wowavostok

Category:

О расточительной системе образования в СССР

Оригинал взят у https://burckina-new.livejournal.com/1497828.html

С точки зрения апологетов капитализма в СССР все социальные блага и достижения были избыточны. Избыточное качество образования и медицины. Слишком много школ, больниц, поликлиник было построено. Даже пенсионный возраст слишком низок был. Все это сейчас с точки зрения нынешнего режима совершено избыточно и дорого в содержании и подлежит сокращению и полной отмене. Чем собственно и занимается путинский режим: больницы и школы закрывает, пенсионный возраст повышает, переводя народ на полное самообеспечение без вливаний со стороны бюджета.

А что об этом всем писала советская пропаганда конца эпохи Брежнева?

«Какое образование получает советская молодежь?»

— В 1976 году завершен переход ко всеобщему среднему образованию, которое должен получить каждый — и в городе, и на селе. Можно выбирать, какое именно среднее учебное заведение окончить — общеобразовательную школу, профессионально-техническое училище или техникум, но программа любого из них включает общее среднее образование, дающее возможность продолжать учебу в любом вузе.

На 1 января 1977 года население СССР составило 258 миллионов человек. Учащихся общеобразовательных школ было 46,5 миллиона, профессионально-технических училищ — 3,5 миллиона, техникумов и других средних специальных учебных заведений — 4,6 миллиона, высших учебных заведений — 5 миллионов.

Сейчас в жизнь вступает самое образованное поколение в истории нашей страны.

«Что такое всеобщее обязательное среднее образование — престижное дело или объективная потребность?»

— Потребность — экономическая и социальная. Экономическая потребность и даже необходимость обусловлена научно-технической революцией. Без достаточного образования человек не может эффективно использовать ее достижения. Рабочие, окончившие среднюю школу, вдвое быстрее осваивают новую технику, чем те, кто окончил только семь классов.

Однако не каждому рабочему на производстве сегодня нужны знания в том объеме, который дает среднее образование, — многие справились бы с выполняемой ими работой и без них. Почему же тем не менее страна перешла на всеобщее среднее образование?

Характер труда быстро меняется, и рабочих мест с относительно низкими требованиями к уровню образования становится все меньше. Тот, кто в полной мере не применяет получаемых знаний на производстве сегодня, сделает это завтра.

Но дело не только в этом. Мы никогда не рассматривали образование с потребительской точки зрения, а человека—только как участника производства. Для нас не менее важна и социальная сторона образования — то, что оно дает человеку более широкий кругозор, увеличивает его общественную активность, дает большие возможности участвовать в управлении, помогает правильно выбрать профессию, вырабатывает творческое отношение к труду.

Гармоничное развитие личности, к которому мы стремимся, немыслимо без широкого образования.

«Людям разных профессий нужен разный объем знаний. У вас единая система образования. Не приводит ли это к бессмысленному расточительству?»

— Частично мы уже говорили об этой проблеме в предыдущем ответе. Добавим следующее. Общеобразовательные средние школы работают у нас по единой программе: учащиеся получают одинаковый объем знаний, различия в уровне подготовки зависят только от способностей и усердия каждого. Такая постановка дела, по нашему мнению, справедлива: все поставлены в равные условия, все вступают в самостоятельную жизнь, не имея ни привилегий, ни ограничений.

Продолжая образование в среднем техническом или высшем учебном заведении, наша молодежь получает разную профессиональную ориентацию, то есть изучает набор дисциплин, необходимых для избранной специальности. И естественно, что этот набор в различных техникумах или вузах различен. Но одновременно все учащиеся без исключения готовятся к активной социальной жизни и ради этого овладевают основами общественных наук. Таким образом, единая система образования вовсе не означает идентичности учебных программ или, к примеру, неоправданной стандартизации учебного процесса. Скажем, инженеру не обойтись без сопротивления материалов, а филолог сможет работать, не имея об этой науке представления. А вот знание основ политической экономии, умение грамотно выражать свои мысли, способность читать и говорить на иностранном языке и многое другое пригодится каждому. Если не непосредственно на рабочем месте, то в общественной жизни, в дальнейшем самообразовании. Мы не видим здесь расточительства, хотя нам и приходится из года в год увеличивать ассигнования па образование.

Из книги "СССР. 100 вопросов и ответов".

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded