wowavostok

Category:

Красноярский судоподъёмник – уникален, не имеет аналогов в России.. И почти не задействован

 Оригинал взят у https://7dogs.livejournal.com/843865.html

Красноярский судоподъёмник – уникальное гидротехническое сооружение в составе Красноярского гидроузла на р.Енисей, позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС.
Не имеет аналогов в России: на всех других гидроэлектростанциях для преодоления плотины используется шлюзование.

Судоподъёмники – сложные и порой уникальные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой; их стоимость намного выше стоимости организации шлюза, поэтому в мире насчитывается всего лишь около 60 судоподъёмников различных конструкций: «Фолкерк Вилл» (канал Глазго – Эдинбург, Шотландия, 2002; единственный в мире судоподъёмник вращающегося типа), Стрепи-Тьё (Центральный канал, Бельгии, 2002; самый высокий парный судоподъёмник в мире), Сен-Луи – Арзвиллер (канал Марна-Рейн, Франция; наклонный судоподъёмник, заменяющий 17 шлюзов), судоподъёмник в составе гидроузла «Три Ущелья» (Китай, строится; после ввода в эксплуатацию станет крупнейшим в мире) и другие.

Проект судоподъёмника в составе Красноярского гидроузла был разработан в институте «Ленгидропроект», рабочая документация для уникальных механизмов самоходного судоподъёмника – в конструкторском бюро «Ленгидросталь».

Строительство Красноярского судоподъёмника началось в 1963 г. и длилось более 10 лет. Строительство было вызвано необходимостью восстановления судоходства и интенсивного грузопотока по Енисею, прекращённых в связи с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.
Кроме того, необходимо было обеспечить доставку водным транспортом разнообразных грузов для строительства выше по течению Саяно-Шушенского гидроузла – в первую очередь рабочих колёс гидротурбин для самой крупной отечественной гидроэлектростанции.

Опытная эксплуатация Красноярского судоподъёмника началась в 1976 г.
После выполнения доводочных работ и приёмки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъёмник с 1982 г. находится в постоянной эксплуатации.
Судоподъёмник расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции высотой 124 м к левому берегу Енисея.

Красноярский судоподъёмник представляет собой особый тип судопропускного устройства, принципиально отличный от общеизвестных судоходных сооружений (например, шлюзов), и относится к типу продольно-наклонных, двухскатных судоподъёмников с поворотным устройством и самоходной судовозной (судоподъёмной) камерой, заходящей в воду обоих бьефов.

Способ транспортировки судов – на плаву, при глубинах воды в камере до 2,2 м и максимальном напоре 98,0 м.

Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъёмника и поворотного круга.

Подъёмник представляет собой платформу с судовозной камерой, перемещающейся по рельсовому пути с шириной колеи 9 м и имеющей зубчатое зацепление.
Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги.
Перепад уровней между нижним и верхним бьефом 104 м; скорость движения подъемника 20 м/мин, или 1,2 км/ч.
Вес судоподъёмной камеры без воды составляет 4500 т.

Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов.

Судоподъёмник транспортирует суда грузоподъёмностью до 1500 т, габаритами 78×15 м и осадкой в 1,9 м.
Полная эксплуатационная длина с подводными участками 1510 м.
Перевод судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку осуществляется поворотным устройством длиной 104,6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей 20 м/мин.

Одной из определяющих основ сооружения является заход судовозной камеры по наклонным путям непосредственно в воду, благодаря чему судопропуск осуществляется при значительных колебаниях уровня воды в бьефах.

При уклоне судовозных путей 1:10 высота подъёма камеры по нижнему наклонному пути составляет до 118 м, по верхнему до 30 м.

Для погрузки судна в подъёмник платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву».

В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник.

Судоподъёмник построен на скальном основании. Судовозные пути располагаются в железобетонных балках и эстакадах, несущие конструкции судовозной камеры стальные; вспомогательные – из алюминиевых сплавов. Судоподъёмник оснащён автоматизированными системами управления, сигнализации, телеустановками.

В советское время подъёмник работал в течение всего навигационного периода на Енисее.На самоходный судоподъёмник возлагались большие надежды, но судоходство в верховьях Енисея сократилось, и в настоящее время этот механизм почти не задействован.
Ныне официальный период навигации, в течение которого любые суда могут быть перевезены судоподъёмником через плотину Красноярской ГЭС, длится, как правило, с 1 сентября по 1 октября, когда производится вывоз сельхозпродукции с верховьев Енисея, из Хакасии, и пропуск судов к местам зимнего отстоя.
Но фактически эксплуатация судоподъёмника начинается с середины мая (в зависимости от погодных условий) и заканчивается в конце сентября; в этот период происходят платные перевозки судов (разовые пропуски) на договорной основе.

Из всех судовладельцев на Енисее, а их около 450, регулярно пользуются Красноярским судоподъёмником только Енисейское речное пароходство (для перевозки грузов) и частные владельцы скоростных яхт и катеров (для переброски их в Красноярское водохранилище).

Красноярский судоподъёмник был активно задействован в ходе восстановления здания Саяно-Шушенской ГЭС, пострадавшей в результате аварии в августе 2009 г.
ОАО «РусГидро» в 2011 г. в рамках реализации второго этапа восстановления ГЭС, в ходе которого в машинном зале станции необходимо было установить новые гидроагрегаты, осуществило транспортировку из Санкт-Петербурга первой партии тяжеловесных крупногабаритных узлов общим весом 537 т.

Транспортировка оборудования осуществлялась единственно возможным способом – по воде.
Груз проследовал из Санкт-Петербурга от причала, принадлежащего Ленинградскому металлическому заводу, далее по Ладожскому и Онежскому озёрам; через Беломорско-Балтийский канал вышел в Белое море, а затем, преодолев Северный морской путь, добрался до Енисея.
Общая протяжённость этого маршрута – около 6500 км.
В Красноярском речном порту оборудование перегрузили на речную баржу, которой было необходимо преодолеть судоподъёмник Красноярской ГЭС, что и было успешно осуществлено в августе 2011 г.

Технические параметры судоподъёмника:
- расчётная грузоподъёмность судна до 1500 т;
- полезные габариты судовозной камеры: длина 90 м, ширина 18 м, глубина 2,2 м;
- общие габариты судовозной камеры: длина 113 м, ширина 26 м,
- максимальная высота 20 м;
- масса камеры без воды 4500 т, с водой и судном 8 100 т;
- перепад уровней между нижним и верхним бьефом 104 м;
- длина «сухого» пути 1180 м;
- полная эксплуатационная длина с подводными участками 1510 м,
- скорость 1 м/с, тяга 850 т;
- предельные размеры транспортируемого судна – длина 80 м, ширина 17 м, осадка 1,86 м.

Источник:
НАУЧНО- ПОПУЛЯРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

И видео из сети, на котором видно, как эта конструкция работает


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded