wowavostok

Category:

Почему закрывают школы. Одна из пичин...

Люди так или иначе связанные с образованием знают что за последние 10 лет прошло активное закрытие школ в России. Данных о количестве в открытых источниках Росстата почему то нет или их очень трудно найти. Здесь например говорится что количество школ с начала нулевых сократилось на 20 тыс. (данные на 2015 год)

Так почему же их закрыли, и процесс этот идёт и сейчас, но называется оптимизация?

Всё дело в Нормативно Подушевом Финансировании. Пресловутая формула "Деньги-вслед за Учеником".

Дело в том что каждый регион выделяет определённое количество денег на 1 ученика в год, умножаем эту цифру на число учеников и вуаля. Готов бюджет школы. На эту сумму надо всё покупать, платить зарплату учителям и администрации, содержать здание. Я надеюсь вы в курсе что в одних регионах зарплата учителя может быть 15 тыс рублей, а в других 30-45 тыс рублей. Вот это как раз из-за НПФ.

Самое любопытное что просто так сходу найти этот самый норматив подушевого финансирования нетривиальная задача, вот я кое-как набрёл на краснодарский отчёт и тут мы видим следующее. Городская школа - 25865 рублей, сельская 38610, малокомплектная 92532. (сразу скажу что цифры кубанские очень даже средненькие)

Я в дальнейшем объяснении буду упрощать и мы возьмём и округлим эти цифры до 25 000, 40 000 и 100 000 соответственно.

Смотрите. Пусть имеется школа малокомплектная, скажем на 50 учеников. Итого там бюджет будет 5 000 000 рублей. Вне зависимости от количества детей классов там 11, значит число учителей по меньшей мере 20 человек (а скорее 25 даже, но пусть 20 человек) пусть зарплату у каждого определят например в 35 тыс рублей. 35000*12месяцев*20 учителей=8 400 000 рублей. Видите, 3 400 000 уже не хватает. Ни о обслуживании, ни о закупках чего либо, питании, содержании здания речи уже нет. Чтобы выходить в ноль бюджетом только по зарплате нужно платить учителям 5 000 000/20/12 =20 833 рубля 33 копейки в месяц (или 21 тыс рублей округлённо). Понятно теперь почему даже если ученик малокомплектной школы стоит очень дорого, школе будет не хватать денег?

Возьмём городскую школу. Пусть там 11 классов в каждой параллели по 4 класса в классе 30 учеников. Итого 1320 учеников. Бюджет соответственно 1320*25000 =33 000 000. Или 33 млн.рублей.Всего учителей ориентировочно будет около 100 человек. Как мы выяснили что в малокомплектной школе надо платить учителю где то 21 000 рублей, малокомплектная она в сельской местности, а там надбавка сельские 25% идёт. Таким образом городскому учителю достаточно платить 17 000 рублей. Каков же бюджет такой школы?

Умножаем 17 000 * 100учителей*12месяцев = 20 400 000 рублей - ФОНД оплаты труда учителей. Остаётся 33 000 000 - 20 400 000 = 12 600 000 руб. Тут и техперсонал можно нанять (уборщицы), и немного купить чего-нибудь на аукционах из оборудования и здание содержать.Но как видите всё это впритык. Теперь понятно почему я написал выше что на Кубани денег выделяется не очень.

Идём дальше... Куда деваться, оптимизируем малокомплектную школу, но не удаляем её как раньше, а делаем филиалом этой самой городской школы. Учеников теперь 50+1320 = 1370, учителей теперь 120.

Что получается по финансам: Бюджет 1370*25000=34 250 000 рублей.

ФОТ учителей 120 *17000*12=24 480 000. Итого на содержание администрации, закупки, техперсонал остаётся 9 770 000 рублей. Меньше конечно, но никто почти не пострадал. Школа не пострадала самое главное.

Я здесь принципы формирования зарплаты учителя не описал, но думаю что это не столь принципиально важно в данном контексте. Так как вы понимаете теперь, что если увеличить зарплату учителю, то её собственно нечем будет платить. Таким образом никакие призывы повысить учителям зарплату на 10 или 15% даже невозможны в принципе до тех пор пока не повысят цену подушевую 1 ученика.

Таким образом расслоение учителей по зарплатам в разных регионах обусловлено не кровожадностью одних региональных властей и социальноориентированным лицом других властей регионов, а банальным наличием денег в бюджете региона, и соответствующей "ценой" (нормативом) одного учащегося.

Есть и другая сторона этого НПФ, например в северных регионах РФ, стоимость ребёнка достаточна для того что бы платить зарплату учителю в 40-50 тыс рублей, да и ещё в больших школах в конце календарного года на счетах остаётся порядка 30-40 млн рублей на всяческие закупки.

Кто же это всё придумал? Да вот отсюда это. "Эврика" рекомендовала, власти сделали стойку, ничего толком не посчитав и в большинстве регионов РФ мы имеем то что имеем.

Школы позакрывали из-за этого НПФ, сейчас то уже не позакрываешь, оставшиеся сливают делая филиалами. Власти на местах стараются как могут, таков сейчас уже как 10 лет с гаком закон (о НПФ).

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded