wowavostok

Categories:

КРАСНЫЙ ПАРУС ВАЛЕНТИНА КАТАЕВА

Книги, которые забыли, не всегда перестают быть актуальными. Некоторые из них злободневны настолько, что их можно ставить в топ-лист для чтения всем тем, кто ещё не понял происходящего вокруг.

В новом материале от Лёли Бочко и Миши Размаева речь идёт о повести великолепного советского писателя Валентина Петровича Катаева «Белеет парус одинокий». На фоне революционных событий 1905 года происходит формирование характеров – Гаврика и Пети, двух столпов одесского революционного мифа. Уличные бои, броненосец «Потемкин», одесское РСДРП(б): все это глазами детей, увлеченных жаждой приключений.

О книге В. Катаева «Белеет парус одинокий»

- Вот я смотрю вокруг, товарищи, и думаю

про нашу воду и землю. Солнышко светит.

В море до черта всякой рыбы. На полях

до черта пшеницы. <…>

Живи – не хочу. Кажется, на всех хватает.

Кажется, все люди свободно могут быть довольные и счастливые.

Так что вы думаете? Нет! <…>

Как же это так получается? Могу вам на это ответить:

очень просто.

Опыт, полученный в образах, с самого юного возраста воспитывает понимание добра и зла, справедливости и чести, самоотверженности и смелости. Иногда же этот опыт может ничего и не дать. Часто поколения можно определить по тем книгам, которые читались в детстве. Сегодня, например, бунтующую молодежь можно скорее причислить к поколению «Гарри Поттера» со всей его иррациональностью, а также величием волшебника просто по факту рождения, ведь слава о нем распространилась вследствие не сознательного подвига, а некоего стечения обстоятельств, не зависящего от главного героя книги. Была в дореволюционной России такая писательница, как Лидия Чарская. Основными чертами её детских книг являлись ярко выраженный инфантилизм героев с их «благонравным гимназическим воспитанием», падение без причины в обморок романтически настроенных барышень, любовь к казакам и офицерам, чинопочитание и набожность. Сегодня эти книги ежегодно переиздаются, активно популяризируются, но с обязательной пометкой, что за мещанско-сентиментальный характер повествования в советский период работы выпускницы Павловского женского института не публиковалась. Оно и понятно. Злобные большевики не понимали утонченного мира тепличных героинь Чарской.

В новой советской детской литературе дети обрели ту полноту включенности в реальный мир, которая наделила их возможностью видеть то, что не видят взрослые, понимать происходящее каким-то особым, глубоко природным чувством, которое порой вернее всякого фактического знания взрослых людей. С детьми «не заигрывают», их не боятся погрузить в несправедливый мир опасных приключений и борьбы, трудного морального выбора, тяжелой работы. Именно такая традиция детской и юношеской литературы, начатая Максимом Горьким и Владимиром Маяковским, стала неотъемлемой частью воспитания удивительных поколений советских людей. Стоит вспомнить книги, такие как «Три толстяка» Юрия Олеши, «Два капитана» Вениамина Каверина, «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого и множество других замечательных произведений.

Есть еще одна книга – повесть «Белеет парус одинокий». Её автор – Валентин Петрович Катаев, классик советской литературы, представлявший южно-русское ее направление, представителями которого являются Исаак Бабель, Илья Ильф и Евгений Петров (младший брат В.Катаева), Юрий Олеша, Константин Паустовский и другие. Южнорусская школа или юго-западная, по словам Виктора Шкловского, должна была «иметь очень большое влияние на следующий сюжетный период советской литературы». Повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» вышла в 1936 г. в журнале «Красная новь» и незамедлительно в том же году была напечатана отдельной книгой. Позже именно эта повесть станет первой частью эпопеи «Волны Черного моря», представляющей тетралогию с идеей преемственности революционных традиций.

«Белеет парус одинокий» Катаева имеет отчасти биографическую основу. Так в чертах семьи одного из главных героев узнаются сами братья Катаевы и их отец, преподаватель средних учебных заведений Одессы. Так что события, происходящие в книге, в первую очередь показаны глазами ребенка. Именно Катаев стал писать о важнейших для становления страны событиях, – от революции 1905 до Великой Отечественной войны, – глазами самых юных участников.   

Семья Катаевых – слева Валентин Катаев, справа его брат Евгений Петров

Сюжет повести «Белеет парус одинокий» разворачивается на фоне революционных событий в 1905 году в Одессе. Весной в городе целый месяц длиться «всеобщая стачка», впоследствии переросшая в настоящее вооруженное сопротивление; в мае формируется для оказания влияния на забастовочное движение «Соединенная комиссия», состоявшая из большевистского «Одесского комитета РСДРП» и меньшевистской «Одесской группы РСДРП»; происходит восстание на броненосце «Потемкин», который присоединяется к восставшему крейсеру «Очаков»; по всему югу России вспыхивают еврейские погромы, устроенные националистами; происходят уличные вооруженные столкновения пролетариата с казачьими частями, призванными в Одессу для подавления рабочего движения. И пусть эти события не привели к кардинальным переменам, однако заложили несокрушимую основу дальнейшего дела революции. Именно в этом историческом ландшафте мы знакомимся с двумя мальчиками, героями повести Катаева – Петей Бачей, сыном интеллигента, сочувствующего революционному движению, и «уличным мальчишкой», сиротой Гавриком Черноиваненко. Как мы увидим дальше, Петя и Гаврик не только друзья, но и авантюристы, и будущие революционеры в одном лице, они и предвестник того иного будущего, когда узами настоящего товарищества могут быть соединены босяк и интеллигент.

Судьба ли, случай ли вовлекают двух друзей в опасное приключение по спасению мятежного матроса Родиона Жукова с восставшего броненосца, а также содействие революционному подполью, –  но именно так увлекательное приключение двух мальчишек оборачивается настоящей революционной борьбой. В мир детских шалостей и уютного быта Одессы так естественно, но так жестоко врываются исторические события. А море, загадочно хранящее тайну, все время вторит всему, что происходит, будто оно само стало на сторону мятежного броненосца «Потемкин».  

Не знающий реальной нужды Петя конечно еще полон детских иллюзий, обусловленных в том числе положением его семьи, позволяющим юному сорванцу оставаться наивным ребенком. Но детское естественное любопытство Пети Бачей отнюдь не отгораживает его от происходящего, а скорее только толкает его к реальности. Интересны рассуждения героя в момент, когда этот «розовый» мир начинает рушиться:

«В  этот  вечер Пете  открылось много  такого, о чем он  раньше не подозревал. Раньше  существовали понятия, до такой   степени общеизвестные и непреложные, что о них никогда даже и не приходилось думать. Например - Россия. Было всегда совершенно ясно и непреложно, что Россия - самая лучшая, самая сильная и самая красивая  страна в мире. Иначе как можно было бы объяснить, что они живут в России?

Затем папа. Папа - самый умный,  самый добрый, самый мужественный  и образованный человек на свете.

Затем царь. О царе нечего и говорить. Царь - это  царь. Самый мудрый, самый могущественный, самый богатый. Иначе чем можно было бы объяснить,  что Россия принадлежит именно ему, а не какому-нибудь другому царю или королю, например французскому?

Ну и, конечно, бог,  о котором уже совсем  нечего говорить, - все понятно.

И вдруг что же оказалось? Оказалось,  что Россия - несчастная, что, кроме папы, есть еще какие-то самые лучшие люди, которые гниют на  каторгах, что царь - дурак и пьяница, да еще и битый бамбуковой палкой по голове.

Кроме того, министры - бездарные, генералы - бездарные, и,  оказывается, не

Россия побила Японию, в чем не было до сих пор ни малейших сомнений,  а как раз Япония - Россию.

И самое главное - что об этом говорили папа и тетя. Впрочем, кое о  чем уже догадывался и сам Петя.

В участке сидели приличные,  трезвые люди, даже такой замечательный старик, как дедушка Гаврика,  которого, кроме того, еще и били. Матрос прыгнул с парохода. Солдаты остановили дилижанс.  В порту стояли часовые. Горела эстакада. С броненосца стреляли по городу.

Нет, было  совершенно ясно,  что жизнь - вовсе  не такая веселая, приятная, беззаботная вещь, какой казалась еще совсем-совсем недавно».

Совсем обратным миру Пети нам открывается жизнь его товарища Гаврика. На берегу моря в плохонькой хибарке живет Гаврик со своим старым рыбаком дедом. Рыболовство – единственный способ для них заработать на хлеб. Эти двое будто сошли со страниц повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя. В отличие от беззаботности Пети, у Гаврика была совсем иная жизнь: «Несмотря на свои девять с половиной лет, Гаврик в иных случаях жизни действительно разбирался лучше, чем многие взрослые. Да и не мудрено. Мальчик с самых ранних лет жил среди рыбаков, а одесские рыбаки, в сущности, мало чем отличались от матросов, кочегаров, рабочих из доков, портовых грузчиков, той самой нищей и самой вольнолюбивой части городского населения».

Но тем не менее, Гаврик остается всё же ребенком, что только острее подчеркивает, с одной стороны – конфликт между мирами двух героев, а с другой – невозможность существования одного без другого. Многие забывают, что именно союз прогрессивной интеллигенции и пролетариата был залогом успеха большевиков в долгосрочной перспективе: социалистическую революцию поддержали такие деятели науки и культуры с громкими именами, как К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, К.Э. Циолковский, М. Горький, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.М. Эйзенштейн, Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский и многие другие, кто впоследствии формировали новые смыслы. Большевики в повести представлены широкими мазками катаевского слога: это и дядя Гаврика, и революционеры, участвовавшие в уличных боях и которым дети тайком носили патроны, и авантюрного вида моряк, член РСДРП(б), и беглый матрос с «Потемкина». Образ взбунтовавшегося броненосца – один из столпов одесского революционного мифа, увековеченного Сергеем Эйзенштейном.

Эти ребята встречают революцию с чистым сердцем и искренне становятся ее сторонниками, пусть они и не всегда точно понимают, что именно происходит на их глазах, что из себя вообще представляет революция, не знают «революционной теории». Однако мотивы людей, которые принимают активное участие в «движении», Пете и Гаврику понятны. Ощущение несправедливости у детей развито феноменально, а желание укрывать тех, кого преследуют и помогать тем, кого унижают – естественно. Дети не обременены жизненным опытом, а поэтому чаще обращают внимание на то, что для взрослых не представляет особого интереса. В них больше жизни, любви и проницательности, тем более в этот переломный для страны момент, который в будущем четко разграничит их жизнь на «до» и «после».  

Валентин Катаев как бы говорит всем нам – будьте открыты всему новому, пронесите это через всю жизнь, с таким же жаром, как вы любите эти бескрайние черноморские дали, обжигающий пятки песок, бесконечно высокие акации и пыльные улицы, залитые солнцем. Эту любовь к Одессе и её жителям. И конечно же глубокое понимание несправедливости того, что там происходило, да и будем честными – происходит и сейчас, как и везде на осколках некогда огромной страны. Одесса – это тоже город трех революций, как и Ленинград. Это город заново родивший русскую литературу, давший ей новое дыхание. Город, который потом по праву станет Героем. А Петя и Гаврик – типичные одесские мальчики, которые в будущем станут на защиту Социалистического Отечества.

Мальчишек, подобных Пете и Гаврику,  можно встретить и по сей день в любом городе мира. В Одессе же есть памятник Пете и Гаврику – союзу интеллигенции и трудового народа, страстным любителям приключений, которые готовы перевернуть мир, чтобы добиться справедливости. Тонкие детские фигуры детей, как на качели, балансируют на шаре, только в отличие от всем известной «Девочки на шаре» Пабло Пикассо, их там двое: они символизируют два стержня русской революции. Не будь одного – упадет другой.

Памятник Пете и Гаврику в Одессе

Но для того, чтобы пришло осознание этой взаимозависимости, этой тонкой диалектической грани, еще многое предстоит открыть, пережить, испытать миллионам девушек и юношей. «Белеет парус одинокий» – замечательная книга. Её хочется перечитывать снова и снова. А сегодня особенно. Мир, в котором капитализм жестоко убивает детство, делая из ребенка идеального потребителя, а не активного участника жизни, нуждается в таких книгах. Мир, в котором прекрасный город у Черного моря снова в осаде, в нем сжигают людей, преследуют несогласных, снова нуждается в таких героях. Мир, в котором миллионы людей голодают, пока сытые с жиру бесяться, нуждается в воспитании отнюдь не сентиментальных барышень. Мир, в котором эксплуатация приняла настолько изощренные формы, приходиться искать настолько же изощренные способы борьбы и сопротивления.

Давайте своим детям хорошие книги и читайте их сами.

Читайте «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева. Это надо читать! Это до сих пор про всех нас.

Авторы: Лёля Бочко Миша Размаев

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded