wowavostok

Category:

Крушение цеппелина “Гинденбург”

Символ мощи новой Германии

Великолепный дирижабль "Гинденбург" был построен в начале двадцатого столетия, чтобы олицетворять собой образ возрожденной под руководством НСДАП нацистской Германии. В основу создания воздушного гиганта была положена идея демонстрации могущества "третьего рейха". Роскошью и мерами безопасности этот корабль должен был многократно превзойти все построенные на тот момент суда. Такой же величественный и гигантский, как "Титаник". Они могли бы соперничать друг с другом по великолепию внутренней отделки, по красоте кают и комфорту для пассажиров.  Цеппелин был оборудован двумя прогулочными галереями, 26 двухместными каютами, рестораном, баром и даже читальным залом. Создатели этого чуда стремились обеспечить все возможные меры безопасности, чтобы максимально застраховать дирижабль от малейшего риска, подстерегавшего его в небе и на земле. И, несмотря на все эти старания, воздушный замок погиб, погребя под обломками жизни своих пассажиров и членов экипажа. 

Хотя катастрофа "Гинденбурга" не была такой масштабной, как гибель "Титаника", два эти титана вписали свои имена в самые скорбные скрижали истории воздухоплавания и мореходства. Гибель настигла огромный дирижабль 6 мая 1937 года, когда он совершал посадку после очередного коммерческого рейса на базе Лейкхерст в пригороде Нью-Йорка. Во время посадки на аэродроме гигантский цеппелин сотряс внезапный взрыв и аппарат мгновенно обратился в невероятный огненный факел. Огонь поглотил тысячи кубометров легковоспламеняющегося газа, заполнявшего дирижабль. Превышающий в длину размеры двух футбольных полей, огромный лайнер в одно мгновение превратился в чудовищно обгоревший покореженный металлический скелет. Умирающий исполин, раздираемый огненным вихрем, унес собой более тридцати людских жизней. Мужество экипажа, их решительные действия позволили спасти жизни части людей, но сам дирижабль погиб.

К сожалению, несмотря на деятельность комиссии, тщательно расследовавшей катастрофу, установить причину аварии не удалось. Поначалу был выдвинут и рассмотрен целый ряд разнообразных версий, начиная от теории заговора и террористического акта и заканчивая ударом молнии во время грозы. Но по прошествии времени дело было приостановлено и, наконец, закрыто. Катастрофа "Гинденбурга" повлекла за собой закат эпохи дирижаблей. Они уступили небо сначала крылатым, а впоследствии и винтокрылым аппаратам.

Символ мощи новой Германии

Уникальный летательный аппарат был создан в тридцатые годы двадцатого века как символ развивающейся молодой социал-демократической Германии. Великолепный корабль олицетворял собою могущество "третьего рейха". Будучи самым дорогостоящим и грандиозным по размерам воздухоплавательным лайнером, созданным человеческим гением, он стал национальным достоянием Германии. Гитлер позиционировал это достижение как нерушимое доказательство бесспорного превосходства арийской расы. На фюзеляже гиганта развевались нацистские вымпелы, а хвост был украшен свастикой.

Гигантский немецкий дирижабль «Гинденбург» в Лейкхерсте, Нью-Джерси, май 1936. Олимпийские кольца на его корпусе сообщают о Летних Олимпийских играх в Берлине в 1936 году.

Гигантский немецкий дирижабль «Гинденбург» в Лейкхерсте, Нью-Джерси, май 1936. Олимпийские кольца на его корпусе сообщают о Летних Олимпийских играх в Берлине в 1936 году.

Однако для ученых и конструкторов этот летательный аппарат имел более важное значение, чем политический рекламный символ социал-демократической Германии. Он был оборудован по последнему слову техники и потому считался самым надежным лайнером в воздухоплавании. Наибольшее внимание при строительстве было обращено на вопросы безопасной эксплуатации этого гиганта. По жесткости этих мер он превосходил все другие корабли. Экипаж носил специальную одежду с антистатическим покрытием и обувь на особой подошве из пеньки. Перед посадкой на лайнер в обязательном порядке изымались любые огнеопасные предметы, способные вызвать искру. Но и при таких жестких ограничениях на корабле была оборудована комната для курения.

Оснащение "Гинденбурга" было много лучше, чем у существовавших на тот момент дирижаблей подобного типа. Он стал настоящим летающим замком для богатой публики, наслаждающейся на его борту изысканным отдыхом во время трансатлантического полета. Механизмы корабля и разнообразные технические приспособления не нарушали тишину и удобство кают. В роскошном баре готовился фирменный коктейль "Гинденбург". Искуснейшие повара страны создавали для пассажиров еду и подавали кулинарные шедевры на блюдах из фарфора. Для развлечения путешественников на корабле было сконструировано легкое пианино. Палубы были оборудованы прогулочными галереями с видовыми окнами. Но ничего не смогло уберечь от гибели этот шедевр воздухоплавания. 

Цветная фотография столовой на борту «Гинденбурга».

Цветная фотография столовой на борту «Гинденбурга».

Пассажиры в столовой «Гинденбурга»

Пассажиры в столовой «Гинденбурга»

Современная хорошо оборудованная кухня на борту «Гинденбурга»

Современная хорошо оборудованная кухня на борту «Гинденбурга»

Как же могла произойти эта трагедия? Что или кто были в ней повинны? И сегодня, по прошествии времени, эта катастрофа остается для всех тайной.

Крушение гиганта

Когда воздушный исполин величественно проплыл над улицами Манхеттена, зрители не заметили ничего не обычного. Из распахнутых окон смотровой комнаты путешественники приветствовали репортеров и фотографов, разместившихся на крыше и площадках верхнего этажа одной из самых высоких башен Нью-Йорка. "Гинденбург" беспрепятственно достиг аэродрома в Лэйкхерсе и приступил к снижению. В этот момент и произошла трагедия. После сброса причальных канатов зрители, любовавшиеся огромным лайнером, услышали взрыв. Он был такой силы, что звук его покрыл пятнадцать миль вокруг. Прибытие исполина освещали радиостанции в прямом эфире, поэтому самое точное описание крушения дошло до сегодняшнего дня благодаря репортажу журналиста Герберта Моррисона. Буквально над головами сотен охваченных страхом и оцепенением зрителей летающий корабль обратился в огненный ад. Пламя полыхало, непрерывно подпитываясь водородом из хранилищ в днище.

«Гинденбург» пролетает над Манхэттеном в Нью-Йорке всего за несколько часов до катастрофы, 6 мая 1937.

«Гинденбург» пролетает над Манхэттеном в Нью-Йорке всего за несколько часов до катастрофы, 6 мая 1937.

В 19:25 по местному времени хвост «Гинденбурга» загорелся, дирижабль находился еще на расстоянии около 200 метров над землей, 6 мая 1937.

В 19:25 по местному времени хвост «Гинденбурга» загорелся, дирижабль находился еще на расстоянии около 200 метров над землей, 6 мая 1937.

В надежде спастись от огня пассажиры и члены экипажа в ужасе выбрасывались на землю через окна и люки. Воздух наполнился тошнотворным запахом горелого мяса, отовсюду слышны были душераздирающие вопли погибающих. Несмотря на панику и хаос, капитан воздушного судна предпринимал отчаянные попытки удержать дирижабль в воздухе и не позволить ему мгновенно упасть на землю. Благодаря героизму пилота, спастись удалось не только ему самому и членам экипажа, но и шестидесяти двум пассажирам.

Тайна погибшего корабля

Как же мог современный, безопасный и великолепно оснащенный корабль проиграть битву со смертью? После катастрофы дирижабля долгие годы загадка его гибели занимала многие умы. Журналисты, специалисты, свидетели и просто заинтересованные люди безуспешно пытались разгадать эту тайну. Обстоятельства аварии расследовала официальная комиссия.

В качестве первостепенной версии выдвигалась возможность саботажа, поскольку “Гинденбург” был символом гитлеровской Германии и вероятность саботажа выглядела весьма убедительно. Но это предположение дальнейшего развития не получило. Специалисты выдвинули целый ряд причин технического характера, включая возникновение искры в двигателе, обрыв проводов и утечку водорода. Однако и эти версии не подтвердились. Через некоторое время руководство Германии прекратило деятельность комиссии и расследование катастрофы "Гинденбурга", несмотря на громкий общественный резонанс, остановилось. 

Таможенники осматривают багаж пассажиров.

Таможенники осматривают багаж пассажиров.

Только по завершению Второй мировой войны дело было извлечено из архивов, где пылилось почти восемь лет. Тогда же на свет вышла правда о том, что именно Герман Геринг отдал указание членам комиссии не разрабатывать версию саботажа. Гибель разрекламированного чуда — гордости военно-воздушной мощи Германии — в значительной степени нанесла урон авторитету немецкой технике. В случае, если бы выводы комиссии подтвердили факт саботажа, гордость третьего рейха ожидал бы еще один сокрушительный удар. Истинный ариец не способен к предательству.

Тем не менее, версия террористического акта вновь всплыла в связи с катастрофой “Гинденбурга”. Об этом в своей книге много лет спустя заявил Майкл Макдоналдс Муни. Он писал о том, что гибель корабля была спланирована антифашистами и привел в исполнение этот акт один из членов экипажа - молодой техник по сборке самолетов. Во время трагедии он сильно обгорел и скончался на следующий день в госпитале. Его звали Эрик Шпель. По версии о террористическом акте, около емкостей с водородом была заложена бомба с часовым механизмом. Так как при посадке в условиях грозового фронта дирижабль сделал дополнительный круг, ожидая разрешения пристать к вышке, механизм сработал, когда пассажиры еще не успели покинуть борт лайнера. В заключении автор высказал мнение, что руководство Америки и Германии договорилось закрыть расследование, чтобы избежать международного скандала в напряженный предвоенный период.

Доказать стал ли “Гинденбург” жертвой саботажа или ошибки техников сегодня уже невозможно. Но не подлежит сомнению, что трагедия гигантского цеппелина стала концом времени, когда роскошь ценилась наравне со скоростью. Сразу же после трагедии в Германии была запрещена эксплуатация дирижаблей для пассажирских перевозок. Конструирование летательных аппаратов было остановлено. Единственным исключением стал “Граф Цеппелин II”. Он был построен, но использовался не для коммерческих рейсов, а в шпионских целях против Великобритании. После крушения “Гинденбурга” Гитлер потерял веру в будущее цеппелинов и останки бывшего символа, привезенные из Америки, были отданы на слом.

Неужели все-таки диверсия

Когда из Франкфурта-на-Майне в очередной полет провожали уникальный дирижабль, все газеты Германии писали, что этот гигант поразит Новый Свет. Гордость нации, получивший имя "Гинденбург" в честь одного из руководителей страны, покорил Европу, а теперь настал черед Америки. Корпорация “Цеппелин”, построившая необыкновенный летательный аппарат, и ее руководитель Эрнст Леманн были уверены в его сверх надежности. Созданное ими детище должно было открыть регулярные трансатлантические перевозки. Благодаря использованным достижениям в мире науки и техники, “Гинденбург” кардинально отличался от воздушных судов подобного типа. Изначально планировалось, что дирижабль будет работать на безопасном гелии вместо взрывоопасного водорода. Но в предвоенное время Америка, являвшаяся основным поставщиком этого вида топлива, наложила эмбарго на поставки в Европу. Поэтому, аппарат пришлось переоборудовать и поднимать в небо с помощью водорода. Эксплуатацию гиганта обеспечивали 55 членов экипажа. Количество посадочных мест достигало 97. Каюты были оборудованы душевыми кабинами. Пассажиры обеспечивались первоклассной кухней. Первые коммерческие рейсы "Гинденбург" начал проводить весной 1936 года, осуществив перелеты в Бразилию и Америку.

«Гинденбург» закатывается в ангар на базе в Лейкхерсте, Нью-Джерси, 9 мая 1936. Это был первый из десяти запланированных полетов между Германией и США.

«Гинденбург» закатывается в ангар на базе в Лейкхерсте, Нью-Джерси, 9 мая 1936. Это был первый из десяти запланированных полетов между Германией и США.

Начавшийся 3 мая 1937 года очередной полет не предвещал беды. Подъем прошел практически незаметно для пассажиров. Только уплывавшие в даль огни города давали понять, что корабль устремился в небо. Рейс выполнял командир корабля Макс Прусc. Он был опытным пилотом, прошедшим Первую мировую войну. Его командный пост находился в носовой части гондолы. Мастерство и профессионализм капитана позволяли ему не только управлять воздушным судном, но и виртуозно удерживать его в горизонтальном положении. Поскольку и при незначительном наклоне посуда и бутылки с коллекционными напитками падали на пол, а работа кухни значительно затруднялась. Величественно отплыв из пределов Германии и преодолев Атлантический океан, дирижабль показался в небе Нового Света через три дня, после начала рейса. В течение полета капитан корабля несколько раз снижал лайнер, чтобы доставить удовольствие путешественникам, любовавшимся ледяными глыбами у берегов острова Ньюфаундленд или небоскребами Манхеттена.

Америки корабль достиг шестого мая. Он настолько низко пролетел над башней "Эмпайр-cтейт-билдинг", что фотографы, замершие на площадках здания, и пассажиры корабля могли хорошо разглядеть друг друга и даже помахать друг другу рукой. На улицах города толпы людей задирали вверх головы, с удивлением и восторгом наблюдая за плывущим в небе чудом. И даже ненависть к нацистскому режиму и лично к Гитлеру не могла помешать зрителям любоваться этим венцом немецкой техники. Удовлетворившись восторгом толпы, капитан повел "Гинденбург" на посадку в Лейкхерст. Прибытия друзей и родственников уже ожидали несколько сотен человек. Были здесь и просто зеваки, пришедшие взглянуть на событие и члены наземных служб. Для посадки корабля была построена особая мачта, однако надвигающийся грозовой фронт сделал остановку корабля невозможной. Очень уж рискованно было крепиться к металлической мачте, когда воздух разрезают молнии. Следуя указаниям диспетчеров, дирижабль совершил еще один круг над заливом, ожидая возможности пристать. Наконец, разрешение было получено и корабль устремился вниз. Процедура посадки была отработана до мелочей. Первыми были сброшены и приняты причальные тросы, дирижабль покачивался над землей не более, чем в двадцати метрах. Радиостанции передавали репортаж Герберта Моррисона, рассказывающего в прямом эфире о прибытии и посадке уникального лайнера. Журналист успел рассказать о том, как выглядит корабль, о его удивительных гигантских размерах, перемежая репортаж своими собственными восторженными возгласами.

И вдруг произошло страшное. Сначала корабль затрясло изнутри, потом послышался взрыв, а затем на корпус вырвался сноп огня. И уже через несколько секунд исполин был полностью объят пламенем. Дирижабль резко задрал нос вверх, потом ему удалось опуститься, после чего он плашмя рухнул на землю. Собравшиеся на аэродроме люди не сразу смогли понять весь ужас произошедшего. Катастрофа заняла всего несколько секунд. Следом за растерянностью, на толпу нахлынула паника и люди стали в ужасе разбегаться в стороны от смертоносного огня. “Гинденбург” полыхал, лежа на земле. Под его горящими обломками оказались и капитан, и несколько членов экипажа. К объятому пламенем дирижаблю с отчаянным воем мчались машины пожарной и скорой помощи. В те жуткие минуты вся местность превратился в сплетение мечущихся людей и машин. Паника значительно мешала работе врачей и пожарных. Им с трудом удавалось пробиться к месту трагедии сквозь бегущую толпу.

Спасти удалось более двух третей путешественников и членов экипажа. Готовясь к высадке, они собрались в передней части дирижабля. Капитан и члены экипажа, прижатые к земле раскаленными обломками, несмотря на тяжелейшие ранения, все же смогли выжить. Эрнст Леманн погиб в созданном им детище. Превратившись в горящий факел, он выбросился из корабля, но умер на следующий день в больнице, так и не приходя в сознание. Смерть "Гинденбурга"стала для Германии настоящей трагедией. Немецкие газеты опубликовали на своих полосах траурные некрологи. И еще долгое время после случившегося официальной причиной катастрофы считалось воспламенение топлива.

Гробы 28 немцев, погибших во время катастрофы.

Гробы 28 немцев, погибших во время катастрофы.

Но в 1972 году Майкл Макдоналдс Муни издал свою версию событий. Тщательно изучив архивные данные, документы, пообщавшись со свидетелями и потерпевшими, оставшимися в живых, автор объявил, что причиной катастрофы стала диверсия, совершенная молодым антифашистом, одним из членов экипажа - Эриком Шпелем. Разочаровавшись в нацистском режиме, он уничтожил флагман гитлеровской германии, подложив фосфорную бомбу в отсек с водородом.

Грандиозный лайнер, гордость человеческого разума и надежда целой страны, сыграл в воздухоплавании такую же роковую роль, как легендарный "Титаник" в судоходстве. И этого гиганта постигла такая же печальная участь.

ИСТОЧНИК


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded