wowavostok

Categories:

Про технарей и гуманитариев

Напишу статью на довольно неожиданную для себя тему; хотя она в некотором роде будет разъяснением к небольшому циклу статей про барбаризацию; почему техника прогрессирует, а человек деградирует. Ничего сложного не скажу, и в определённой мере побуду Капитаном Очевидность; однако, надеюсь, кое-кому тема окажется полезной в осознании происходящего в мире.

Начну несколько нескромно - про себя. Возможно, у кого-то складывается мнение, что большие статьи в тырнетах пишут в основном проплаченные пропагандисты, однако для меня это - лишь второе или даже третье по важности хобби, на котором я до сих пор не заработал ни копеечки; и не собираюсь, дабы заниматься тем, что нравится самому, а не обеспеченным парням. Основное же моё хобби - народная культура, та самая, имени бабок в деревне, Масленицы и прочих древностей. В теме я давно, и вижу, что эта область - практически исключительно гуманитарная, хотя местами и вполне научная - например, одна из основных составляющих НК - это этнография, наука про этносы, и всё такое. При всём при этом по образованию я - математик-информатик, т.е. с уклоном в до сих пор популярное направление IT, сиречь информационные технологии; что, разумеется, относится к категории точных наук. Эдакая шизофрения получается, с точки зрения обывателя - техник-гуманитарий?.. Ничего сложного, если вспомнить по понятие гармонии; в человечке всё должно быть прекрасно, и одежонка, и мыслишки, и душонка. :))) Специализация и атрофия всех навыков, не связанных с добычей пропитания - не наш выбор, это ближе к павианам.

К чему всё это я?.. К тому, что, наблюдая и точные, и гуманитарные науки практически изнутри, могу сказать, что гуманитарности, пожалуй, посложнее будут. Вот тут уже предвкушаю первые разрывы баттхерта; но не надо торопиться с выводами; сперва нужно поворотиться к первоисточникам и вспомнить, шо же такое эти ваши гуманитарные науки и прочие области жизнедеятельности. С точными науками, надеюсь, всё понятно - сложение чисел, движение планет, состав веществ и прочая сила тока, это всё изучают именно они. С гуманитарностями не всё так однозначно; по крайней мере, в сознании обывателя:

Гуманита́рные нау́ки (от humanus — человеческий, homo — человек) — науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе. Возникли они как логическое продолжение схоластики. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода.

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

Гуманитарные науки включают философию, культурологию, религиоведение, филологию, лингвистику, литературоведение, искусствознание, отчасти (во взаимодействии с социальными науками) историю, психологию, антропологию, этнографию, когнитивистику, а также ряд других, неконвенциональных дисциплин, например, изучающих метаморфозы человека и человечества под воздействием техносреды (техногуманистика).

Длинноватое получилось определение, но надо понимать, обо что будет идти речь. Например, история, философия, литературоведение и искусствознание - это всё гуманитарные науки (пусть и не на 146%). А главное отличие гуманитарностей от точных наук - в наличии субъектности в изучаемой области. Цифра 2 или атом водорода не может неожиданно сказать "я не такая, я жду трамвая", а область гуманитарных наук в основном именно из подобного и состоит. И именно подобные особенности и позволяют мне постулировать, что гуманитарные отрасли нашей жизни сложнееточных. Что, тем не менее, никак не противоречит спору физиков и лириков, причём в последнее время "физики" явно смотрят на "лириков" сверху вниз, причём за дело. И это очень даже пересекается с темой деградации цивилизации из статей про барбаризацию.

Практически любой гражданин, имеющий дело с точными науками, обязан учитывать все возможные нюансы, и планировать поведение объекта, с которым он работает, со всех возможных ситуациях. Несмотря на то, что понятие "сферический конь в вакууме" пошло именно из точных наук, оно довольно точно показывает картину мышления "физиков" - если мы можем описать поведение объекта только в определённых условиях, мы это обязательно должны задекларировать и учитывать. Собственно, в этом и кроется ключевое отличие "физиков" от "лириков" - "физики" должнынаходиться в рамках определённой методологии и обязаны отвечать за результат. Если ты делаешь самолёт, он должен летать, причём не только по прямой и в безветренную погоду; если ты пишешь программу, то она не должна "валиться" при любом действии пользователя, и если ты изучаешь планеты, у тебя должна получиться внутренне непротиворечивая система. Должен, должна, должна.

Теперь поворотимся к гуманитарным наукам и отраслям. Там в дело вмешивается субъектность, которая существенно затрудняет изучение и прогнозирование; если поведение планеты Юпитер можно спрогнозировать на миллионы и милларды лет вперёд, то поведение дяди Васи прогнозам подлежит весьма приблизительно, и делать выводы можно только с учётом набора приближений и допущений. Да, на уровне общества в ход вступает закон больших чисел; и в принципе прогноз становится вроде бы более понятным, но и тут не всё так однозначно - нестабильность и непредсказуемость поведения каждого конкретного дяди Васи (которую можно обозвать понятием Воля), запросто выводят систему из равновесия; сплошь и рядом получается не-сходимая последовательность, для которой нельзя дать сколько-нибудь точного прогноза. Человечья логика, в отличие от формальной, формализации поддаётся с трудом (её изучает наука как раз с таким названием, неформальная логика), и это существенно усложняет процессы описания и тем более прогнозирования по сравнению с точными науками, описываемыми математическими методами.

Теперь переходим к сути статьи - казалось бы, данная особенность должна накладывать дополнительные требования к представителям гуманитарных отраслаей; затруднение точно описать и спрогнозировать ситуацию в обществе должно (по аналогии с точными специальностями) требовать более навороченных симуляций, бОльших навыков у сотрудников соответствующих специальностей, и т.д. - но ведь вам уже смешно?.. Парадоксальным образом, повышенная сложность социальных процессов в современном обществе привела к... повышению безответственности граждан, отвечающих за описание, управление и прогнозирование данных процессов.

Если в области гуманитарных наук ещё как-то сохраняется подобие наукообразия (хотя то, что сейчас происходит с наукой История, больше походит на мракобесие), то в гуманитарных отраслях, таких как политология, искусствоведение и прочая, уже практически неприкрыто торжествует псевдо-либеральное мировоззрение, когда свободная личность имеет полное право творить любую дичь. То есть парадоксальным образом усложнение системы общественных отношений приводит не к усложнению описывающих их систем, а напротив, к их разложению и формированию культуры безответственности. Вместо систематизации получается набор каких-то мифов и мнений, что категорически не равно знание.

Если в "точных" науках халатное отношение к обязанностям грозит проблемами со здоровьем и даже жизнью (не только самолёты падают, но и, например, телефоны взрываются), то аналогичное поведение в социальных отраслях разрушает этот самый социум; это, так сказать, "ковровое" вредительство. Дал ложный прогноз, выставил подлеца гением и наоборот, и т.д. - и ничего, с кем не бывает; а в итоге всё общество погружается в пучину хаоса и непонимания, что происходит. Информации очень много, но она не-систематизирована (в отличие от той же технической), и запросто противоречит друг другу. И так мы приходим к ситуации, когда один и тот же человек говорит в разное время противоположные вещи, и это нормально. Как говорил наш комбат в армии, "здесь никому ничего нах** не надо"; и это имхо вполне исчерпывающее описание гуманитарных сфер современности. Делай что хочешь, ты свободная личность.

Именно поэтому сейчас такой перебор претендентов на гуманитарные специальности и критическая нехватка технических спецов; напоминаю, что условный технарь сплошь и рядом всем на свете должен; тогда как условный гуманитарий - свободная личность, и всех, кому он должен, он прощает. Никто не хочет идти в шахту или на завод, да даже к конструкторскому кульману, ведь можно заниматься пением и танцами, и прогнозами курса каких-нибудь акций, которые всё равно никто не читает. Потому что в шахте и заводе с тебя постоянный спрос, а свободную личность никто не имеет права оценивать - сперва добейся. (с) Разумеется, объективная реальность наносит ответный удар - на тех, с кого спрос, аналогичный и спрос; а вот те, кто никому ничего не должен, никому нах** и не нужны. Гуманитариев страшенный переизбыток не только в стране, но и в целом в мире, и устроиться на тёпленькое место удаётся далеко не всем; тогда как технарей с руками отрывают, хотя и, возможно, не в де-индустриализуемых странах, но в промышленных - точно.

При этом нельзя не уточнить, что грамотных гуманитариев тоже с руками отрывают; но их исчезающе мало по сравнению с общей массой этих мега-спецов. Напоминаю, что гуманитарные отрасли если даже и не формализуются напрямую, то всё равно подлежат изучению с помощью специальных наук; и вполне возможна их систематизация и создание не-противоречивой картины мира. Поэтому если подходить к гуманитарию с той же меркой, что и к "технарям", то прошедшие отбраковку спецы вполне себе полезны и созидательны, в отличие своих менее разумных, генерирующих информационный мусор, собратьев.

Гуманитарии нужны не менее, если не более, чем технари; однако не всякие, а ответственные. Если изменить культуру общества и подходить к гуманитариям с точки зрения "технарей" (а то и серьёзней, ведь область ответственности сложнее), то бОльшая часть т.н. гуманитариев просто подлежит утилизации, сиречь переводу в более ответственные и менее квалифицированные работы - например, убирать снег или валить лес. Это касается не только учёных и политологов, но и прочих работников пера и мольберта - их "творчество" также следует изъять и утилизировать, или украшать им приюты для умалишённых. Кинопром, музыку, поэзию - всё прошерстить с научной точки зрения соответствующих наук, на предмет соответствия здравому смыслу и культуре общества, на которое это всё выливает продукты собственной жизнедеятельности.

Да, это - цензура. Но это же - своего рода госприёмка для творений недо-гуманитариев; нельзя позволять части общества паразитировать на остальном обществе, никак не заботясь при этом, к чему приведут твои действия. Это - вполне себе зона ответственности гуманитарных наук, прогнозирование влияния на общество разнообразных культурных артефактов; просто мы почему-то решили, что раз ты гуманитарий, то можно поступать, как дебил. С чего бы?

Престиж работника гуманитарной отрасли вполне можно поднять до уровня работников точных отраслей - рабочих, учёных, космонавтов - только подняв ответственность за результат до такого же уровня. Не будет ответственности, как сейчас, Человечество так и продолжит свою деградацию параллельно с прогрессом машин (технари-то свою работу петрят); и рано или поздно придёт Скайнет, и досвидос. Пока что это - фантастика, но уже вполне научная, о чём ранее писал. Человек не сможет развиваться бессистемно, ведь производимый псевдо-гуманитариями хаос только зверит и скотинит, но не развивает; и без научного подхода мы никуда не придём. Научный подход не равно механизация и автоматизация; гуманитарные науки, напоминаю, вполне являются науками, хотя и зачастую не на основе формальной логики.

А в качестве подзабытого музыкального привета приложу творчество неведомых мне фольклористов; так сказать, для прояснения основного своего хобби. В сознании не только обывателя, но и вполне себе гуманитарных работников, народная культура - это некий примитив - ну, давайте, повторите подобный "примитив":

Особенность народной культуры - в том, что культурные артефакты производят не специально обученные гуманитарии, а сами представители народа. И это, согласитесь, добавляет особого колеру картинке. И да, большинство современных гуманитариев при нормальном положении дел, того, не нужны низачем.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded