опять вернулся в Бобруйск.

— Вещи помог перевезти сюда мой однокашник по учебе в Тамбове Джохар Дудаев, — рассказывает Виктор. — Тогда он командовал дивизией в Тарту, в Эстонии. И в один из приездов в Беларусь на военный совет, уже в 90-е, я его пригласил к себе в гости. Тогда с ним пришли генералы Столяров и Мещеряков. Сидим, отмечаем, я вышел на кухню и вижу, что мой 11-летний сын с большим кинжалом в коридор крадется. Оказывается, Джохар решил подшутить над генералами и подговорил малого срезать с генеральского кителя две пуговицы, мол, адъютанты утром пришьют.

Вспомнил тогда Дудаев и случай в летном училище. Тогда мы сдавали сложный экзамен по теоретической механике, и если бы не сдали, то в отпуск нас бы не отпустили. Решили вскрыть кафедру и пометить билеты. Вот мы, 4 человека, ночью пробрались в кабинет. Пока мои товарищи билеты помечали, я был «на шухере» — стоял у двери и выглядывал в пустой коридор. И вдруг вижу — по нему идут трое, с повязками дежурных на рукаве. Мы побежали, и слышу окрик: «Курсант Манушкин, стойте, я вас узнал». Ну я и стою. Подходит Дудаев в форме капитана и еще два парня. Спрашивает, Витя, а что ты тут делаешь. Ну я и говорю: билеты метим. Оказалось, что Джохар переоделся в форму капитана, чтобы с той же целью зайти на кафедру.

Все знают, что Дудаева взорвали ракетой в 1996 году российские спецслужбы. Но у Виктора Манушкина есть своя версия:

— Когда он служил командиром полка в Белой под Иркутском, там у него случился роман с молодой официанткой, которая обслуживала летчиков. Она родила ему сына. И в 1996 году его гибель могла быть инсценирована, а он сам с этой женщиной и сыном уехал в Арабские Эмираты.

Самолеты улетели

После распада СССР 22-я дивизия перешла в юрисдикцию России, и самолеты со всем авиационным вооружением ушли на аэродром Белая под Иркутск. Последний Ту-22М взлетел с аэродрома 1 сентября 1994 года.

— Пилот, полковник Горячев, специально как можно ниже прошел над городом, чтобы показать, что вот, смотрите, это последний полет, — говорит Владимир Свиридов. — Городок тогда буквально опустел. Многие летчики были еще слишком молоды, чтобы заканчивать карьеру, поэтому дальше они служили уже под Иркутском. Но когда и в России керосин закончился, самолеты перестали летать, летчики стали пить. Говорят, что у них в общежитиях стояли ванны, полные спирта, и рядом кружка на цепочке…

Те, кто постарше, кому до выслуги оставалось немного, квартиры свои не продавали и вернулись обратно.

— У нас в городке жилье можно было приватизировать с 1994-го по начало 2000-х. Но много «ничейного» жилья осталось, и в него вселялись все, кто стоял на очереди или жил в общежитии. А сколько до сих пор стоит гаражей кооперативных тех, кто уехал? Теперь они им уже вряд ли нужны.

В то время квартиры в городке скупали по дешевке — по 4−6 тысяч долларов. Зато теперь 3-комнатные с хорошей планировкой продаются уже по 25 тысяч, говорит Виктор.

На аэродроме не так давно сделали капитальный ремонт — здесь теперь могут садиться любые типы самолетов. Обслуживает и охраняет его белорусский инженерно-аэродромный полк, но авиации здесь нет.

— Были разговоры, что если сюда вернутся российские самолеты, то тут и школ, и садиков настроят, — говорит Владимир Свиридов. — Но в реальности все будет не так. Ну поселятся в общежитии 20 летчиков — их же много не надо. И будут они служить вахтовым методом.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded