wowavostok

Category:

Игорь Грек.. Фабер дю Фор, лжесвидетель войны 1812 года

Оцениваем первоисточники, "показания свидетелей" войны 1812 года в России

  В числе участников, очевидцев войны 1812 года значится Христиан Вильгельм Фабер дю Фор рисунки которого в основном характеризуются на уровне: "драгоценное историческое сокровище, наполненное деталями и сохраненное для потомства», "имеют значение буквально документального, источникового материала для каждого историка" и проч.

  В 1827—1830 гг. серия рисунков Фабера дю Фора была гравирована, а в 1831-1843 гг. литографирована и затем издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России» («Blatter aus meinen Portefeuilleim Laufe des Feldzugs 1812...», Stuttgart, 1831). Подробные пояснения к гравюрам составил Ф. Кауслер (его сослуживец) и Р. Лобауер. Рисунки Фабера дю Фора широко представлены в Интернете в качестве иллюстративного материала. Симптоматично что "Переизданий этого альбома и, тем, более, в русском переводе не было. Сегодня он считается абсолютной библиографической редкостью." via

  На фоне мощного потока дифирамбов лишь немногие осторожно высказывают некоторое сомнение в степени достоверности творений Фабера дю Фора, например:  "...окончательная отделка рисунков производилась автором через двадцать лет после первой фиксации запечатленных на них событий, что в ряде случаев сказалось на достоверности изображений. Исходные наброски (поскольку Фаберу дю Фору приходилось не только рисовать, но и воевать) не всегда были достаточно подробны, многое за два десятилетия забылось; поэтому многие рисунки он окончательно оформлял по памяти. Ошибки содержат и некоторые сопроводительные тексты. Все это побуждает отнестись к данному источнику критически. ("Москва 1812 года на рисунках Х. В. Фабера дю Фора. К проблеме достоверности этого источника" Г.В. Ляпишев via). Фактически Ляпишев оправдывает причины обнаруженных им ляпов дю Фора, ну подзабыл товарищ, с кем не бывает.

Альбомчик смотрится и пояснения читаются легко, написано эффектно цитирую по источнику:

На поле битвы на реке Москве (Бородино), 17 сентября 1812 г.
«Затихла страшная битва, что кипела у батареи Раевского. Французы объезжают поле сражения, заваленное телами убитых и лошадиными трупами. Офицер наполеоновской армии Ц. Ложье вспоминал: «Какое грустное зрелище представляло поле битвы! Никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем... Все потрясены и подавлены... …здесь покоятся Коленкур и Монбрен, окруженные своими храбрецами. Слава наших (вюртембергских) войск связана со славой этих редутов, так как именно здесь Мюрат, преследуемый превосходящими силами противника, нашел убежище в наших рядах».


Мост через Колочу у деревни Бородино, 17 сентября 1812 г.
«...во время сражения и после него, чтобы по мосту можно было передвигаться, большую часть наваленных на нем трупов просто сбросили в Колочу. Поодиночке и лежавших кучами, их было достаточно много, чтобы составить представление об ужасном сражении, имевшем здесь место». 

  Не будем придираться к подписи первой картинки что от мест Бородинского сражения до Москвы реки по прямой 6-8 километров, вероятно дали для иностранцев более заметные ориентиры.

 Гораздо более интересна у дю Фора картинка моста через реку Колочь, о котором когда-то писал следующее "...не кажется ли странным, что мощные защитные укрепления при Бородино успели возвести, а мост через реку Колочь уничтожить не удосужились?" 

В самых разных источниках сообщается что Фабер дю Фор на Бородинское поле прибыл 5 (17) сентября уже после сражения. Пояснение по картинке гласит: "Тела погибших солдат Великой Армии Наполеона, оставленные на мосту через реку Колочь после Бородинского сражения 1812 года":

  Это даже не постановочный сюжет, а сочная туфта, рассчитанная на впечатлительных барышень, которые реагируют исключительно на уровне инстинктов эмоций и мгновенно отворачиваются чтобы не видеть всякую гадость.

  Но картинка достойна для тренировки в стиле "найдите десять идиотизмов".

  Первое что бросается в глаза, это куча трупов, которые не "оставлены", а картинно сложены. Причем торчащие вверх ноги, а также и руки за пределы моста как бы намекают что трупы сложены через полтора-два часа после смерти когда трупное окоченение уже наступило, но еще не прошло.

  Босоногие, кто-то уже стырил обувь, но не позарился на оружие. Других следов сражения что-то на мосту не наблюдается, разве что присущее чуть ли не всем картинкам дю Фора одинокое колесо как символ чего-то там.

  Мост без признаков перил, дорога в ложбине без признаков канав по сторонам, даже и не удивляют.

  Если кто-то считает, что незачем придираться к заслуженному ветерану, он мог ошибаться в деталях, то сообщу пренеприятную истину: прежде чем положить в основу своих выводов чьи-то показания, их надо проверять всеми доступными способами.

  Откровенная пропагандистская показуха и ситуативная недостоверность картинки дю Фора заставляют продолжить проверку сличая с другими источниками обстоятельств сражения на мосту через Колочь.

  Так вот, ещё в ходе Бородинского сражения мост через Колочь был сожжен и его просто не существовало к моменту "прибытия туда Фабера дю Фора". 

  Из различных источников складывается следующая картина. Егеря в Бородино отбивались от 106 полка французов, а в это время морякам Гвардейского экипажа (30 человек под командой мичмана М.Н. Лермонтова) дали приказ поджечь мост. Вслед за отступавшими егерями по горящему мосту на правый берег Колочи прорвалась часть 106-го французского полка, которая была там уничтожена, а в это время моряки сумели уничтожить мост начисто. За этот подвиг мичман М.Н. Лермонтов был удостоен ордена Св. Анны III степени, а его подчинённые – знаков отличия Военного Ордена (солдатский Георгий). (источники: книга лейтенанта И. А. Виноградского «Участие Гвардейского экипажа в сухопутной кампании 1812 года» СПб., 1899; via, via)

 В тексте альбома об этом же событии следующий пассаж: Мост через Колочу, непосредственно за Бородино, ведущий к Горкам, 7 сентября стал также ареной кровопролитного сражения.
Эта памятная битва началась взятием Бородино. 106-й полк 4-го армейского корпуса, на который была возложена эта задача, увлеченный первым успехом, вместо того чтобы после взятия Бородино разрушить мост через Колочу, перешел по нему на другой берег и продолжил наступление на высоты Горок. Там, теснимый со всех сторон превосходящими силами русских, он попал под убийственный огонь орудий противника, установленных на батареях перед Горками и закрывавших ему путь, и с большими потерями был отброшен назад к мосту, который не был полностью разрушен благодаря героическим усилиям подоспевшего на помощь 92-го полка.
Однако во время сражения и после него, чтобы по мосту можно было передвигаться, большую часть наваленных на нем трупов просто сбросили в Колочу. Поодиночке и лежавших кучами, их было достаточно много, чтобы составить представление об ужасном сражении, имевшем здесь место." via

  "Фабер дю Фор был одним из всего лишь 100 вюртембержцев, которые вернулись в Польшу в декабре 1812, из общего числа 15 тысяч, которые приняли участие в кампании". via

  Вывод: Христиан Вильгельм Фабер дю Фор - звездобол и верить ему нельзя ни под каким соусом, тем более что и необходимости в этом никакой нет, его картинки совершенно неинформативны и годятся только для отрывного календаря домохозяек.

P.S. "Презумпция невиновности" относится только к подозреваемым, обвиняемым и подсудимым, которые имеют право врать или вообще молчать. К показаниям свидетелей и прочим доказательствам применяется "презумпция недостоверности", требующая назвать источники осведомленности, обстоятельства обнаружения и прочие атрибуты, позволяющие произвести системную проверку.

  Историков, которые от Фабера дю Фора пускают слюни, - заносить в чёрный список некомпетентных.

много литографий Фабера

См. также:

Тухлые "литографии Москвы по рисунку Кадоля"

источник

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded