wowavostok

Categories:

В ОККУПАЦИИ... Огромная заброшенная подземная база ядерного оружия на Чукотке - Гудым

Сегодня мы расскажем про легендарную огромную заброшенную центральную базу хранения ядерного оружия (Объект "С") 12-го Главного Управления Министерства Обороны, располагавшуюся в горных выработках в недрах горы Обрывистая возле когда-то закрытого секретного посёлка Гудым (Анадырь-1) и носящую название Объект "С" №955 (Магадан-11).

Перед просмотром фотографий давайте для начала углубимся в историю, собранную и переработанную в уважаемых профильных открытых источниках, таких как Справочник РВСН, Реферат 12 ГУ МО, сайт Хольмя и т.д., чтобы вам стало более понятно чем именно занималась и как создавалась эта огромная подземная база.

4 сентября 1947 г. считается датой основания 12-го ГУ МО СССР. Это день образования Специального отдела Генерального штаба вооружённых сил СССР, задачами которого были создание полигонов, изучение поражающих факторов ядерных взрывов и разработка средств и способов противоатомной защиты войск и населения. 20 сентября 1949 г. он был преобразован в 6-е управление ГШ ВС СССР. Помимо уже имеющихся обязанностей на отдел были возложены функции координации научно-исследовательских работ, контроля деятельности спецотделов в войсках, испытаний ядерного оружия и разработки боевого использования войск в условиях его применения.

К 1951 г. СССР имел уже три с половиной десятка первых атомных бомб и началась подготовка ВВС к их применению. 29 августа 1951 г. по решению Совета Министров СССР Военное Министерство приступило к формированию первого авиационного бомбардировочного полка "Учебно-тренировочная часть № 8" в составе которого было 22 боевых самолёта-носителя Ту-4. К этому времени остро встал вопрос создания инфраструктуры хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов. Данные задачи возложили на Первое главное управление при Совете Министров СССР, в котором были созданы отделы учёта и хранения специальной продукции; специальной приёмки деталей, узлов, механизмов и материалов для ядерных боеприпасов, именовавшихся как "Изделие-501; а также отдел строительства специальных объектов, занимавшийся строительством центральных баз хранения ядерного оружия, в которых осуществляли сборку и хранение произведённых ядерных боеприпасов.

К середине 1950-х гг. Первые Объекты "С" (ЦБХ) были достроены и начали закладывать на хранение специзделия, которые к тому времени уже серийно поставляла промышленность. Каждая из ЦБХ осуществляла технический контроль и обеспечивала специзделиями несколько построенных и закреплённых за ними войсковых баз хранения (РТБ). Первоначально ядерные боеприпасы поступали на ЦБХ в разобранном виде, а готовность специзделий к применению определялась ведомостью комплектации (позже стали применять название "Степень готовности"). Так на ЦБХ они приходили в 1-й степени готовности, где производилась проверка составных частей и их монтаж в корпус, после чего они закладывались на хранение уже во 2, 3 и 4 степенях готовности. На РТБ специзделия поставлялись уже в 4-й степени готовности и выше.

с 1953 года Первое ГУ СССР переименовывается в Министерство среднего машиностроения СССР. К 1958 г. Первые 9 ЦБХ были сданы в эксплуатацию, а Главное управление комплектации Министерства среднего машиностроения СССР было преобразовано в Главное управление специального вооружения МО СССР, которое в апреле этого же года было переименовано в 12-е ГУ МО СССР, включившее в себя и 6-е управление ГШ (РВСН). В середине 70-х гг. эти управления были разделены.

Одной из первых ЦБХ второй партии строительства в конце 1958 г. была сдана в эксплуатацию рассматриваемая в нашем посте ЦБХ "Магадан-11" в закрытом посёлке Гудым, также известном как Анадырь-1 в.ч. 75414 в.ч. 62902. На неё было возложено хранение ядерных бомб для бомбардировщиков средней дальности Ту-16, а позднее и стратегических бомбардировщиков дальней авиации Ту-95, также известных под названием "Медведь", которые эксплуатируются в модернизированном виде и по сей день. Для дозаправки и пополнения вооружения в десятке км от ЦБХ был оборудован аэродром подскока "Угольный", на базе старого аэродрома. Сам аэродром также используется по сей день гражданскими авиалиниями, а также как запасной военный аэродром. До Аляски рукой подать и эта точка на карте была очень удобной, чтобы держать потенциального противника в напряжении.

Сам аэродром был разделён на "восточную часть" с гражданским аэропортом и "западную часть", где базировались истребители, прикрывавшие аэродром, сопровождавшие бомбардировщики и патрулировавшие границу. Также на аэродроме базировались многоцелевые бомбардировщики Ту-16 и Ту-16Р, которые в НАТО имели прозвище "Барсук" и были сняты с вооружения лишь в 1990-х гг.

В сети удалось найти фотографии этого самолёта на аэродроме Угольный за авторством пилота авиакомпании КрасЭйр, который в молодости будучи на службе был штурманом одного из таких самолётов в модификации дальнего разведчика.

Также от этого автора есть фотография с данного аэродрома самолёта Ту-95 с РЛС кругового обзора "Рубидий".

Но в 1962 г. ЦБХ пришлось расширить свои обязанности т.к. в нескольких км от ЦБХ развернулось строительство второго городка (Объект-691) с четырьмя пусковыми стартовыми площадками для баллистических ядерных ракет средней дальности Р-14 наземного базирования. Это была та самая "Кузькина мать, которой грозил Н. С. Хрущёв США с трибуны 15-й ассамблеи ООН" и которой часто ошибочно называют данный ядерный арсенал. В ходе строительства в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты строители испытывали большие трудности и было решено строить позицию по упрощённой схеме. Сооружения и укрытия для техники и грунтовых тележек с ракетами, строились без привычной обваловки землёй, а при стартовых позициях не было построено полноценной РТБ. В итоге 4 ракеты находилось на позиции, а ещё 4 специальных головных части было решено хранить и обслуживать в объекте "С", сформировав при нём 1914-ю РТБ.

Выписка из Директивы Главнокомандующего Ракетных войск от 1963 года:

"Во исполнение директивы Генерального штаба от 13.5.63 г. и от 23.12.61 г. провести следующие мероприятия:

пункт 3. Работы по хранению, снаряжению и подготовке головных частей к изделию 8К65 на технической и стартовых позициях ракетного полка возложить на объект “С” № 955 12 ГУ МО с включением в её состав сборочной бригады численностью 70 военнослужащих, согласно прилагаемому перечню изменений к штатам № 25/870 в.ч. 62902."

Так помимо бомб в хранилищах ЦБХ появилось 4 боеголовки ракет Р-14, которые хранились и обслуживались в ней до 1969 г. пока позиция ядерных ракет не была расформирована и передислоцирована в УССР. О ней мы кстати недавно также писали подробный пост. Вероятно и сами оставшиеся ракеты второго потока в незаправленном состоянии хранились в одном из залов хранилищ ЦБХ, но в этом 100% уверенности нет и надеемся, что кто-нибудь из служивших в этих частях этот момент прояснит.

После расформирования ЦБХ в 1986 г. её хранилища стали использовать как базу хранения Анадырского гарнизона. Вероятно в то же время один из бывших залов хранилищ (самый длинный) перестроили в запасной командный пункт, известный как Спецобъект "Портал".

Также в интернете у различных блоггеров можно прочитать о якобы базировавшихся в Гудыме трёх подвижных грунтовых ракетных комплексах "Пионер", вооружённых ракетами РСД-10, вплоть до того, что они якобы могли осуществлять пуск из раздвижной крыши масксооружений у порталов ЦБХ. Это не правда. Этих комплексов никогда не было на Чукотке и крыша у масксооружений не раздвигалась. С 1969 г. на Чукотке не было РВСН, а оставались только оперативно-тактические ракетные комплексы Луна-М, которым вероятнее всего даже не выдавались ядерные боеголовки для ракет в виду их небольшого радиуса поражения всего около 50 км.

Но хватит истории, давайте уже посмотрим на саму подземную базу.

Левый портал "Сооружение П-14"

В 700 метрах от него находится правый портал "Сооружение П-15". Для маскировки на подобных объектах было принято нумеровать сооружения въездов в объекты не с первого.

От гарнизона к арсеналу вела грунтовая дорога, которая на Т-образном перекрёстке расходилась к маскировочным сооружениям порталов.

Мост через небольшую речушку с названием Угольная, которая вытекает с перевала Нартовый.

На перекрёстке была оборудована двухамбразурная долговременная огневая точка из железобетонных блоков и плит. Сверху за ним видны трубы отопления, ведущие от котельной гарнизона к порталам.

Мы начнём наш осмотр с левого портала и в конце выйдем из правого.

Перед маскировочным сооружением нас встречает ещё один бывший КПП, вышка и россыпь огневых точек.

Ворота въезда на территорию, обнесённую отдельными периметрами.

По склонам раскиданы СПС-ы для прикрытия подходов.

И вот такие позиции.

Вот и само масксооружение. Из склона видны торчащие вентиляционные оголовки воздухозаборов и выхлопа дизельной

Некоторые огневые точки были направлены наверх горы.

С виду будто бы гаражи, но на самом деле за ними скрывается узкоколейка и перегрузочные площадки.

Рядом валялся транспортный контейнер от какой-то боеголовки.

Когда-то крытый навес погрузочной платформы на 6 автомобилей, усыпанный обломками рухнувшего навеса. Снизу заезжали автомобили, а с платформы происходила перегрузка специзделий.

Рядом под открытым небом гнило несколько узкоколейных тележек из объекта. Это видимо была головная тележка, работавшая на аккумуляторах.

А это уже тележки для перевозки спецбоеприпасов.

С погрузочной платформы по засыпанным рухнувшим навесом рельсам мы движемся к маске.

Внутри находится перегрузочная площадка с мощной кран-балкой перед порталом в гору

И вот мы наконец заходим в гору. Вдаль идёт длинный просторный тоннель с рельсами, который изгибаясь примерно через полтора километра выходит из правого портала сооружения. По обе стороны тоннеля идут отвороты с залами хранилищ, лабораториями, вентиляционными, дизельной, командным пунктом, узлом связи, россыпью щитовых и т.д.

Для начала заглянем в первую вентиляционную по левую сторону тоннеля в нескольких десятках метров от портала, откуда нагнетался воздух в воздуховоды, проходящие сквозь всё сооружение.

Спустя ещё несколько десятков метров тоннель поворачивает и продолжается сотни метров по прямой

За поворотом его перекрывал вот такой огромный выкатной защитный затвор, представляющий из себя некое подобие вагона, залитого бетоном.

Толщина его более полутора метров, а вес десятки тонн.

Двигался он по рельсам на цепной передаче через редуктор. Было предусмотрено и электрическое, и ручное открывание.

Вдоль тоннеля тут и там встречаются отвороты с множеством помещений, большую часть из которых мы упустим т.к. пост и так вышел на сотню фотографий.

Останки одного из помещений блока лаборатории контрольно-измерительных приборов.

и ещё

Через стрелочные переводы в стороны от основного тоннеля уходят рельсы в хранилища ядерных боеголовок разной степени собранности.

У каждого из таких хранилищ имеются свои климатические установки разных моделей размещённые в блоках перед залом хранения и комнаты для хранения документации.

Так выглядит блок с климатической установкой и компрессорным залом. Установки задавали нужную влажность в помещениях

РЕКЛАМА

На въезде в хранилища также были оборудованы выкатные защитные затворы, за которыми стояли ещё обычные двери для удержания температуры

Вид с середины первого зала хранилища в сторону выхода. Под потолком была оборудована кран-балка

Возвращаемся в основной тоннель и идём дальше.

Следующее ответвление и вновь зал хранилища перекрытый затвором.

Вновь блок климатической установки

Этот зал отличался от всех и имел возвышенный участок. Вероятно это был зал вертикальной сборки. Здесь балки для ручных талей были только в этом возвышенном участке хранилища, а пол по обе стороны рельс был приподнят.

Вновь блок климатической установки в очередном ответвлении

Вновь затвор

И вновь зал хранилища.

Внутри зала хранилища выстроили десяток кабинетов запасного командного пункта и зал оперативного планирования

Пройдя очередной затвор мы выходим в просторный сборочный цех

Мы выходим с другой стороны опять в основной тоннель. И прежде чем мы двинемся в сторону второго портала, пройдёмся по обходному тоннелю вокруг сборочного цеха.

Блок климатической установки.

Форсунки для придания нужной влажности воздуху.

Теперь пройдём к крюйт-камерам. К ним ведёт коленчатый ходок с расширенным средним коленом.

Узкий ходок перекрывает вот такой сдвижной железобетонный затвор на цепной передаче. Правда цепи уже нет.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded