wowavostok

Categories:

Зеэв Херцог: «Резолюция ЮНЕСКО — это чисто антиизраильская пропаганда и не имеет никакой основы»

Тель Авивский археолог о новой трактовке событий, описанных в Священном Писании, и изучение святыни храма Гроба Господня.

Публикация в газете La Repubblica о выводах израильских археологов, которые на основании раскопок пришли к выводу, что многие события из Библии в действительности не происходили, стали темой для активных обсуждений. Зеэв Херцог, профессор факультета археологии Тель-Авивского университета, в беседе с корреспондентом «Реального времени» объясняет, почему не принимает священные книги в качестве исторических источников, откуда пошли 12 колен израилевых и осуждает ЮНЕСКО за последнюю резолюцию по Храмовой горе.

«Православный верующий не интересуется археологией...»

— Вы затронули достаточно щепетильные темы как для религиозного человека, так и для классической западной исторической науки. По сути, вы опровергаете тезис о том, что Библия — это исторический источник. Как отнеслись к вашим мыслям коллеги и верующие?

— Библия — это комплексное собрание книг. В принципе, это теологическая книга, а не историческая. Археологический и исторический анализы данных заставляют нас по-другому пересматривать историческую достоверность патриархов (Исаак и Иаков), египетский плен, Исход, завоевание Ханаана, объединенное Царство Давида и Соломона. Это легенды, а не исторические документы. А вот более поздние истории об Иудейском царстве и царстве Израиля несут в себе серьезные исторические элементы.

Многие мои коллеги, специализирующиеся в археологии и истории, разделяют подобную точку зрения, и лишь маленькая часть придерживается старых концепций. Православный верующий не интересуется археологией, так как Тора — это слово божье. Для национально религиозной части критический анализ вызывает серьезные проблемы, и многие ученые пытаются найти компромисс.

— На чем основывается ваш столько радикальный пересмотр мировой истории?

— Он основывается на археологических данных в результате многочисленных раскопок в Израиле, Иордании, Сирии, Египте и Ираке.

«Переход через Черное море», миниатюра из византийской псалтыри X века. 

— Начнем с египетского плена. По вашим выкладкам его не было. Если его не было, то что тогда было и как? Кроме того, есть другие письменные источники о египетском плене. Например, «Египтика» александрийского историка Манефона, которого обвиняют в антисемитизме. Он, к примеру, признавал подлинными легенды Священной истории, но при этом писал, что евреев прогнали из Египта потому, что они болели проказой и представляли опасность для окружающих, что вывел их из Египта жрец Моше (Моисей).

— Манефон был египетским священником в середине lll века до н. э. Он писал историю, основываясь на местных легендах, а также на переводе Ветхого Завета на египетский язык. Он внес огромный вклад в схему 30 египетских династий, но для истории еврейского народа он совершенно бесполезен.

«Во времена Иудейского царства и Израильского племенная принадлежность была утеряна»

— Как же выглядит древняя история колен израилевых в вашей интерпретации? Разделяете ли вы деление на 12 колен израилевых?

— 12 колен израилевых это попытка более поздних писателей изменить состав племен до монархического периода. Библия в своих разных частях содержит разные имена. Во времена Иудейского царства и Израильского племенная принадлежность была утеряна, и люди начали называться по названию города или деревни, в которой они жили.

— Судя по вашим публикациям, вы достаточно критично относитесь к сообщению о существовании объединенного Царства Давида и Соломона и его могущества? В то же время разве помимо Библии нет других источников об этом царстве?

— Это спорный вопрос, который зависит от подробного хронологического анализа (14C). Многие ученые-археологи сегодня не принимают библейское описание великой империи, простирающейся от Евфрата до Реки Египетской. Набор археологических находок, которые относят к X веку до н. э., очень скуден и не подтверждает понятие объединенного царства. Некоторые ученые пытались определить дворец в Иерусалиме и укрепленный город Хирбет Кайафа (Khirbet Qeiyafa), но их принадлежность к периоду царя Давида сомнительна.

«Многие до сих пор верят, и им очень тяжело принять мои взгляды»

— Что из себя представлял Иерусалим в то время? Неужели не было храма? (Иерусалим был большим поселением, в котором не было ни центрального храма, ни царского дворца). Ведь существование храма Соломона на Храмовой горе это важно и для иудейского вероучения. К тому же стоит вспомнить последний скандал со статусом горы (на днях Исполнительный совет ЮНЕСКО принял резолюцию, согласно которой Храмовая гора в Иерусалиме — исключительно мусульманская святыня, не имеющая отношения к евреям).

— Резолюция ЮНЕСКО — это чисто антиизраильская пропаганда и не имеет никакой основы. Храм существовал в Иерусалиме, на вершине Храмовой горы. Первый храм был полностью уничтожен вавилонянами в 586 г. до н. э. Второй храм был построен в 515 г. до н. э. и был потом заменен третьим храмом, построенным царем Иродом (l век до н. э.). Стена Плача — это часть огромных оставшихся стен, построенных Иродом, но это не часть самого храма. Храм не сохранился до сегодняшнего дня (так же, как и второй, и третий), так как они были полностью уничтожены римлянами. Природная скала горы видна изнутри Купола скалы (мусульманский памятник, построенный в 692 г. н. э.).

— А вы сами верующий человек? Менялась ли ваша вера с течением жизни?

— Нет, моя вера не менялась, я всегда верил, что это человек создал Бога, а не Бог человека.

— Как восприняло результаты ваших работ научное сообщество?

— Большинство разделяют мои взгляды с небольшими изменениями, в основном, в датировках некоторых археологических комплексов.

— Данные результаты опровергают все то, во что верили люди тысячелетиями. Как такое возможно, чтобы это было неправдой? Кто придумал и создал этот миф, для каких целей? И как получалось заставлять людей верить в это так долго?

— Люди тысячелетиями были религиозными. Начиная с эпохи Просвещения, с XVIII века, люди стали относиться ко всему критически и были готовы принять новое понимание Библии. Многие до сих пор верят и им очень тяжело принять мои взгляды.

— Какой вы видите будущую судьбу ваших открытий?

— Я отойду от преподавания и продолжу работу над публикациями своих раскопок. Несколько месяцев назад были напечатаны три тома о Тель-Беэр-Шева (библейский холм на юге Израиля, расположенный восточнее Беэр-Шевы — ред.), над которыми я работал много лет. Молодые поколения археологов развивают методы анализа, основанные на точных науках и науках о жизни, это определенно будущее исследования.

— Как известно, недавно в Иерусалиме археологи начали изучение святыни храма Гроба Господня. 26 октября с нее впервые за четыре с половиной века была снята мраморная плита, установленная в XVI веке, чтобы предохранить могилу от многочисленных паломников, пытавшихся отломить для себя часть реликвии. Какие данные удалось обнаружить?

— Могила Христа была вскрыта, чтобы получить фактические, реальные данные. До настоящего момента средневековые каменные плиты не вскрывались. Насколько я знаю, никаких новых данных обнаружить не удалось.

источник

СПРАВКА

Зеэв Херцог (родился в 1941 году ) — израильский археолог, профессор археологии на факультете археологии и древних культур Ближнего Востока в Тель-Авивском университете, с 2005 г. директор Археологического института Сони и Марко Надлеров. Специализируется в социальной археологии, древней архитектуре и полевой археологии.

Занимался исследованием вопроса о реконструкции Первого храма. Участвовал в раскопках древних поселений, существовавших на месте современных Тель Хацора, Мегиддо, Арада и Беэр-Шевы (Тель Беэр-Шева). Позднее руководил рядом раскопок.

Является одним из наиболее активных сторонников точки зрения, что «библейская археология больше не является руководящей парадигмой в археологии, и что археология стала независимой дисциплиной со своими собственными заключениями и наблюдениями, которые, фактически, представляют нам реальность древнего Израиля совершенно не так, как это описано в библейских рассказах».

В 1999 году статья Херцога в еженедельнике «Гаарец», анонсированная на его обложке, под названием «Деконструкция стен Иерихона», вызвала широкий общественный интерес и споры. В статье Херцог утверждал, что «израильтяне никогда не были в Египте, не странствовали по пустыне, не завоевывали страну в ходе военной кампании и не стали предком 12 колен израилевых. Вероятно, труднее будет смириться с тем фактом, что единая монархия Давида и Соломона, которую Библия описывает как влиятельную региональную силу, была всего лишь небольшим племенным царством. И неприятным шоком для многих окажется то, что Бог Израиля, Иегова, имел супругу женского пола и что ранняя израильская религия приняла монотеизм лишь на закате монархии, а вовсе не на горе Синай».

Херцог — соавтор статьи «Был ли обнаружен дворец царя Давида в Иерусалиме?» (Israel Finkelstein, Ze'ev Herzog, Lily Singer-Avitz and David Ussishkin. 2007), где подвергаются критике утверждения Эйлаты Мазар, что она обнаружила в дворец Давида Иерусалиме.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded