Category:

ВАГНЕР И ЕВРЕИ.....

РИХАРД ВАГНЕР - АНТИСЕМИТ известный. И даже не просто антисемит, а в значительной мере - идеолог антисемитизма. Во всяком случае,- антисемит выдающийся. Свои яростные антиеврейские выпады он демонстрировал не только устно, но и печатно - достаточно почитать его статью "Еврейство в музыке" (в некоторых русскоязычных изданиях статья названа "Об иудейском духе в музыке"). В ней Вагнер приходит к выводу, что "еврейский стяжательский дух" играет разлагающую роль как в общественной жизни в целом, так и в искусстве в частности. Евреи губят чистые общественные отношения, закабаляя всё и вся своими торгашескими интересами. До какой степени дошёл его антисемитизм, можно судить хотя бы по последним фразам статьи: "Для еврея сделаться человеком - значит перестать быть евреем... Спасение Агасфера - в его погибели".

      Статья написана в 1850 году, когда Вагнеру было 37 лет и когда он тесно сдружился с другим антисемитом - дирижёром, композитором, музыкантом Ференцем Листом. Это была пара, исключительно единодушная в своём неприятии евреев. Лист писал в унисон Вагнеру: "Настанет день, когда для всех народов, среди которых живут евреи, вопрос об их поголовном изгнании станет вопросом жизни и смерти". В своём неприятии евреев они друг друга стоили - Вагнер и Лист, недаром их связывала крепкая многолетняя дружба.
Впрочем, довольно об этом.
 

     РИХАРД ВАГНЕР - ГЕНИЙ композиторского мастерства. Слова "талант" для него мало, творчество Вагнера в этом слове не умещается, ему тесно в этом слове. У Вагнера высшая степень одарённости: он - гений, классик, создатель шедевров.
Его бессмысленный, бескрайний, тупой, безудержно пропагандирующий себя антисемитизм - явное зло, явное злодейство. Злодейство если не физическое, то моральное, но без сомнения - злодейство.

     Совместны ли, совместимы ли гений и злодейство?Ого! Ещё как. Напрасно Пушкин сомневался. Процитируем несколько фрагментов из литературы о Вагнере (а литература необозрима - сотни книг, а количество журнальных статей не
поддаётся учёту). "Вагнер - композитор, перевернувший представление о музыкальном театре и об оркестре, блистательный мелодист и бескомпромиссный
новатор... Широко исполняются оркестровые фрагменты из его опер, особенно увертюры к "Нюрнбергским мейстерзингерам" и "Тангейзеру", траурный марш из "Гибели богов", фрагменты из "Тристана и Изольды" и "Лоэнгрина" и, конечно же, "Полёт Валькирии", который по популярности может сравниться разве что с "Полётом шмеля" или "Танцем с саблями".

     "Вагнер - один из крупнейших музыкальных критиков своего времени... Он опубликовал несколько блестящих полемических статей. Его "Художник и публика" и "Виртуоз и публика" - лучшее, что написано о взаимоотношениях толпы и настоящего искусства". "Характерным для вагнеровского творчества как кульминационной точки романтизма является тот факт, что черты, присущие
романтическому течению, гиперболически разрастаются в нём, и это придаёт музыке Вагнера, что бы она ни выражала, грандиозные масштабы". "Вагнеровская тетралогия "Кольцо Нибелунга" представляет собой гипертрофию героического элемента музыкального романтизма. Воинственный пыл и великодушные стремления приобретают здесь исполинское величие".

"Вагнер развил завоевания своих предшественников, обогатив музыку новыми средствами отражения диалектики человеческой души". "Вагнер возводит на высочайшие вершины драматически-психологические возможности оркестра".
"Самым значительным вкладом Вагнера в развитие музыкального языка является его новый взгляд на оперу... Идее "костюмированного концерта" Вагнер противопоставил идею "музыкальной драмы". "Благодаря Вагнеру, взгляд на музыку как на приятное развлечение, лишённое серьёзной проблематики, стал смешным и анахроническим явлением. После того, как Вагнер сказал своё веское слово, значительная часть людей уже не могла больше не видеть искусства, проникнутого глубоко волнующими и подлинно гуманными идеалами".
Таков диапазон Вагнера: в публицистике - злодейство, в музыке - гуманные идеалы. Что же перевешивает?
 

     ПРОИСХОЖДЕНИЕ РИХАРДА ВАГНЕРА туманно - то ли он еврей, то ли нет.
Он родился 22 мая 1813 года в Германии, в Лейпциге. Мать - Розалина Вагнер. Высказывались предположения о её дальних еврейских корнях, но ввиду утраты документов предположения остались предположениями: точно это не установлено и вряд ли будет установлено когда-либо. Родство матери перебрали ещё в ХIХ веке как только могли, но ни к какому определённому выводу  исследователи не пришли. Во всяком случае, известно совершенно определённо, что сама Розалина Вагнер, никто в этом не сомневается, - немка. Запутаннее вопрос о том, кто отец Рихарда. Розалина была замужем за секретарём полиции Фридрихом Вагнером. Он умер от эпидемии сыпного тифа в том же 1813 году, когда Рихард был ещё грудничком. У Вагнеров был давний близкий семейный друг, холостяк Людвиг Гейер, в чьих жилах текла определённая доля еврейской крови, хотя он тоже был немцем. Всего через полгода после смерти мужа Розалина венчается с Людвигом...

      Для того времени, когда царили суровые моральные правила, это нонсенс; это поразительно быстро, до неприличия быстро; это факт чрезвычайно дурного поведения. Траур по умершему мужу вдове следовало носить минимум два года, а неплохо и подольше; а тут вдруг - всего 6 месяцев! С чего бы это? Да ещё с младенцем, которому нет ещё и года. Видно, веские к тому были причины.
У первых же биографов Вагнера поневоле зарождается мысль, что отцом Рихарда является именно друг семьи Людвиг. То, что Розалина и Людвиг любили друг друга - несомненно, иначе как объяснить столь поспешный вторичный брак? Зародилась ли любовь только после смерти мужа? Право, что-то сомнительно.
Существенный момент: а как отчим, Людвиг Гейер, относился к ребёнку? Прекрасно относился, чудо как хорошо относился, души в нём не чаял. Рихард рос в атмосфере отчимовской любви и заботы, в обстановке сердечной теплоты.

    Вот, собственно, и всё. Можно ли на основании искренней любви отчима к Рихарду и его матери говорить о том, что это была любовь не отчима, а отца? Полагать так или иначе каждый может только на основе собственных умозаключений. Можно добавить, что фамилию пасынка (сына?) Людвиг Гейер на свою не изменил, хотя вполне и мог. И не было бы тогда композитора Вагнера, а был бы Гейер...Ничего более конкретного о происхождении Вагнера нет. Собственно, не так это и существенно - были у Вагнера еврейские корни в
каком-нибудь там пятом или десятом предшествующем поколении. Существенно другое - роль его антисемитской публицистики и музыки в гитлеровское время, в Третьем Рейхе.
 

     ГИТЛЕР ЛЮБИЛ ВАГНЕРА. Не только его, и других немецких композиторов тоже - Баха, Бетховена, Моцарта. Но Вагнера - особенно. Именно его музыка чаще всего звучала на нацистских торжествах и сборищах, неслась над всей Германией из многочисленных уличных радиорепродукторов и домашних приёмников.
После поражения Германии в Первой мировой войне Гитлер поставил себе целью поднять немецкую нацию из унижения к самоуважению - в той мере, в какой он это понимал, и теми способами, которые он считал для этого наиболее подходящими, не считаясь ни с чем. И ему казалось, что музыка Вагнера уж очень подходила для этой цели.

     Исследователи творчества Вагнера пишут о силе его музыки: "Воинственный пыл и великодушные стремления приобретают здесь исполинское величие. Его герои - не люди, а боги и полубоги... У Вагнера мужественное напряжение сил подчинено идее сверхчеловека. На такой героизм, как у него, способен не каждый всесторонне одарённый человек; это - преимущество выдающихся,
исключительных личностей". Очень это симпатизировало Гитлеру: воинственный пыл, исполинское величие, мужественное напряжение, сверхчеловек, героизм...
Плюс к тому - махровый антисемитизм. Идеальный композитор - и теоретик, и практик - для нацизма! И звучит, звучит многоголосый фанфарный Вагнер в Рейхе, и многократно перепечатывается его статья "Еврейство в музыке"...

     Что касается статьи, то тут двух мнений быть не может. Что же касается музыки, то всё вышесказанное о Вагнере разве нельзя отнести к симфониям Бетховена? Многим произведениям Баха? К финалу Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, в конце концов? Но громкоговорители, транслирующие музыку на всю Германию, стояли не только на городских улицах и площадях - они были развешаны и в концлагерях. Под музыку Вагнера людей отправляли в газовые камеры, под музыку Вагнера подавали трупы к печам крематориев, под музыку Вагнера лагерные врачи вершили свои опыты по стерилизации еврейских мужчин и женщин...

     Преступно разве для композитора - как, кто и когда использует его музыку? Если да, то стоит зачислить в преступники Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса - не только вагнеровская, но и их музыка тоже часто транслировалась по немецкому радио, и под их музыку наполнялись газом "Циклон" газовые камеры и пылали печи лагерных крематориев. И даже, представьте, под музыку еврея (крещёного) Мендельсона тоже - правда, его фамилия при нацистах не называлась, он шёл анонимно, как неизвестный автор. Всё это забыто, а если не забыто, то предпочитается не вспоминать. Вагнера же помнят. Он стал символом, а к символу отношение особое. Символу нельзя простить то, что прощают другим?
 

    РИХАРД ВАГНЕР В ИЗРАИЛЕ - нежеланный, запретный композитор. Профессионалами и любителями музыки его имя воспринимается
болезненно. Вагнера отказались играть в Палестине, английской подмандатной территории, ещё до Второй мировой войны, когда государства Израиль не
было и в помине. В Париже еврей стреляет в немецкого дипломата - и как следствие этого практически во всех городах Германии с вечера 9 ноября до утра
10-го 1938 года проходит "Хрустальная ночь": бушующие толпы разбивают витрины еврейских магазинов, грабят их, и осколки стёкол засыпают улицы и площади; на следующее утро эти осколки хрустят и скрежещут под ногами прохожих.

    А через два дня - так совпало - в Тель-Авиве должен был состояться первый концерт сезона филармонии. Программа оповещала, что откроется он увертюрой к "Нюрнбергским мейстерзингерам". И среди музыкантов, и среди работников филармонии большинство были евреи, успевшие уехать из Германии заблаговременно. Открыть музыкальный сезон в Тель-Авиве после только что произошедшего погрома, открыть Вагнером - немцем-антисемитом? Нет, ни за что. И Вагнер на том концерте не исполнялся. До того дня Вагнер звучал в Палестине невозбранно. А с того дня - неписаный моральный запрет.
Запрет держался десятилетиями и после образования Израиля в 1948 году.
Первые попытки исполнить музыку Вагнера родились там же, где и его отрицание - в Израильской филармонии.

     В октябре 1981 года антракт из "Тристана и Изольды" прозвучал на концерте филармонии в Тель-Авиве. Несколько слушателей из зала ушли, по залу пронёсся шумок - и только. После 10-летнего перерыва, в декабре 1991 года на открытой репетиции симфонического оркестра исполнен тот же антракт и увертюра к
"Летучему голландцу". Зал шумел; не все музыканты оркестра одобрили инициативу дирижёра Даниеля Баренбойма, и с той поры новых попыток оживить Вагнера филармония не предпринимала. Должно пройти ещё 10 лет до следующего концерта?

    Однако музыкальная жизнь страны филармонией ведь не ограничивается - есть радио, телевидение, диски, кассеты. Диски и кассеты с музыкой Вагнера в Израиле продаются, по израильскому радио Вагнер звучит, по израильскому телевидению записи его опер идут. Но в живой музыке, в оркестровой - пока нет...
Мнения по этому поводу разные. Послушаем профессиональных израильских музыкантов. Шломо Бор, скрипач, играл в филармоническом оркестре (сейчас на пенсии):
- Вагнера в Палестине играли... Но спустя полгода после "Хрустальной ночи" из кругов, близких к оркестру, последовало требование запретить Вагнера... И с тех пор Вагнер запрещён. Я не думаю, что это правильно. Все оркестры высокого класса обязаны играть Вагнера, а запрет только возбуждает больший интерес. Думаю, что мы ещё застанем исполнение Вагнера в Израиле.

   Даниель Фрадкин, скрипач Иерусалимского симфонического оркестра, бывший москвич:
- Вагнера запретили не сверху, а сами музыканты. Этот композитор впервые сформулировал идею полного уничтожения евреев не только в статье, но и в главном своём творении, оперной тетралогии "Кольцо Нибелунга", главная идея которой - всемирная трагедия от золота, правящего людьми. А золото - это, конечно, евреи, и главный герой, Альберих, должен быть, как это написано в авторских ремарках, "карликом с типично еврейской внешностью". Я не возражаю, когда Вагнера исполняют по всему миру даже наши музыканты, играл и сам, когда работал в оркестрах Швейцарии и Германии; однако, если это будет запланировано в Иерусалиме, то участвовать в исполнении для евреев не буду. И народ не должен аплодировать музыке своего палача! А для желающих слушать Вагнера есть диски, видеозаписи и билеты на самолёты.
 

     ПАЛАЧ ЛИ ВАГНЕР? Сказано явно в запале, в раздражении. Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав.Можно понять, что ко всем деятелям мировой культуры в Израиле особый подход: всегда вольно или невольно возникает болезненный, всеми выстраданный вопрос - а как этот деятель относился к евреям?

     Радостно встречает израильская душа имя Золя и Короленко, которые смело выступали против антисемитизма в любых его проявлениях. Но если начисто отвергать всех деятелей искусства, которые не скрывали свою неприязнь к евреям, то бреши в мировой культуре возникнут огромные, невосполнимые. Зачеркнуть, выбросить из памяти, запретить Достоевского, Гоголя, Чехова? Того же Листа, Штрауса? Всех  перечислять - газетной страницы не хватит. Лист, к слову, весьма популярен в Израиле - отчего же? Разве не ему принадлежат слова (см.
выше) о необходимости поголовного изгнания евреев изо всех наций?

      Иногда дело доходит до полной алогичности. В 1994 году израильская филармония открыла сезон музыкой Карла Орфа. Он, видный композитор времён Рейха, написал исполненное произведение по заказу нацистской верхушки в 1937 году, и тогда же оно было исполнено, и очень понравилось нацистам, и заслужило высокую оценку. Ну и что из того? Разве израильтяне не могут наслаждаться теми шедеврами, которыми наслаждались нацисты? И разве Карл Орф принадлежит к тем, кто в евреях души не чаял?

    У искусства свои законы. Произведение искусства живёт своей самостоятельной жизнью, не совпадающей с жизнью автора, и несёт те мысли
и чувства новому поколению, которые, как это ни покажется странным, были чужды его создателю. Особенно это относится к такой материи,
как музыка - каждая эпоха в том или ином произведении слышит что-то своё, созвучное именно этой эпохе. Мужественное напряжение, героизм, величие, столь мощно звучащие в музыке Вагнера, - разве эти черты абсолютно чужды израильской душе, разве не находят они в ней никакого отклика?

     С Вагнером дело дошло, конечно, до крайности. В музыкальный храм Вагнер вошёл отнюдь не из-за своих национальных взглядов, а благодаря выдающемуся композиторскому творчеству. Обиду на вагнеровские слова стоит ли переносить на вагнеровскую музыку? Это разные ипостаси. Разве музыка должна нести ответственность за слова? Выплёскивая из купели воду, не выплёскивают ребёнка.
Весь мир давно пришёл к выводу, что словесное антисемитское злодейство Вагнера искупается тем вкладом, который он внёс в музыку. Придёт ли это осознание в Израиль?

Завершим рассказ высказыванием старого израильского скрипача Шломо Бора:
- Вагнер запрещён. Я не думаю, что это правильно...Думаю, что мы ещё застанем исполнение Вагнера в Израиле.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded