wowavostok

Categories:

Газовый терминал в Калининграде. Готовимся к худому миру или хорошей войне?

Пуск в строй терминала по приемке СПГ в Калининградской области большого ажиотажа в российских СМИ, кажется, не вызвал. Да, это заметное событие, которое ведущие издания сразу попытались оценить с точки зрения экономической важности для региона и рентабельности для «Газпрома», но на этом дело в большинстве случаев и закончилось.

Однако оценивать его только с этих позиций было бы не совсем верно, ведь проект имеет и существенное геополитическое значение. Фактически Калининград (а с ним и вся Россия) готов к настоящей санкционной и транспортной осаде. И сама готовность российского руководства вкладывать деньги в не очень выгодный экономически, но стратегически очень важный проект говорит о многом. В частности, о том, что мы все ещё готовим «тылы» на случай действительно серьёзного осложнения военно-политической ситуации в мире. И наши усилия наконец перестали определяться только понятием рентабельности…

Общие инвестиции в проект составили примерно 780 миллионов евро. Мощность построенного терминала составляет 2,8 млрд. м³. Это вполне сопоставимо с текущим потреблением газа в Калининградской области и даже немного выше этого показателя. Для обеспечения газом терминала используется построенное в Южной Корее специальное регазификационное судно (танкер) «Маршал Василевский», способное не только перевозить СПГ с отгрузочных терминалов, но и возвращать газ в «исходное» состояние, делая его пригодным для хранения в подземных газовых хранилищах и использования по прямому назначению без особых дополнительных затрат.

Также не следует забывать, что за последние годы «Газпром» построил в Калининградской области несколько подземных хранилищ природного газа общей мощностью 3,4 миллиарда м³. Это почти в полтора раза превышает годовой объем потребления газа в регионе, что позволяет довольно оптимистично смотреть на перспективу пережить любую энергетическую блокаду со стороны ЕС и НАТО.

Как известно, на сегодняшний день газ в регион поступает по магистральному трубопроводу Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград. Трубопроводный газ, разумеется, дешевле сжиженного, но есть один нюанс: его поставки можно легко заблокировать в случае введения каких-то санкций и ограничений. В то же время на морскую торговлю и транспортное сообщение это не распространяется, и попытка ареста судна с российским газом, следующего из одного российского порта в другой, вполне тянет на повод для начала войны.

Не объявив России войну (или не начав её де-факто), никто не сможет ограничить транспортное сообщение России с Калининградской областью. И это показывает, помимо прочего, на какой уровень возможного противостояния рассчитывают в Кремле. Но даже в случае подобного обострения запасы газа в регионе позволят области продержаться более полутора лет. А с учетом возможных военных ограничений – и больше.

Фактически это снимает все вопросы. Если мы за полтора-два года не сможем деблокировать транспортное сообщение с нашим прибалтийским анклавом, вряд ли вообще стоит обсуждать какие-то усилия России по обеспечению своей стратегической устойчивости. Да и вопрос о самом её будущем можно будет считать закрытым.

РЕКЛАМА

В то же время данный проект не стоит считать и чисто убыточным, мобилизационным: наверняка мощности газовых хранилищ могут быть востребованы для поставок на экспорт в сопредельные регионы в период каких-то пиковых нагрузок. Тем более что на фоне «модных» поставок американского СПГ в терминалы Польши и Литвы цены на спотовом рынке в Европе во время таких зимних «авралов» могут быть очень даже неплохими.

Но не стоит забывать и о других проектах, призванных обеспечить надежное сообщение между российскими регионами даже в случае очень неблагоприятного развития событий на границах нашего государства. В частности, это и всем известный Крымский мост, и железная дорога в обход Украины, которую на данный момент уже закончили и ввели в строй.

Именно в комплексе подобные проекты дают нам хотя бы приблизительное понимание того, что Россия не сворачивала и не сворачивает подготовку к возможной военной развязке на Украине, а также, «чтобы два раза не вставать», и в некоторых других точках на западных границах современной России. Просто делается это, увы, не так быстро, как нам бы хотелось. Но этому есть много объективных объяснений – в частности, последствия распада СССР действительно оказались очень серьёзным ударом для России. Это, к сожалению, не делается за месяц или даже за год, особенно, если вы не хотите слишком уж пугать нынешнего гегемона своим усилением.

Разумеется, нам ещё очень рано говорить о полной готовности РФ к возможному открытому противостоянию с Западом. Мы всё ещё «импортозамещаемся» даже в таких критически важных областях, как сельское хозяйство и производство медикаментов, не говоря уже об электронике и тому подобных вещах. Вот недавно вскрылась проблема с поставками материалов для нашего среднемагистрального МС-21 – углеродная нить нужного качества, необходимая для «спекания» элементов крыла, у нас пока не производится. Это всего лишь частный случай, но он прекрасно иллюстрирует общее состояние нашей все ещё больной и зависимой экономики.

И тем не менее, именно такие события, как ввод в строй газового терминала в Калининградской области, показывают, что процесс идет, и даже в нужном нам направлении. И кто знает, не станет ли 2019 год поворотной точкой в отношениях с НАТО и её марионетками? Во всяком случае, мы стали чуть лучше к этому готовы, а поводов наши «партнёры»» дали уже предостаточно.

Источник

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded