wowavostok

Category:

Очерк о пассионарности... Андрей Школьников

Тема пассионарности не раз затрагивалась в предыдущих статьях по геостратегии, пришла пора сделать сборку по данному вопросу. Если стратегии геополитических игроков формировались с позиции охотника – как лучше подстрелить этого зверя, где его слабые места, то пассионарность интересна с позиции – как управлять этим явлением на благо России.

Рассмотрение пассионарности разделено на две статьи.

В первой части затронуты вопросы собственно понятия пассионарности, ее влияние на этнос/нацию/человечество (далее – этническая система), а также вопрос пассионарности отдельного человека. При этом полученные модели в перспективе можно будет довести до описания поиска, отбора, обучения и создания среды формирования пассионариев.

Вторая часть будет затрагивать пассионарность этнической системы в целом, перспективы и последствия роста пассионарности, а так же как это все применимо в отношении России.

Талантливыми люди рождаются, а вот дальше нужно создать базу, для использования таких людей на благо страны, чтобы они становились теми самыми пассионариями. Исторически традиции в этом плане есть, ведь даже простые ушкуйники, удирали из государства и вдруг понимали, что за ними Русь-матушка, и весело и задорно способствовали ее расширению и усилению, ни мало не заботясь, что об их действиях думают центральные власти.

Понятие «пассионарности»

Само понятие было введено Л.Н.Гумилевым, как внутренний сложносоставной параметр этнической системы, определяющий динамику ее жизни и являющийся следствием рецессивных генетических мутаций отдельных людей. Авторское определение существует, но оно не менее абстрактно, не практично и слабо масштабируемо, чем приведенная мной суть.

Из всех просмотренных подходов к данной теме, мне больше всех понравилась работа С.Б.Переслегина (остальные страдают гуманитарщиной), где он выделяет три типа энергии – энергию материального, информационного и социального миров. Энергия каждого из миров присваивается пассионариями с избытком и преобразуется в аналогичную энергию, но уже своей системы. В существующем виде данная конструкция не видится мне оптимальной.

Во-первых, я считаю более верным описывать этнические системы с помощью триады компонент – материя, энергия, информация.

Во-вторых, предложенная модель не работает в предельных условиях – описания человечества целиком, описания процессов зарождения социального мира.

Роль пассионарности в этнической системе

Роль пассионарности в этнической системе

Поэтому я исхожу из следующего:

этническую систему следует рассматривать в разрезе трех компонент: энергия (психоисторические смыслы), информация (знания и технологии) и материя (физические объекты, ресурсы и т.д.);

этническая система на входе получает внешние ресурсы, будь то энергия солнца, природные ископаемые, чужие психоисторические смыслы, знания и т.д.;

в ходе усвоения, большая часть ресурсов идет на поддержание системы, а часть направляется на ее развитие;

развитие этнической системы производится пассионариями, чем их больше и значимее, тем больше количественное и качественное развитие системы;

если в этнической системе больше вес субпассионариев (антиподы пассионариев – тратят на себя больше, чем получают извне), то этническая система сжимается и упрощается.

Таким образом, деятельность пассионариев является сутью всего процесса развития этнической системы, в экономике это можно сравнить с производством средств производства. Одни пассионарии развивают материальную часть системы, присоединяя территории и создавая физические объекты, другие обеспечивают прирост информационной компоненты, развивая науку и изобретая новое, третьи создают/ развивают новые психоисторические смыслы, идеи.

Подробнее остановимся на пассионарности отдельных людей.

Пассионарность человека

Абсолютное большинство попыток изучения пассионарности останавливается на описании неких особенностей поведения и проявлений психики, т.е. идет описание через внешние признаки. В результате такого подхода пассионарность для многих стала синонимом агрессивного поведения. Вспомните, как часто мы слышим про «пассионарную арабскую молодежь» или «высокую пассионарность выходцев с Кавказа». Данный подход в принципе не верен. Пассионарии – это не агрессивные, малообразованные молодые люди, с бурлением тестостерона в крови. Пассионарии – это творцы, энергетические установки этнической системы.

Уровень пассионарности у людей различен, и она направлена на развитие своей этнической системы, т.е. изначально продуктивна и конструктивна. Ниже приведена таблица с классификацией пассионариев по направлениям и вкладу в этническую систему (материя, энергия, информация) и рангу (уровню пассионарности). Предлагаемая градация частично пересекается с аналогичной у С.Б. Переслегина, но есть ряд существенных расхождений.

Классификация пассионариев

Классификация пассионариев

Вес рангов условный, т.е. для получения пассионарности системы не нужно производить прямого суммирования рангов всех людей. Значимость/ вес одного человека из пары верхних рангов больше, чем сумма десятков миллионов обывателей. Если и производить вычисление среднего, то нужно брать суммы степенных, а то и экспоненциальных членов, как функции от ранга.

Важный момент – речь может идти только о проявленных пассионариях, т.е. раскрывших свой потенциал в этнической системе. Не секрет, что значительная часть пассионариев в условиях стабильного общества маргинализируется, им перекрывают социальные лифты, общество обывателей, мещан и посредственностей старается придавить и ограничить ярких, непонятных, меняющих мир людей. Если в обществе есть человек масштаба Гегеля, который работает дворником, то рассматривать его надо именно как дворника, а этническую систему, как транжиру ресурсов.

Следующий вопрос – какие факторы влияют на формирование пассионария? Генетическая предрасположенность (как не воспитывай гуманитария, талантливым математиком его не сделаешь), биохимия (человек минимум должен сформироваться нормально), социальное воспитание. И если на первое повлиять мы никак не можем, второе можем обеспечить путем нормального уровня жизни населения, чтобы никто не голодал и получал нормальное лечение в младенчестве и детстве, то с социальным воспитанием работать можно и нужно.

РЕКЛАМА

Вот только для правильного воспитания пассионариев нужно иметь ввиду следующее:

появление первых двух рангов («+8» и «+7») – Воля Божья, гениальные люди проявляются вне зависимости, хочет этого этническая система или нет. Наша единственная задача – создать для них лифты и не угробить на ранних этапах;

третий уровень («+6») близок к гениальности, но им уже нужна помощь;

ранги с «+2» до «+5» могут быть воспитаны, собственно советская система во многом и пыталась выращивать таких людей. Сейчас социальные лифты у нас не работают и вместо продуктивной деятельности эти люди тратят энергию и силы на социальную борьбу. Результат – один-два уровня ниже своего потенциала, в лучшем случае, но это будет подроднее описано во второй части статьи;

ранги между «-1» и «+1», это не к изучению пассионарности, там другая проблема;

ранги «-2» и «-3» должны вымываться из этнической системы вовне, желательно как можно дальше и глубже, а то вся эта шушера лезет в органы власти и пакостит, но это опять будет во второй статье.

Подробнее остановимся на пассионариях рангов с «+2» до «+5».

Черты и качества пассионария

Как я уже говорил, ключевым для меня является создание модели, на основе которой можно понять, как воспитывать пассионариев. Любая этническая система, в том числе и Россия, нуждаются в таких людях для развития.

Обратимся к личным чертам и качествам пассионариев, ничего системного и вразумительного по данному вопросу я не нашел – чаще всего приводится исключительно описание примеров самопожертвования, без раскрытия личности. На выходе получаем упрощенные представления, без понимания механизмов. Из-за этого пришлось делать сборку. Причем в основу легли не столько лубочные биографии великих людей, а описания борьбы людей, попавших в крайне жесткие, трагические условия и не потерявших себя. Именно второй блок позволил выделить то общее, что характерно для пассионариев до «+5» ранга. Как уже говорилось, гении явления настолько штучные, что их рассмотрение и систематизация не имеет смысла.

Ниже приведены личностные черты и качества, оптимальные для пассионария. В чем их оптимальность? Все просто, их наличие позволяет человеку избегать внутреннего конфликта, самопожертвование и работа ради этнической системы будут для него естественны и желанны. Пассионарий с указанными личными особенностями не будет тратить силы и энергию на борьбу с самим собой. Имеющий талант и способности от рождения, но мещанский взгляд на жизнь, конечно, будет творить, но как он будет при этом мучиться… В его понимании он будет вынужден работать за бесплатно, страдать и чувствовать себе обиженным.

Личностные черты и качества пассионариев

Личностные черты и качества пассионариев

В центре личности пассионария, должна быть Цель, Идея, Идеал, то, ради чего он превозмогает себя и внешний мир и часто даже готов умереть. Без этого выше ранга «+2» тяжело подняться, мотивации нет – сытая жизнь получается уже на уровне «+1», когда излишки энергии идут на продвижение себя любимого. В среднем (втором) круге тройка важнейших групп качеств и черт:

внутренняя свобода и развитая рефлексия;

воля, любопытство и оптимизм;

самопожертвование, смелость, преодоление страха смерти/ забвения/ материальных потерь.

Как не удивительно, но именно такой набор качеств позволяет наиболее сильно и мощно преодолевать, как внешние, так и внутриличностные барьеры. Расходовать абсорбируемую избыточную энергию не на наращивание и удовлетворение своих потребностей, а на развитие этнической системы.

Внешний контур содержит производные от вышеназванных, менее важных, но желательных черт и качеств. Их может и не быть, но с ними пассионарию много проще жить и работать.

Основная польза данной модели – возможность понять образ мысли, образ действий и мотивацию пассионариев, научиться системно их выявлять и готовить. Ведь создавая социальные лифты, необходимо делать фильтры, чтобы всякая нежить и планктон не прорывались наверх под видом пассионариев.

Можно ли воспитать талантливого человека этим качествам? Да, это уже конкретная и формализуемая задача для психологов, педагогов, священников и т.д. Можно ли будет собрать это в единую систему воспитания – да, я уже писал про Скрытое основание, вот только преодоление страха смерти значит, что служба в армии и хотя бы минимальное участие в боевых действиях, становится необходимым элементом формирования цвета нации. Ну не так это и плохо…

Будет ли результатом этой системы люди с промытыми мозгами? Ну, если дочитав до этого момента, еще есть люди, уверены в этом, то они просто не поняли, что написано. Как может человек с внутренней свободой, развитой рефлексией и волей быть послушной деталью машины?

Заключение

Несмотря на широкое использование термина «пассионарность» у абсолютного большинства нет четкого понимания, что за ним скрывается, происходит слияние понятия пассионарности с агрессивностью поведения, что в корне не верно.

В действительности деятельность пассионариев лежит в основе развития любой этнической системы, что наиболее точно описывается через компоненты – материя (физические объекты, ресурсы, территории), энергия (психоисторические смыслы), информация (наука, технологии).

Пассионариев можно разделить на ранги, при этом абсолютное большинство населения имеет нулевую пассионарность (обыватели, мещане, пользователи). Вот только вклад в развитие этнической системы даже одного гения будет перевешивать всю эту массу. И если появление гениев лишь Воля Свыше, то воспитание из талантливых людей пассионариев, искренне творящих на пользу родному народу, вполне решаемая задача. Ситуация, когда талантливые люди находятся в вечной фронде народу и государству не нормальна. Ну а для людей с отрицательной пассионарностью должны быть открыты все двери на выход из страны и закрыты все двери наверх.

Важнейшим элементом в структуре личности пассионария является наличие цели, например – «Величие России». И ради этой цели он должен быть готов на самопожертвование. Вот только пассионарий не является смертником, обязательными для него являются внутренняя свобода, развитая рефлексия, воля, оптимизм и обычное любопытство.

Большое количество пассионариев – палка о двух концах, с одной стороны они обеспечивают развитие, с другой плохо управляемы и все время пытаются менять мир под себя. Именно этому вопросу будет посвящена вторая часть статьи.

Источник

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded