wowavostok

Category:

Путешествие из Москвы в Пекин в 17-м веке

Сибирский тракт, Томск 1890г.

Сибирский тракт, Томск 1890г.

В 17-м веке западно-европейцы начали активно посещать Московию, а так же исследовать  пути из Европы на другую сторону континента через Московию и Сибирь, как возможной альтернативе водного опасного, долгого и дорогого пути. Ну а, пожалуй, главной причиной их интереса к Московии и тому, что находилось за ней, был поиск новых источников природных ресурсов и возможности получить с этого прибыль. Почему именно в 17-м веке европейцы воспылали таким безудержным любопытством и жаждой знаний?  Наверное, потому, что в 16-м веке произошло завоевание Сибири Ермаком, и путь через эти территории открылся для тех, кому раньше вход туда был заказан. Когда вход открылся, Европа этим не преминула воспользоваться.  Оставив нам в наследие многочисленные описания своих наблюдений и приключений, пережитых ими в чужой стране. Одним из таких предприимчивых европейцев оказался немецкий торговец Адам Бранд (предп. 1672-1746гг.). В 1692 он был включен в состав посольства, в качестве секретаря Избранта Идаса , голландского предпринимателя, направленного русскими царями, Иваном и Петром Алексеевичами, в Пекин, чтобы договориться о границе между Китаем и Россией в пользу русских, и о свободной торговле между двумя странами. Ну и попутно исследовать этнологическую и экономическую ситуацию в том регионе.

К кому отправлял Петр 1 своего посла

Голландец отправляется в качестве представителя России для ведения переговоров с третьим государством в интересах России. Зачем было подменять Петра, если он и до этого был своим? Китайского императора, к которому посол направлялся, звали Богдыханом. В Большой Советской энциклопедии написано, что так называли китайских императоров династии Мин. Но вот что пишет по поводу Богдыхана Николаас Витсен  в своей книге «Северная и Восточная Тартария»:

«Эти народы (он сказал) тогда присоединились к тартарскому хану, который был королем тартар Ниухе и богдетских. Они тогда зимой, по замерзшей реке с большим войском, вошли сквозь Великую стену в Катай, завоевали его и владеют им до сего дня. Среди них разные мугалы, калмаки и бухары.
О названии Богдойске, или Богдетская, что, собственно, и есть Ниухе или часть ее и значит как бы страна, благословенная Богом; сами жители даже не знают, откуда оно происходит, и настоящий император Китая, родом из этих богдайских, или ниужских, тартар, получил прозвище Богди Хан, то есть Богом благословенный хан, или император. Ибо Бог значит на их языке Бог и хан, князь, или император. Как родовое имя они приняли имя Тайчинг. Это название носит сейчас и государство, по обычаю древних синцев, которые переименовывают государство, когда меняется династия.»
«Считают, что Калкихан – это князь желтых мугал. Тартары, живущие вне Синской стены, называют синского императора Богдохан Маха.  Так называют еще и некий народ, живущий вне Синской стены, как бы называя их подданными Богдохан Маха.»
«От города Тара до поселений черных калмыков, по дороге, без груза за 1 месяц или 6 недель приходят через Желтая Калмакия, что принадлежит мугальским князьям, за 6 недель, таким же образом, как выше сказано, а затем дальше от их лагеря до китайских границ и богдуйских тартар – 10 дней, но от китайских стен, первых караульных городов и других городов, мимо каменных стен, едут до Камбалыка, столицы князя Богдохана Махи. Здесь разные купцы. Здесь заканчивается рассказ о том, что было составлено по приказу царя Ивана Васильевича. По этим названиям видно, что уже больше 100 лет назад знали о Сине и нюйчжиских тартарах.»

Подробнее о тартарских императорах Китая в статье с таким названием.  Ниухе – очевидно, Никанское  царство. Изображение Никанского и Богдойского царств на карте Ремезова:

Фрагмент карты Ремезова

Фрагмент карты Ремезова

Все названия на этой карте переведены на голландский язык не просто так. Дело в том, что эта карта и атлас Сибири был изготовлен Ремезовым по заказу Главы Сибирского приказа, голландца по происхождению, Андиеса Виниуса  (Andries Andriesz Winius – 1605-1673гг.) Который в 1627 г. вместе со своим братом приехал в Россию и стал там советником молодого царя Михаила (Фёдоровича Рома́нова (1596—1645) — первого русского царя из династии Романовых). Прямо история один в один похожая на историю известных архитекторов того времени. Разница только в том, что в отличие от тех архитекторов, о большинстве из которых на их родине практически ничего не было известно (Об этом частично рассказано в цикле статей «Древнерусская архитектура в иллюстрациях Киприанова»), о Виниусе известно не менее, чем о Витсене, с которым они, собственно говоря, состояли в кровном родстве. Именно по  просьбе Витсена Виниус заказал изготовление карт Сибири Ремезову в 1697г. Думаю, что Ремезов изготовил эти карты не с чистого листа, а также с имеющегося у него в наличии уже изготовленных ранее карт. С которых потом и были перерисованы все иностранные карты, которые мы сейчас имеем возможность изучать. Только русские названия из них были уже изъяты.

Но я отвлеклась. Возвращаясь к Богдыхану, понятно, что Богдыхан – это должность, а не конкретная личность, но относящаяся не к китайской династии Мин, а к тартарам, проживающим на Дальнем Востоке.  Есть такая «Грамата, данная из Якутска, для вручения ея, через Хабарова, Князю Богдою, после перваго возвращения Хабарова с Амура, в 1650 г.» Отрывок из нее: 

«Бога в Троице славимаго милостию, мы Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайловичь, всея Русии Самодержец Владимирский и Московский и Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский, Великий Князь Иверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных Государств, и Велякий Князь Нижнегорода Низовския земли, Рязанский, Ростовский и Ярославский, Белозерский, Угорский и Обдорский и Кондийский, и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских, Царь Кабардинския земли, Черкаских и Горских Князей и иных многих Государств Государь и Обладатель, ведомо Ему Государю учинилось на Амуре реке Князя Лавкаево княжение, и по Государеву Цареву Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Русии Указу, Воевода Дмитрий Андреевичь Францбеков, да Дьяк Осип Степанов, в прошлом во 157 году послали Князю Лавкаю для проведывания в послах приказнаго человека Ярофея  Хабарова  не с большими  людьми, и как  Ярофей Хабаров  на Амур пришел и Князь Лавкай с братьями и с улусными людьми пять городов своих покинул пусты, и побежал к тебе Князю Богдаю; иныне Воеводы Дмитрий Андреевичь Францбеков да Дьяк Осип Степанов того приказнаго человека Ярофея Хабарова для посольства к тебе Князю Богдаю послали с невеликими людьми, а велели тебе Князю Богдаю сказать Государя нашего Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Русии милостивое жалованное слово, чтоб ты Князь Богдай был под Его Государя нашего Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича Всея Русии Самодержца высокою рукою в вечном холопстве, со всем своим родом и с иными Даурскими Князьями, которые под твоим Князь Богдаевым княжением, и со всеми улусными людьми»

Далее в грамоте говорится о том, что станется с князем Богдаем и с другими князьями, с его женами, детьми за их непослушание, чтобы другие даурские князья, видя это наказание, стали покорными и послушными без боя. Указывает также, сколько конкретно он собирается послать для этой цели людей и оружия из числа ратных русских, находящихся в Сибирском государстве, а также подчиненных их Царским Величествам якутов, тунгусов, юкагиров и других, к ратному бою людей привычных. Полный текст

Такое обращение писал к князю Богдаю отец Петра 1. Имел ли этот князь какое-то отношение к китайскому императору Богдыхану, к которому Петр 1 направил своего посла? Во всяком случае, оба они были представителями Богдайского царства. А вот такое письмо было послано из Сибири верховному министру Великого Государя Его Богдыханова Величества в 1720 году:

Из переписки сибирского губернатора времен Петра I с правительством Китая

Из переписки сибирского губернатора времен Петра I с правительством Китая

Хоть и написано по-русски, но жалко, не могу прочитать, что там написано. А Богдойский хан, видимо, мог, так же как и его предок или соотечественник князь Богдай мог прочитать письмо, посланное ему Великим Государем Царем Алексеем Михайловичем. Хотя, возможно, были у них переводчики. Приводит Николаас Витсен все в той же книге вот такой отрывок письма Богдыхана к Ивану и Петру Алексеевичам:

«Перевод письма, написанного синским Буды, или Богды Ханом Великим господам царям и Великим князьям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, Всея Великой, Малой и Белой России самодержцам переданного им с присланными писцами Никифором Венюковым и Иваном Фаворовым, в 7195 г., по русскому летоисчислению, это в 1686 г., 17 июля.
«Pешениe самодержца Тартаро-Синского царства, называемого Тайчин, ниспосылаемoe Чанга Хану.
Я, повелитель земли мира, расположенного под небом, в середине далеко простирающихся местностей, не делаю разделения или различия среди людей королевства, исключая военное снаряжение, а желаю, чтобы каждый жил согласно своей судьбе в мире и покое.
Начало письма было следующее:
«По Божьей милости, на Ваши высоко возвышенные троны, Вы Великие белые повелители, два брата цари и самодержцы, будьте здоровы. Посланное Вашими Царскими Величествами письмо нам, великому Буди Хану с послом вашего государства, прибыло в наше государство. Мы и Вам, великим белым царям посылаем это письмо, написанное по-монгольски, и отпустили ваших послов через Даурию из Камбалука.»
Это письмо было написано на синском, тартарском, мугальском и латинском языках и составлено отцами иезуитами в Пекине, откуда мне его прислали.» 

Видимо, послы посылались русскими царями к Богдыхану неоднократно, а возможно, и регулярно? Потому что в этом отрывке речь идет о 1686 годе, а посол, о котором шла речь в начале этой статьи, был у Богдыхана в 1693 году.  Насчет того, что представлял из себя монгольский и тартарский язык того времени рассказано в статье «Петроглифы и древняя письменность Сибири» Вкратце: это был скорее всего санскрит, вернее древнерусский язык, от которого произошел санскрит и впоследствии другие языки.

Континентальные торговые пути из Европы в Китай

Посол Петра 1 отправился в Пекин путем уже хорошо известным в то время, много раз хоженым и подробно описанным. Описание путей из Европы в Китай в 17-м веке из книги Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария»:

«Дороги в Сину, по сообщению иезуита Авриля, такие:
Первая дорога через Индию и Моголию, опасна из-за разбойников и пустынь.
Вторая – через Бухару, Самарканд, Кабур, Кашемир, Турфан и другие города Узбекии до Барантолы. Эта дорога неудобна из-за песков и воровства калмыков.
Третья дорога идет вдоль реки Иртыш, через город, который он называет Синкаме и далее сушей через Калмакию и Мугалию, до города Кокатан. Эта дорога имеет свои неудобства: там недостаток воды, и иногда путешественники подвергаются нападению Мугал и калмаков, а чтобы быть в безопасности, нужно угодить несколькими подарками князю Аюке, главе орды калмаков.
Четвертая дорога, говорит Авриль, лежит через город Тобол, по реке Обь и реке Селенга. Через город Селенга сушей едут в Мугалию. Согласно его сообщению, требуется 8 недель, чтобы добраться от последнего города до места, где живут тайши или Кан Бехрусаин и Катухта Лама, от которого, за небольшие подарки, можно получить необходимых проводников*. 1682. Этот путь, якобы, используют теперь московиты, так как они около реки Амур находятся в состоянии войны с синцами. Для этого пути запасают немного воды и дров. Там встречается мало разбойников, а те, которых встречают, не очень злы.
Пятая дорога, говорит Авриль, идет через Сибирь до Нерчинска. Она лежит по реке Шилке и далее до Даурии, на некотором расстоянии от реки Наюнай. Дальше до Черии, где вход в Сину. Расстояние между Нерчинской и Даурией такое же, как между Даурией и Черией. Этот путь, по его словам, довольно безопасный и короткий, так как между Нерчинской и рекой Аргунь , которая впадает в Амур, все время встречаются русские охотники за соболями. За этой рекой встречаются Мугалы, которые боятся московитов. Но теперь, говорит Авриль, выбирают дорогу очень высокую, через Албазин, или довольно низменную, через Селенгу и земли князя Бехрусаина.
Шестая дорога идет тоже через Нерчинск и Мугалию, через озеро Далай. От Нерчинска едут к упомянутому озеру 8 дней. Там обитают подданные синского государства, которые обрабатывают землю. За 3 недели можно достигнуть Сины на повозках, запряженных волами. Из этого озера река Аргунь берет свое начало. Она судоходна и впадает в Амур*. Когда отец Авриль несколько лет назад выезжал из Франции и собирался в Сину, он через польского посла справлялся у меня относительно расположения земель около Великой стены, отделяющей Сину от Тартарии. Я тогда ему, через этого господина, сообщил письменно и устно некоторые данные об этих краях, которые он использовал в своем описании. Около реки Аргунь находятся, якобы, серебряные и свинцовые руды. Недалеко оттуда проживает знатный князь по имени Цебденкан. Здесь заканчиваются сведения Авриля.»

В общем, дорога через Сибирь хоть и проходила по северным холодным территориям, была предпочтительной для путешественников 17-го века. Все было по-другому, пока была жива Тартария. Вот что пишет по этому поводу голландский исследователь Бруно Наарден:

«Благодаря спокойствию и порядку, царившим в монгольской империи, путешественники, такие как Марко Поло, могли путешествовать практически безмятежно в 13-м и 14-м веках по дорогам, которые в 19-м веке будут названы Шелковым путем. В конце Средневековья торговля между Азией и Европой была затруднена политическим разделением и локальными войнами. Поскольку контакты между западом и востоком в основном поддерживались по морю, старые караванные пути, похоже, стали неактуальными для европейской экономики. Витсен, должно быть, понял, что этот вывод был неправильным или преждевременным. Из многих материалов, которые он собрал, можно сделать вывод, что континентальная торговля в этих регионах никогда не была полностью прервана, а частично проходила и по другим маршрутам.» (Bruno Naarden NICOLAAS WITSEN EN TARTARYE)

Здесь имеется в виду, конечно же, Тартарская империя,  а не монгольская. О чем писал сам Марко Поло, в том числе описывая налаженное сообщение по территории всей Тартарии. Об этом подробнее в статье «Древняя Индия и не только»: Царская дорога и почтовая служба  И очень подробно описано у Кадыкчанского .

Отступление: эпоха Возрождения

Конец Средневековья, это, видимо, 16 век, когда произошел распад Тартарской империи на Великую, Малую, Независимую, и континент погрузился в войны по разделу того, что от этой, когда-то большой страны, осталось. Кто-то пытался захватить то, что ранее ему не принадлежало, кто-то - защитить то, что у него пытались отобрать. Это же время названо в Европе Ренессансом, т.е. Возрождением. Которое приходится по официальной версии на последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Когда вдруг расцветает интерес к античной культуре, происходит её «возрождение». А причиной расцвета этого интереса, видимо, являются вдруг появившиеся руины, так многочисленно представленные на полотнах художников того времени. Цивилизация возрождается после произошедшего катаклизма, но уже в другом качестве. Инвентаризируют оставшееся, исследуют новые контуры изменившихся континентов, заселяют освободившиеся от прежнего населения и ставшие пустыми территории. Король умер, да здравствует король!

Что это был за катаклизм? Возможно, сдвиг полюсов? В предыдущей статье были приведены описания разрушений, вызванных явно чем-то посильнее даже самого мощного землетрясения. И очевидно, что в результате этого катаклизма Тартария пострадала больше, чем Европа. Там хотя бы руины остались, которые потом зарисовывали и восстанавливали. В Сибири не осталось и их, лишь кости животных вперемежку с костями людей и обломками домов, засыпанные слоями глины.

Описание путешествия от царя Московии к Тартарскому хану, 1654г.

Возвращаемся к торговым путям 17-го века. Это, видимо, описание путешествия посольства, посланного царем Алексеем Михайловичем, который 4-мя годами ранее писал гневную грамоту князю Богдаю:

«Краткий обзор путешествия посольства, которое Их Царское  Величество, цари Московии, послали в 1654 г. по рождестве Христа, а по русскому летоисчислению в 7162 г., к Великому Тартарскому Хану в синскую столицу Пекин, которую русские называют Комбалык.
Описание этого путешествия хранится у меня. Оно опубликовано на верхне-немецком языке в Гамбурге и на французском языке в Париже, и очень подробно записано.
В июне месяце Федор Исаакович Байков, в качестве посла, спустился вниз по реке Иртыш из Тобола в Сибири и 27 июля прибыл в город Тар, или Тару, находясь в дороге в течение 4 недель и 3 дней. 1–го числа урожайного месяца [августа] он снова отправился из Тары вверх по реке.
6–го числа винного месяца [октября] на 40 верблюдах и 50 лошадях, которых ему прислали бухарцы и князь Тайша Шаблай, он направился в Кабал-касуну, где живут в кирпичных домах калмаки. Он находился в пути 3 недели.
29–го этого же месяца он уехал из Кабал-касуны в Долонкарагай, по–голландски – «семь деревьев» – ехали 2 дня.
1–го ноября, от Долонкарагая до реки Ен-куля – 1 день.
Эта река выходит с гор и впадает в Иртыш.
2–го числа этого же месяца он поехал от Ен-кули, по правому берегу Иртыша к калмакскому воеводе лабе, ехал 3 дня. Этот воевода живет по левому берегу реки, в двух каменных дворцах или больших домах. Землю обрабатывают бухарцы; сеют главным образом ячмень, просо или пшено и горох. От Долонкарагая по левому берегу Иртыша растут сосны, кедры и березы.
8–го числа того же месяца посол уехал от лабы и поехал по правому берегу Иртыша к аблаевым пашенным бухарцам. Этот путь прошли за две недели, между высокими горами, где с обеих сторон растут березовые леса. Управителя у аблаевых зовут Абла Тайша. Дома сделаны из глины. Жители имеют множество скота. Занимаются и земледелием, а урожай состоит главным образом из ячменя, проса и гороха. По этой житнице хлеба течет река Карбуга, она выходит с гор и впадает в Иртыш. Здесь в Аблавихе посол перезимовал.
В 1655 г., 3–го числа травяного месяца [апреля], он от этой хлебной житницы до речки Бешки ехал 12 дней. Эта речка течет с гор по направлению к Иртышу. Здесь Аблай Тайша строил два дома из кирпича на укрепленном месте*. То есть, когда совершалось это путешествие.
30–го июня он уехал от реки Бешки до того места, где проживали контайшиновы дети, где был начальником Ценгея Тайша. Этот путь продолжался 14 дней.
Оттуда до городка Контайшина еще 5 дней. Этот городок лежит глубоко в горах. Стены сделаны из глины. В городе 2 кирпичных дворца, в одном живут лабы, а в другом калмакский поп.
От этого городка до озера Есан, или Мека, – 4 дня пути. Вода в озере совсем зеленая. Оно богато рыбой и содержит соли и через него протекает Иртыш. За один день отсюда посол перешел Иртыш и пришел в страну, где мало леса и лугов, и поехал дальше вдоль реки. Здесь говорят тоже на калмакском языке.
Оттуда он ехал 2 дня до муганского тайши,  Тайша – это значит князь и затем 7 дней через горы, где живет один мугальский  тайша и здесь говорят на мугальском и калмакском языках.
От этого тайши до мугальского тайши Земши – 8 дней пути. Оттуда до последнего мугальского тайши Доброна  – 3 дня пути. Границы Доброны простираются почти до Катая и отстоят за 15 дней пути от последнего. Среди этих мугальских владетелей живут еще много других, более мелких тайши.
По стране Катая едут 2 месяца, прежде чем дойдут до первого города Кокатана.  Подразумевается земля Катая, лежащая вне Великой стены. Посол прибыл туда 12–го [января] 1656 г.»

Долгое получилось путешествие -1,5 года только от Тобола. Были и короче. В этом описании тот же маршрут был пройден за 10,5 месяцев:

«Путь из Сибири в Сину, по устным рассказам некоторых греческих путешественников, которые в 1680 г. возвратились из Сины
В этом и в некоторых следующих сообщениях я оставил правописание имен собственных так, как я их нашел [в описании].
От Тобольска до реки Сем проехали........…14 дней
От Сема вниз до Воси, где она впадает в Обь…………………………………………………..........14 дней
Они говорят, будто Обь имеет 17 истоков.
Вверх по реке Кеть…...................14 дней
Говорят, что Обь впадает в пресное озеро, прежде, чем в море.
По реке Кеть, если плыть день и ночь против течения 9 недель…… …………………………………………63 дня
Кеть (сообщают эти греки) имеет темно-желтую воду. Она полна корней деревьев и поэтому, якобы, в ней не могут ловить рыбу. Они поехали затем до границ области Енисей, названной так по реке того же названия. Покидая реку [Кеть], они сели на лошадей и проехали по довольно пустынной местности, занятой только несколькими русскими деревнями, до реки Енисей............................ 3 дня
По реке Енисей можно, по их словам, плыть еще 4 недели до моря.
Вверх по Енисею до того места, где начинается река Тунгуска (50 верст......................... 2 дня
Вверх по Тунгуске (которая дальше получает название Ангара), до озера Байкальского, из которого она берет свое начало – 2 месяца, это.............................60 дней
От начала реки Ангары, через озеро, на берегу против области Селенгинской......1 день
По озеру Байкальскому вдоль реки Селенгинской.......14 дней
По реке Селенга плыть.....................14 дней
На озере Байкальском и на этой реке находится много русских деревень. Оттуда, через пустыни, быстро проехали 2 месяца.... 60 дней
Эта река осталась у них с правой стороны, в нее впадают много других рек. Земля, которая у них осталась с левой стороны, находилась еще на русской территории.
Оттуда, беря курс больше вправо, прямо до китайских границ, а именно до города Наум.............14 дней
От синских границ до каменной стены.......30 дней
От стены до Камбалу (так они называли Пекин )………..... 8 дней

Адам Бранд, Журнал посольства из Московии в Китай

Возвращаясь к путешествию посла Избранта Идаса, начавшееся в Москве 13 марта 1692 года. Как он сам, так и его секретарь Адам Бранд вели дневник на протяжении всего путешествия, которое длилось только от Москвы до Пекина 18 месяцев. Приведу отрывки из дневника Адама Бранда, который называется «Журнал посольства от их величеств Ивана и Петра Алексеевичей, императоров Московии и т. д. через страну в Китай, через провинции Устюга, Сибири, Даурии и Великой Тартарии, в Пекин, столицу Китайской империи. А также некоторые любопытные замечания относительно продукции России.»

Титульный лист журнала

Титульный лист журнала

Приведу, на мой взгляд, интересные выдержки из этого журнала:

«Но прежде чем я расскажу об этом Посольстве, я надеюсь, что это не будет рассматриваться как наглость, если в качестве отступления я коснусь некоторых общих вопросов о Московии, которая иначе известна под именем Великой или Черной России. Она простирается до границ Европы и Азии: в длину от Польши, до Великой Азиатской Тартарии, и в ширину от Студеного моря до Каспийского озера или моря. Многие из ее провинций (особенно те, которые граничат с Азией) почти пустынны (не знаю, что конкретно он имел в виду: безлюдны, разорены, опустошены, или все сразу? Так как английскому слову desolate соответствует много русских значений –прим. мое).
Среди многочисленных ее рек есть 4 великих и знаменитых: Волга, берущая свое начало недалеко от Польши и впадающая в Каспийское море, Обь, впадающая в Студеное море, Дон, впадающий в Эвксинское (Азовское) море и Двина, впадающая возле Архангельска в Белое море.
Город Москва, помимо своей древности, может похвастаться тем, что с 1540г, с правления Ивана Васильевича,  являлась постоянной резиденций будущих русских царей Федора Ивановича, Бориса Годунова, Федора Борисовича, фальшивого Дмитрия Ивановича, Василия Ивановича Шуйского, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Ивана Алексеевича и настоящего царя Петра Алексеевича.
У России есть свой Патриарх, который осуществляет туже власть по всей Московской империи, как это делает Папа в других римско-католических странах. Но для удобства торговли лютеранам, как и другим протестантам, разрешено бесплатное осуществление их Религии в городе Москве, а также в некоторых других местах Московии. Лютеране занимают важное положение в столице, где у них есть две церкви, построенные из камня в немецких пригородах. У кальвинистов тоже имеется очень красивое строение в том же месте. Римские католики и евреи, к которым не были терпимы до последнего времени, совершают свои богослужения в частном доме, и иезуиты также исключены из этой привилегии, под страхом изгнания, как это случилось с одним из этих Братств не много лет тому назад.
Здесь стоит обратить внимание, что нынешний царь Петр - принц превосходного хорошего юмора и великий любитель лютеран, которых он снабдил всеми каменными материалами, которые были использованы в строительстве их новой церкви, и дал им разрешение, без одобрения Патриарха, украсить свою церковь шпилем.»

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Автор: i_mar_a, источник: tart-aria.info

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded