Category:

Нило-Столобенская пустынь – главная достопримечательность Осташкова

Вот, наконец и гладь пред нами,

Играя лёгкими волнами

На брег бросает пелену

И мы впадаем в тишину.

Прохладу ветра, запах травы,

Где вместо зелени дубравы,

Пустыня озера течёт

И нас чарующе влечёт.

На грань воды, земли и неба,

Где одиночества потреба,

С тебя и спросит, и простит,

И снова к жизни воскресит.

Здесь стойко жить, удел немногих,

Здесь край отшельников убогих,

Немного вместе, много врозь,

Кому –то свыше здесь далось.

Кого-то, кто-то здесь наставил,

Душе спасенье предоставил

И позабыв о суете,

Коснувшись Истинного света,

Молитве, предан до рассвета.

© 30.05.2014 Сергей Овчинников 

Зачем люди едут в Осташков? Чего ради так долго трясутся на автомобиле, а то и на автобусе? Нет там ни гор, ни моря, ни живописных песчаных барханов. Ну тогда, может быть там необыкновенный шопинг или рестораны с мишленовскими звездами? Нет и этого. Но есть удивительно сохранившаяся и непередаваемая атмосфера провинциального города XIX века, уникальные архитектурные памятники, сказочные берега Селигера и средоточие духа православия в Ниловой пустыни. Нило-Столобенская пустынь – главная достопримечательность Осташкова.

Про пустыни знают все – там жарко, почва — камень, щебень или песок, скудная растительность, мало воды… У такой местности нет ничего общего с благодатными селигерскими краями. Понятие пУстыни в православной традиции не имеет ничего общего с представлением пустЫни как природной зоны в науке географии. В православии пустынь – это место уединенного жительства одного или нескольких монахов.

О первой половине жизни преподобного Нила Столобенского почти ничего не известно: не сохранились сведения, когда и где он родился, какое имя носил он в миру, забыто, кем были его родители. Время его рождения можно обозначить только так: конец XV века. Первые более-менее достоверные сведения о нем относятся к 1515 году, когда в Крыпецком монастыре около Пскова он принял постриг. С той поры будущий святой стал носить имя Нил. Никто не знает, какие житейские бури и страдания оставил он за своею спиной, но надев монашескую рясу, стал жить отшельником, общаясь только с Господом Богом. Пролетело 13 лет одинокой подвижнической жизни. За это время люди прослышали о нем. Стали приходить: кто за советом, кто досуже полюбопытствовать, кто покаяться в грехах, были и такие, что шли в надежде чем-нибудь поживиться.

А однажды во сне иноку услышался глас свыше, что повелел отправиться Нилу жить на остров Столобный, или как его еще называют, Столбный. В седой древности на этом селигерском острове, что в окрестностях Осташкова, было языческое капище со столбом-идолом в центре. В 1528 году, когда на нем поселился удивительный монах-отшельник, остров был покрыт густым лесом и совсем безлюден.

По имени острова стали называть инока Нил Столобенский. И Господь наделил его способностью прозревать помыслы людей, их поступки, направлять заблудших на путь истинный. А еще он мог исцелять и спасать от неминуемой гибели путешествующих по суше и на воде. И опять к подвижнику стали стекаться люди. Пребывая в трудах и молитвах, во время краткого отдыха, преподобный никогда, даже на самую маленькую минуточку, не ложился и не садился. Когда ноги его совсем уже не держали, обессилевший праведник опирался на деревянные костыли, вбитые в стену. Спал — таким же образом. Прошло 27 лет его жизни на Столобном, необыкновенный монах состарился. А когда пришел его час, то уснувшего вечным сном святого нашли бессильно повисшим на подпорках.

Церковь говорит, что чудеса преподобного Нила Столобенского продолжились у его могилы. За пять прошедших столетий просьбы людей более оригинальными не стали. Их, как и при жизни праведника, волнуют проблемы здоровья, им не хватает душевного спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. Они приходят испросить благополучия своим семьям, заручиться поддержкой святого перед дальней и трудной дорогой. Сюда к мощам преподобного, приезжают верующие люди и молят его каждый о своем — ибо он наш предстатель перед Господом, и получают помощь.

На месте аскетической кельи преподобного в конце XVI века возник монастырь, названный Ниловой Пустынью. Это время – период становления, а затем и укрепления на Руси централизованного государства. В поддержке московских царей огромная роль принадлежит церкви. Поэтому новые монастыри создаются в местах далеко не случайных. Так и этот: по Селигеру проходит один из значимых торговых путей того времени, новая обитель Нилова Пустынь на острове Столобный занимает исключительно выгодное в экономическом отношении место. Это идет на благо церкви и опосредованно укрепляет позиции Москвы на северо-западе. 

Если в начале своего существования монастырь был деревянной крепостью с единственной скромной церквушкой, то к концу XIX века он стал целым островным городом. В нем все из камня — пять церквей и 25 прочих построек. Нилова Пустынь, наряду с исторической ценностью, теперь обретает значение культурного достояния. Ее великолепные здания — творения русского архитектора петербуржца Иосифа Шарлеманя, уроженца Лозанны Анжело Ботани и зодчих из Твери. Архитектура Тверской области связана с именами двух талантливых однофамильцев Львовых — Ивана Федоровича и Николая Александровича. В строительство монастыря внес свой вклад Иван Львов и другие тверичане — «архитекторские ученики» Егор Свинкин и братья Ананьины. Нило-Столобенская пустынь всегда почиталась как одна из величайших православных святынь России. До революции ежегодно стекалось сюда к чудотворным мощам преподобного Нила Столобенского десятки тысяч паломников.

Дарья Власова

Как во древнем граде Пскове,

Повествует людям быль,

Человек пришёл в Крыпецкий

Православный монастырь.

Кто он, что он, даже имя

Не упомнил там никто,

Только помнят - постриг вскоре

Принял и подался далеко...

Он теперь монах отшельник,

Дали имя ему Нил.

Может, он, живя во Пскове,

Ненароком нагрешил

И, видать, по зову сердца

Удалился в глухой лес,

Чтобы люди не мешали

Внимать голосу Небес...

Келью смастерил себе

И с невиданным усердием

Бил поклоны на заре.

День за днём проходят годы,

Все в молитвенных трудах,

Ест траву и дуба жёлуди,

Не испытывая страх.

То ль во сне, иль в краткой дрёме

Глас воззвал к нему с Небес:

"Встань, иди на остров Столбный,

Там спасёшься наконец."

Повинуясь, он поднялся,

Помолился не спеша,

И, покинув свою келью,

Двинулся на острова.

Среди них нашёл он Столбный,

От Осташкова семь вёрст,

И в горе пещеру вырыв,

В ней зимой чуть не замёрз.

А на острове дремучий

Рос сосновый лес тогда,

Келью выстроил, часовню,

Не жалея топора.

Двадцать семь годков там прожил

Посреди глубинных вод,

Как он жил?! Об этом знает

Только ветер, он и Бог.

Это было так давно,

Аж пол-тыщи лет назад

А, поди ж ты, люди помнят,

Как страдалец душу спас!

Он молился на коленях,

В стену два крюка забил,

Отдыхая от молитвы,

Опиралась плоть на них.

Преподобный старец Нил

Жизнь всю Богу посвятил

И в молитвенных трудах

Он спасение искал.

В той часовенке могилу

Вырыл сам себе монах,

Вытесал и гроб сосновый

Да и умер на крюках.

Перед смертью завещал он

Здесь построить монастырь

И молитвой о России

Завещание скрепил!

Ветер - верный друг монаха

Завещанье огласил -

Селигер себе дал клятву:

"Этот остров - монастырь!"

И парИт теперь обитель

Между Небом и Землёй,

Нила Пустынь яркой птицей

Вознеслася над водой!

Украшенье Селигера!

Свято место на Земле!

Нил сыскал благословенье -

Дух его в монастыре!

И плывёт над Селигером

Колокольный перезвон:

"Гей, Россия! Гей, родная!"

Слышится со всех сторон.

Богомолец утирая

Вдруг непрошенну слезу,

Молвит: "Нил благословляет,

Не во сне, а наяву!"

Наталья Науменко

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded