wowavostok

Category:

В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некрополь

В Подмосковье нашли сооруженный 4500 лет назад некрополь

Сотрудники Института археологии РАН обнаружили в Подмосковье некрополь представителей фатьяновской культуры, который был сооружен 4,5 тысячи лет назад. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1, в погребениях археологи нашли отлично сохранившиеся боевые топоры, наконечники дротиков, керамические погребальные сосуды.

Боевой длиннолопастный каменный топор из некрополя «Павловская слобода» на Истре. | Источник: Институт археологии РАН

Фатьяновская культура существовала на территории центральной России во второй половине III-середине II тысячелетий до нашей эры. Исследователи считают ее локальным вариантом культуры шнуровой керамики (другое название — культура боевых топоров), распространенной в Восточной и Центральной Европе.

Предположительно, фатьяновцы пришли с запада, с территорий современных Белоруссии и Литвы.

Они уже не были только охотниками-собирателями, хотя охота и рыболовство, по-видимому, имели большое значение в их хозяйстве. Они разводили свиней, коз, коров, овец и лошадей, возможно, занимались земледелием, умели выплавлять медь и бронзу. Представители фатьяновской культуры держали домашних собак, передвигались они на четырехколесных телегах и двухколесных повозках. Эти люди строили укрепленные поселения по берегам рек, но жили ли они в них постоянно или кочевали, неизвестно.

Кремневые наконечники копий из некрополя «Павловская слобода» на Истре. | Источник: Институт археологии РАН

К моменту появления фатьяновцев на территории между Волгой и Окой жили представители волосовской культуры — охотники и рыболовы. Соседство фатьяновцев и волосовцев не всегда было мирным; исследователи находили погребения фатьяновцев, вероятно, убитых волосовцами. В их телах застряли наконечники волосовских стрел. Исчезновение фатьяновских племен археологи связывают с ассимиляцией с другими племенами, которые появились в северо-западной части России после них. По другой версии фатьяновцы и волосовцы вымирали в результате обмена инфекциями.

Боевой длиннолопастный каменный топор из некрополя на Истре. | Источник: Институт археологии РАН

Неизвестный ранее некрополь, археологический памятник «Павловская слобода», нашли в Истринском районе Московской области во время охранных работ перед строительством частного детского центра. Сейчас здесь ведутся раскопки, но исследователи уже обнаружили хорошо сохранившиеся кремневые наконечники дротиков и топор-клин, сделанный из шлифованного кремня, кремневые пластины, которые, по-видимому, использовались, как лезвия ножа, погребальные сосуды с орнаментом в виде перевитого шнура. В погребениях были найдены каменные боевые топоры, сделанные из диорита, весом около 800 граммов, которые представляли собой точные копии бронзовых топоров.

Это боевой топор, который использовали на войне: им проламывали голову врагу. Топор тяжелый, и в сочетании с длинной рукояткой представляет собой ужасное оружие. Есть много захоронений с пробитыми черепами, и недооценивать силу таких вещей нельзя: если таким «томагавком» попасть в любую часть черепа, то человека ждет мгновенная смерть. - Ася Энговатова, заместитель директора по науке ИА РАН

Кремневые наконечники стрел из некрополя «Павловская слобода» на Истре. | Источник: Институт археологии РАН

По словам археологов, находка оказалась исключительно редкой, до этого памятники фатьяновской культуры на территории Московской области находили в середине прошлого века. «На памятнике “Павловская слобода” уже получены десятки образцов древесного тлена и угля из перекрытия могильной камеры, которые позволят провести радиоуглеродный анализ и впервые точно датировать фатьяновский могильник. Мы сможем сравнить полученные датировки с базами данных европейских шнуровых культур и достоверно определить место фатьяновцев в этой общности», — объясняет Энговатова.

После завершения археологических работ организаторы детского центра планируют создать на его территории экспозицию найденных артефактов.

Екатерина Русакова

Источник  

РЕКЛАМА

Из справочника о фатьяновской археологической культуре:

Фатьяновская культура

(Археология Европы)

Свое название фатьяновская культура получила по названию первого могильника, открытого в 1873 г. у д. Фатьяново Даниловского района Ярославской области. Один из его первых исследователей А. С. Уваров отнес фатьяновский могильник к каменному веку (Уваров, 1881). В дальнейшем по мере открытия новых однотипных памятников и находок в некоторых из них медных топоров они были отнесены к медному веку (Спицын, 1903а, 1905). Первое научное обоснование фатьяновской культуры было дано В. А. Городцовым (Городцов, 1914а). Он определил территорию ее распространения, чуждость местной неолитической культуре и отнес к бронзовому веку — ко II тыс. до н. э.

Свыше 100 лет прошло со дня открытия первого могильника. Известны сотни новых могильников, редкие места поселений и найдено множество отдельных предметов. Накоплен огромный археологический материал. Написаны десятки исследований по фатьяновской культуре как в СССР, так и за рубежом.

За послевоенные годы некоторые вопросы фатьяновской культуры получили новое освещение (Кривцова-Гракова, 1947а; Бадер, 1963; Крайнов, 1941; Брюсов, Зимина, 1966; Третьяков П. Н., 1966; Степанов, 1967; Халиков, 1969).

[adsense]

Благодаря широким исследованиям памятников фатьяновской культуры, предпринятым Верхневолжской экспедицией ИА АН СССР, были созданы Своды памятников фатьяновской культуры (Крайнов, 1963, 1964а; Гадзяцкая, 1976) и написана фундаментальная работа по основным вопросам фатьяновской проблемы (Крайнов, 19726). По памятникам Среднего Поволжья (балановским) также составлен подробный свод (Бадер, Халиков, 1976). Однако, несмотря на это, дискуссии вокруг вопросов происхождения фатьяновской культуры, ее периодизации, хронологии, этноса и пр. не утихают до сих пор.

Сейчас фатьяновская культура заняла значительное место в древнейшей истории центра Русской равнины. Огромная территория распространения фатьяновских памятников в Европейской части СССР, влияние фатьяновской культуры на дальнейшие исторические судьбы древних племен Волго-Окского междуречья, ее большой вклад в историю развития культуры народов СССР ставят эту тему в один ряд с важнейшими вопросами нашей исторической науки. Кроме того, связь фатьяновской культуры с большой культурно-исторической (этнической) общностью — культурами шнуровой керамики и боевых топоров, распространенной на огромной территории от Рейна до Волго-Камья и от Южной Швеции до Прикарпатья, а также связь последней с вопросами этногенеза славян, балтов и германцев поставили фатьяновскую проблему в ряды исторических проблем общеевропейского значения.

Основными источниками по фатьяновской культуре до сих пор остаются одни могильники. Имеют значение также фатьяновские культурные остатки, обнаруженные на многих поздних неолитических стоянках Волго-Окского междуречья и в случайных местах, главным образом сверленые каменные топоры.

Рис. 24. Виды погребений и погребальных сооружений фатьяновской культуры 1 — Волосово-Даниловский могильник, погребение 40; А, Б — профили погребального сооружения; 2 — Халдеевский могильник, погребение мужчины 1; 3 — Тимофеевский могильник, погребение женщины 14; 4 — Волосово-Даниловский могильник, погребение с собакой 85; 5 — Тимофеевский могильник, погребение мужчины 3; б — Ханевский могильник,погребение мужчины на спине 6; 7— Тимофеевский могильник, поперечный разрез могильной ямы и погребального сооружения

Фатьяновские грунтовые могильники представляют собой родовые кладбища. Располагаются они обычно на высоких холмах моренного происхождения или на береговых скатах рек, речек, озер и пр. Выбор высоких мест для погребения умерших имел не только религиозное значение, связанное с культом солнца, но и практическое значение: с высоких холмов открывался обзор окружающей местности, и сами холмы были видны издалека. Наружных признаков, свидетельствующих о погребениях, могильники не имеют, они открыты случайно при земляных работах. Поэтому о большей части могильников мы знаем лишь по случайным находкам каменных сверленых топоров и костей людей, и только незначительная часть их исследована археологами.

Грунтовые могильники встречаются на всей территории распространения фатьяновской культуры, но неодинаково. В Новгородской обл. пока известны только пять могильников, в Калининской — около 30, в Смоленской — около 15, в Московской и Калужской — свыше 30, в Ярославской — около 70, в Ивановской — свыше 40, в Костромской — около 20, во Владимирской — не более 10, в Среднем Поволжье (Чувашская АССР) учтено около 50 могильников балановского типа.

Расположение могильников и число погребений в них различно в разных регионах фатьяновской культуры. Характерно, что все могильники тяготеют к водоемам (озерам, рекам, речкам и т. д.) и располагаются, как правило, около естественных пастбищ (заливных пойменных лугов, около озерных низин, болот и пр.).

Могильники в Московской и Калужской обл. находятся на высоких береговых склонах рек и речек и в их долинах, в Калининской обл.— и на береговых склонах, и на высоких холмах моренного происхождения, особенно в северной части области. Могильники Ярославской, Ивановской и Костромской обл. в основном расположены на высоких моренных холмах. Создается впечатление, что пространства севера и востока Калининской и Ярославской обл., запада Ивановской и севера Московской обл. особенно привлекали фатьяновцев. Очевидно, первоначальные могильники располагались по речным путям и только в позднее время развития фатьяновской культуры они появляются на водоразделах (Вауловский, Фатьяновский, Волосово-Даниловский, Великосельский, Тимофеевский, Горкинский и др.).

Из книги «Эпоха бронзы лесной полосы СССР»

Источник 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded