wowavostok

Category:

Религия и Боги фракийцев.

Что нам известно о фракийской религии?

Увы крайне мало. Геродот оставил краткое описание главных культов и наиболее яркие обычаи отдельных племен, которые дополняются известиями других авторов и особенно посвятительными надписями и изображениями. Согласно Отцу Истории все племена Фракии, а они имели разное происхождение (есь всские основания считать, что среди фракийских племен были праславяне!) почитали трех Богов - Ареса, Артемиду Царицу и Диониса. Кроме того фракийские цари и знать особенно почитали Бога, которого Геродот называет Гермесом.

Дионис - вообще фракийский по происхождению Бог, но его понимание во Фракии сильно отличалось от греческого - Дионис - могущественное и грозное божество, повеливающее тайными силами Природы и Животных, сопровождаемый сонмом лесных духов, Он - Бог-Оборотень, Бог-Прорицатель - его оракул в Родопах, хранителями которого было племя Бессов, один из самых знаменитых в Античном мире - предсказал рождение Александра Великого и Октавиана Августа, Он, как и греческий Аполлон дарует вдохновение, фракийский Дионис имеет функции Бога Войны, своих врагов Он карает безумием, Его изображали рогатым и с густой бородой - ближайшие аналогии - Шива, кельтский Кернунн и Велес. С другой стороны похоже, что греки называли именем Диониса двух разных Богов: описанное грозное Божество сами фракийцы и фригийцы, родственные им, называли Сабазием (эллинизированный культ этого Бога был весьма популярен в Римской империи, его отождествляли с Юпитером), но во Фракии был также известен Дионис-Нотис - вечно юнный, умирающий и воскресающий Бог, сын Громовержца и Богини-Матери. Этот Дионис гораздо больше похож на своего греческого тезку, а также на славянского Ярилу.

Артемида Царица - фракийская Богиня-Мать. Она была известна во Фракии в двух ипостасях - мать Диониса-Нотиса Котитто или Котис, Богиня Земли и Воды, а также как Бендида - Богиня Луны и супруга Ареса. Обеих греки отождествляли то с Артемидой,то с Гекатой,то с Афродитой.

Фракийского Ареса звали Герос. Это был пожалуй самый почитаемый Бог Фракии, культ которого пережил даже повальную романизацию фракийцев. Его почитание во Фракии было столь высоко, что эллины, а потом римляне считали Фракию домом Ареса. Фракийский Арес также мало похож на своего греческого тезку - в Илиаде, где Бог Войны сражается против греков на стороне троянцев и фракийцев описан эпизод, когда Арес получает ранение от Афины Палады и героя Диомеда. Бог поднимается на Олимп, окутанный тучами, как Громовержец. То, что "Арес" - Герос на самом деле был Богом Грозы подтверждают посвятительные надписи в честь "Героса Перкона". Именно Героса Перкона изображают, как знаменитого Фракийского Всадника, ставшего прообразом икон святого Георгия, поражающего дракона.

Другие надписи сообщают нам имя Бога Дипойта, почитавшегося как Бог-Целитель. Фракийские лекари славились своим искусством и сами эллины признавали их первенство. Очевидно, Дипойта греки называли Аполлоном, рассказывая о весьма высоком почитании солнечного Бога. Одна из легенд об Орфее рассказывает,что он был основателем мистерий Аполлона во Фракии. Поэт Софокл писал, что фракийцы обращаются к Солнцу, как к "древнейшему пламени, дорогому всем фракийским всадникам", как к "прародителю Богов и отцу всех вещей". Эта характеристика, показывающая элитарный характер ("фракийские всадники" - аристократия) культа фракийского "Апполона", а таже то, что Геродот не назвал в своем перечне фракийских Богов столь важный культ, позволяет нам заключить, что Отец Истории именно его назвал "Гермесом", которого фракийские цари почитали как своего прародителя. Но почему Геродот счел уместным назвать Солнечного Бога именно этим именем? Очевидно, у фракийского "Аполлона" была какая-то особенная функция, которая роднила его с Гермесом. Этот эллинский Бог не имел четких функций, как его родичи-Олимпийцы - Он был вестником Богов, покровителем путешественников, воров, атлетов, магии и науки, поэзии (именно он изобрел первую кифару, которую подарил потом Аполлону), торговли, а еще Он был Проводником душ умерших в Преисподнюю. Здесь мы пока прервем наши рассуждения и продолжим описание фракийского Бога царей. В позднеантичный период этого Бога стали называть Дарзалас, а также просто "Великий Бог". В римское время его имя окончательно табуировалось, а культ вышел за пределы фракийских княжеств - фракийские аристократы, переселяясь в эллинские города Причерноморья несли с собой и свой культ - знаменитый храм Аполлона-"Великого Бога" стоял в городе Аполлонии, процветал культ и в Боспорском царстве, где правили фракийские по происхождению династии Спартокидов и Рескупоридов. Любопытно, что наряду с Великим Богом в Боспоре почитался и Великий Гремящий, которого не смешивали с Зевсом!

Северная ветвь фракийцев - геты и даки - почитали аналогичное божество - Замолксиса или Залмоксиса. Этот культ привлекал особенное внимание греков и римлян, так как отличался своей экзотикой. Еще во времена Геродота родилась легенда, что Замолксис на самом деле был не Бог, а мудрец, бывший раб и ученник Пифагора, который хитростью и предсказаниями заставил гетов поверить в свою божественность. Как и фракийский Аполлон, Замолксис почитался, как покровитель медицины, а его храмы в Дакии носили следы несомненного солярного культа. Описание Геродотом культа этого Бога наводят на мысли о гетском монотеизме, так как Отец Истории говорит, что геты не почитают никаких других Богов кроме своего, однако это не верно. Сам Геродот называет имя Гебелейзиса, которого считаетлишь другим именем Замолксиса, но индоевропеские значения корней этого имени позволяют связать его с культом Громовержца. Геродот также описывает обычай гетов во время грозы стрелять из луков по тучам. Он делает вывод, что таким образом они отгоняли враждебного Бога Грозы, защищая Замолксиса, но скорее всего это был обряд оказания помощи Громовержцу в его битве с демонами. Кроме того есть сведения о почитании даками и гетами Марса (очевидно тот же Громовержец), жертвы которому вешали на дереве, Богини-Матери (Бендида? в римское вемя многочисленные надписи-посвящения в честь Дианы-Артемиды подтверждают эту мысль) и Диониса, с культом которого боролись царь Буребиста и верховный жрец Замолксиса Дикеней. Боролись видимо с эллинистическим дионисийством, которое также запрещали в Риме и негативно относились в Элладе. Дионисийство по отношению к официальному Олимпийскому культу было почти как сегодня сатанизм - оргаистические ритуалы, обильные возлияния вина - все это приводило к плачевным результатам и способствовало распространению алкоголизма. Дионисийство и алкоголизм так сильно распространились среди гетов, что привели к повальному пьянству и упадку грозного некогда народа. Буребиста и Дикеней были вынуждены запретить этот культ и даже вырубили виноградники, а пьянство сурово наказывалось. В итоге эти действия возродили доблесть гетов - даков и Буребиста создал могущественную державу, которой опасались даже римляне. Скорее всего заблуждение Геродота было вызвано тем, что как и у фракийцев простой народ почитал Верховным Богом Громовержца Гебелейзиса, а аристократы - Замолксиса. Главным мифом о Замолксисе был миф о его исчезновении (смерти или пленении), а потом возвращении. Схожий миф существовал у кельтов, где в плен попадает кельтский "Аполлон" - Мабон.

Фракийское и гетское общество было кастовым. Существовали сословия свободных земледельцев и ремесленников, которые зачастую обладали решающим голосом во внутренней политике, и рабы, положение которых было намного легче, чем в Элладе или Риме. В трудные годы родители сами продавали детей в рабство, чтобы спасти их от голода.

Существовали каста воинов-аристократов, презиравших по словам Геродота любые ремесла и занятия кроме войны, разбоя и охоты. Их развлечением были скачки. Знать южных фракийцев покрывала свои тела татуировками, а головы и бороды гладко выбривала, оставляя на голове только чуб (Илиада называет фракийцев чубатыми). Эта каста называла себя дзебитидами, что вероятно означает "дети Дзбелсурда" - имя этого Бога известно из надписей, Его как правило отождествляют с Гебелейзисом, но уместнее считать, что это лишь очередное имя Великого Бога (вот они "внуки Дажьбоговвы"!). Происхождение от Великого Бога делала фракийских аристократов в глазах народа практически святыми и неприкосновенными. Это способствоваоло частым бунтам знати, стремившимся минимизоровать власть царя. Когда царь одрисов Керсоблепт по совету своего генерала-наемника из Эллады Харидема приказал казнить бунтовщика Мильтокифа, который бежал вместе с казной, без решения народного собрания, это едва не стоило ему жизни и в итоге привело к развалу Одрисского царства на три части,а в последствии к завоеванию страны Македонией.

Фракийский царь являлся одновременно Верховным жрецом, в столице одисов Севтополе дворец царя и храм были объеденены в одно здание. Существовала и собственно каста жрецов, среди которых выделялись отшельники-аскеты. Наиболее известным, древним и могущественным жреческим родом были Бессы, служители города-храма и оракула Диониса-Сабазия в Родопах, на холме Перперекон. Они обладали такой властью и знаменитостью, что их имя распространилось на целый племенной союз, который они возглавляли, вытеснив старое имя сатров, которое знал Геродот.

Выше я уже упоминал о легендарном певце Орфее, который основал мистерии в честь Аполлона. Это одна из важнейших черт фракийской культуры. Эллины считали Фракию не только родиной буйных Богов Ареса и Диониса, но и величайших певцов, которые были мудрецами, провидцами, обладали магическим даром и почитались как учредители древнейших тайных культов-мистерий - Орфея, Лина, Эвмолпа. Эвмолп считается основателем Элевсинских мистерий в честь Деметры и Персефоны, Орфею приписывается честь основания мистерий по всей Элладе, а кроме того целоц религиозно-филосовской школы орфиков!

В целом уклад фракийцев был похож на уклад кельтов, однако кельтская знать никогда не обладала таким сокральным уважением, как знать Фракии. Вероятно именно в этом и кроится причина краха кельтского господства во Фракии, хотя они имели полный успех в соседней Иллирии и Паннонии.

Аналогичное деление на касты существовало и у гето-даков, но с тем отличием, что геты с древнейших времен испытывали сильнейшее скифское культурное влияние - как и скифы они были конными всадниками, в подрожание скифам отпускали длинные бороды и волосы, отказались от традиционных татуировок. Гетская знать носила в знак своего достоинства т.н. фригийские колпаки и от них получила свое название - пиллеаты - колпаконосцы, другим их названием было - тарабосты. Верховные жрецы Замолксиса, в руках которых была сосредоточена вся сакральная власть, играли огромную роль в жизни народа, а вот цари, в отличие от южнофракийских "коллег" были видимо именно военными вождями.

По всей видимости, у южных фракийцев существовал некий запрет-табу на упоминание имени Богов, именно поэтому Геродот столь скуп в описании фракийской религии, хотя довольно подробно описывает скифскиий пантеон и гетский культ Замолксиса. О табуизации говорят и многочисленные имена фракийского Аполлона - Великий Бог, Дипойт, Дарзалас,Дзбелсурд, - и Громовержца - Великий Гремящий, Герос Карабазмос, Герос Перкон (по аналогии со славянами, балтами, хеттами и индоариями можно предположить, что именно это было его истинное имя). Описывая культ Замолксиса, Отец Истории сообщает о еще одном обычае - в тяжелых ситуациях геты выбирали самого достойного человека (вероятно из числа знати) и приносили его в жертву, сбрасывая на воткнутые в землю копья. Считалось, что этот человек - вестник народа и предстает пред лицом Бога. В связи с этим Геродот поясняет, что геты верят в бессмертие души (Мирча Элиаде дает более точный перевод - верят в то, что они бессмертны) и что после смерти попадают к своему Богу. Очевидно и здесь речь идет лишь об аристократах - потомках Замолксиса. Становится понятным то особое почитание, которое тарабосты и дзибитиды оказывали этому Богу. Становится понятным и то, почему Геродот счел возможным назвать Солнечного Бога Гермесом - фракийского и греческого Богов в его понимании связывала важнейшая функция - Бог царей забирал себе их души, хотя не был Богом Мертвых! Паразительную аналогию этому представлению мы находим в поверьях словенцев-хорутан! Они сохранили поверье о том, что после смерти плохие люди попадают к чертям, а хороших забирает к себе Кърт - Бог Солнца Хорс Дажьбог! По видимому в древности были распространены поверья о том, что Боги забирали своих почитателей после смерти не в общий мир мертвых, а к себе - такие представление засвидетельствованы в Индии (например Индра забирал праведников и героев в свой рай Сваргу) и Скандинавии (согласно "Эдде" лучших воинов, павших в битве забирал к себе Один, но часть забирала себе Фрейя, а рыбаки и моряки, утонувшие в море попадали к морскому великану Эгиру).

Вот собственно все, что можно сказать о фракийской религии. Остается добавить, что в целом фракийские Боги идентичны славянским, балтским, кельтским и германским. Здесь мы видим Громовержца, Богиню-Мать, Темного Повелителя Природы, Юнного Бога Плодородия и Солнечного Царя-Жреца. Искусство южных фракийцев свидетельствует о сильном влиянии на него греческой мифологии, в частности большим уважением и популярностью пользовались во Фракии мифы о подвигах Геракла. Невероятное положение аристократии, превратившейся в свое рода святыню фракийцев - живых полубогов, способствовало тому, что культ их прародителя - Бога Солнца стал восприниматься как элитарный и в их глазах затмевал все прочие. Этот особый аристократический культ и есть единственное пожалуй отличие фракийской религии от других индоевропейских.

источник

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded