Categories:

ПЕЧАТЬ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО.

ПЕЧАТЬ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО.
Версия Евграфа Савельева.
Донские Ведомости, №51, 18.11.1918 года.

Древняя печать Войска Донского была с изображением бегущего оленя, пронзенного стрелой, с надписью: „Печать войсковая, олень пораженъ стрѣлой“.

Изображение этой печати можно видеть в Донском музее на старинных донских грамотах. Древняя печать Запорожского войска также была с изображением бегущего оленя, но только стрела летит по воздухе над оленем, догоняя его.

В тысяча семьсот четвертом году Петр 1-й прислал на Дон новую печать, с изображением вооруженного казака, сидящего на бочке с порохом.

В правой руке казак держит ружницу (ружницу, ружье), а в левой руке кальян.

Историк восемнадцатого века (2-й половины) А.Ригельман („История о Донских казаках“) почему-то назвал казака, сидящего на бочке, голым и держащим в левой руке рог, а на бочке отметил стоящую чарку, тогда как в указе Петра 1-го ничего этого нет.

Печать эта не понравилась Донским казакам, по всей вероятности, потому что неправильное толкование „голый казак с рогом и стоящей пред ним чаркой на бочке с вином“ порочило честь казачества, показавшего всему миру своей многовековной исторической деятельностью совсем противное. Вот почему мы встречаем на всем протяжении XVIII века на войсковых грамотах старую печать с оленем и только в официальных оттисках в Петербург прикладывали печать Петра 1-го, дабы не раздражать российских самодержцев.

Старое донское казачество любило свою древнюю печать с оленем, пронзенным стрелой и понимало значение этой эмблемы; новое казачество забыло эту печать и ея значение и только на старых актах оно видит непонятную для него эмблему.

Последний Войсковой Круг (15-го августа – 14-го сентября 1918 года) установил для Всевеликого войска Донского печать древнюю с оленем. Постараемся объяснить значение этой печати.

Всякие эмблемы и символы в гербах и печатях характеризуют жизнь и деятельность данного народа.

Казачество, как Донское, так и Запорожское, имеет один общий корень, одно происхождение и в старое время представляло из себя военный рыцарьский орден, высшими добродетелями которого были целомудрие и храбрость.

В старых Донских казачьих станах и в Запорожской сечи за нарушение целомудрия карали смертной казнью. Казаки, отправляясь в поход, давали обет целомудрия и строго соблюдали его. У древних предков казачества Гетов-Руссов или народа Ас-Саков, обитавших в Приазове и по берегам Черного моря, была и своя богиня целомудрия – Диана, она же покровительница лесов и диких зверей. Культ поклонения этой богине установлен раскопками на всем указанном пространстве. О том же свидетельствуют и древние историки. При переселении части Гетов-Руссов (Этрусков) в Италию, за двенадцать веков до Р.Х. культ поклонения Диане был занесен ими и во вновь завоеванную страну, но там он в течении веков постепенно стушевался и Диану стали смешивать с греческой богиней Артемидой, приписав несвойственные ей качества. Но все-таки некоторые древние скульпторы помнили прежнее значение Дианы и изображали ее юной, без женской полноты, полной энергии и грации, в короткой одежде, не стесняющей ее движение, в сандалиях, с волосами, закрученными в узел и неразлучной с ней молодой ланью – это богиня-девственница, всегда готовая пустить смертоносную стрелу в того, кто нарушит ее целомудренный покой.

Такой изображена богиня на статуе в Лувре, воспроизведенной по прекрасному образцу четвертого века до Р.Х. Такова была богиня целомудрия, почитаемая предками казачества, Гетами-Руссами Приазовья.

Что целомудрие считалось высшей добродетелью у витязей Дона и Приазовья в древние века, видно из следующего разсказа Псевдо-Плутарха, историка I-го века Р.Х. (Танаис, гл. 14, 1-2).

У одного донского героя – богатыря Бер-росса от амазонки Лисиппы родился сын, которого назвали Танаисом (Тань, Дань, Дон).

Танаис, возмужав, стал проявлять великие военные способности и, поклоняясь одному богу Марсу (тоже богу Приазовья, занесенному Гетами-Руссами в Италию), дал обет целомудрия. Но завистливая Венера возбудила в нем любовь к собственной матери. Танаис долго боролся со своей страстью, но, наконец, больше не мог владеть собой и, желая остаться верным своему обету, бросился в реку Амазоний, отчего последняя и стала называться именем – Танаисом, т.е. Доном.

Эта легенда очень ясно характеризует древнее гетское казачество, как девственников и поклонников бога Марса, т.е. бога войны. Олицетворение целомудрия древнее казачество выразило в образе своей богини Дианы и хранило многие века ее целомудренный образ в своем пылком казачьем сердце.

Однажды, как говорит древняя легенда, девственная богиня, купаясь в реке, была потревожена одним чужестранным охотником, некием Актеоном, сыном Аристея, увидевшим ея наготу. Разгневанная Диана вмиг своим пламенным взором обратила дерзкого нахала в оленя и пустила в него свою губительную стрелу.

Этот миф о Диане и наказанном нарушителе ея целомудрия Актеоне древнее казачество знало и изобразило в эмблеме на своей печати, гласящей: „Блюди целомудрие, казак, иначе будешь наказан, как дерзкий Актеон“.

Таково значение древних донской и запорожской печатей.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded