wowavostok

Про "брежневский застой" и мечту детства

Вы знаете, чем отличается правда от вымысла?

Не самый простой вопрос, согласен. Но все-таки, чем? А тем, что правда – это факты. А вымысел – это интерпретация фактов в зависимости от желания автора. Эта простая мысль возникла у меня совершенно случайно, даже сам удивился, как просто все получилось. А дело было так.

Можно сколько угодно рассуждать о том, было ли в СССР хорошо или плохо. Можно подсчитать, сколько было съедено колбасы, картошки или хлеба на душу населения в СССР и сколько мы съедаем сейчас. Если кто-то всерьез считает это критерием успешности страны – мне с такими людьми не по пути.

Так вот, возвращаясь к вопросу, заданному в самом начале. Я не буду сейчас, взывая к эмоциям, вспоминать о бесплатной медицине или там очередях за сахаром в августе, когда все дружно начинали варить варенье, а сахар заранее купить никто не додумывался. Я хочу лишь поделиться мыслями, которые возникли совершенно неожиданно и которые почему-то перевернули мое сознание. Речь пойдет … о чем бы вы думали?

О так называемом «брежневском застое».

Итак, предыстория: все свое сознательное детство и юность я мечтал работать на железной дороге. Там работал мой отец. Мечта детства, что поделаешь! Но не сложилось… Бывает.

И как-то уже в совсем зрелом возрасте, пользуясь интернетом, в приступе ностальгии я нашел и скачал книгу «История железнодорожного транспорта Советского Союза», том 3, 1945-1991. И начал читать, предвкушая интересные вещи, напоминающие мое детство.

Но очень скоро понял, что мои мысли уходят совсем в другом направлении. Так-так.. Как это нам говорили? Застой? Брежневизм? Семидесятые годы?

Можно сколь угодно долго рассуждать о количестве колбасы и прочих вещах. Но все это эмоции, чаще всего ни на чем не основанные. А тут в моих руках книга, в которой без истеричных воплей и эмоций изложены сухие факты и цифры. И никакого политически ангажированного анализа этих цифр! Только факты и таблицы.

Так вот. Так называемый «брежневский застой». Цитирую.

«Грузооборот железных дорог за пятилетие 1966-1970 гг. увеличился на 27,7% против 23%, предусмотренных планом».

Грузооборот? Почти на треть? А ведь это означает рост на треть производства всего лишь за 5 лет!

Хорошо, смотрим дальше. Тот же грузооборот, но по годам, в миллиардах тонно-километров:

РЕКЛАМА

1970 год – 2495

1975 год – 3237

1980 год – 3440

Как там говорили? Застой? Знаете, при застое грузооборот железных дорог на 40% за десять лет не растет. А что такое рост грузооборота? Это означает рост промышленного производства примерно на ту же цифру, ведь по железке перевозят то, что реально произведено или добыто из недр. По сути это говорит о том, что за десять лет производство выросло почти в полтора раза. И не в каких-то там баксах, а в реальных тоннах перевезенных грузов. И это застой? Хотел бы я сейчас жить при таком застое!

Пассажирские перевозки. Здесь цифры чуть скромнее, однако и здесь наблюдается сравнимый рост. Если в 1970 году пассажирооборот составил 265 миллиардов пассажиро-километров, то в 1980 году 342 миллиарда. За десять лет. Мама! Хочу обратно в «брежневский застой».

И таких фактов – полная книга. Нужно только вглядеться внимательнее. Скачайте ее, это очень просто! Книга лежит в сети. Обратите внимание, что книга отнюдь не «методичка» для политработников, это сухая статистика и факты. Авторы не задавались целью что-то опорочить или обелить, они тупо рассказывали, как было, и приводили цифры и таблицы. А уж выводы позволили сделать нам самим.

Не буду утомлять цифрами производства локомотивов и километров электрификации железных дорог, каждый желающий увидит это сам. И сам оценит. Однако помню, как в мое детство в 70-е годы от Красноуфимска до Мурома (а это больше тысячи километров!) поезда ходили под тепловозами ТЭП 10 «Стрела». А учиться в Москву в 1986 году я ехал уже в поезде под электровозом ВЛ60. И это тоже сделал «проклятый совок», который, если верить одному человеку, ничего не умел производить, кроме галош.

Все время, пока читал книгу, меня не покидало неприятное ощущение. Ощущение потери. Почему, начиная с послевоенных лет, история железных дорог СССР - это сплошной взлет от паровоза к электровозу и от однопутных неэлектрифицированных дорог к двухпутным электрифицированным? А сейчас? При нынешнем-то уровне развития технологий?

Грустно это все. Грустно… Надо бы обратно в «брежневский застой». Может, что-то и получилось бы.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded