wowavostok

Category:

Дневник начинающего шпиона. Разоружение продолжается.

Оригинал взят у https://rlptrt.livejournal.com/259455.html

Я спросил у "ясеня", где...

К-561 "Казань" проекта 855 "Ясень" в цеху. Но о ней позже.

Насколько сквозит из открытых источников у нас серьезные проблемы с обычным вооружением. Армия вооружена (самым лучшим) АК, пистолет Ярыгина не зашел, ударные вертолеты К-52 и самолеты Су-30 выпускаются в смешных количествах. От Су-57, ПАК-ДА, Т-14 "Армата", п/л проекта 677 "Лада" и т.д. отказались. Океанский флот строить не можем. Три с большим трудом построенных фрегатика - это плевок строительству флота за почти 30 лет капитализма. Наследие СССР догнивает у стенки. Краса и гордость флагман ЧФ нуждается в капитальном ремонте и нет возможности его провести. Ну, видимо, раковой опухолью разъедены все направления обороны.
Что же остается? Чем Россия может ответить супостату в случае нападения? Да даже важнее чем Россия удержит супостата от нападения? А на крайняк от чего сдохнут те, кому Путин этого пожелал? Остается ядерная триада.

Ядерная триада состоит из трех голов змея Горыныча: баллистические ракеты, стратегическая авиация и атомные подводные лодки. Каждая имеет свои достоинства и недостатки. И вся прелесть состоит в том, что достоинства одних компенсируют недостатки других.

Ну, в РВСН и стратегической авиации я не специалист, но кое-что сказать можно.

На вооружении РВСН, собственно, три ракеты "Воевода", "Тополь-м" и "Ярс".
"Воевода" дежурит на шахтных позициях в количестве около 70 шт. Достоинства - разрабатывалась советскими инженерами и поэтому умеет летать. Недостатки - несмотря на модернизацию стремительно устаревает и уязвимость шахтной системы.
"Тополь-М" дежурит в количестве 40 шахтных установок и 20 мобильных. Достоинства - разрабатывалась советскими инженерами со всеми вытекающими плюс мобильные пусковые сложнее отследить. Недостатки те же плюс головная часть не разделяющаяся.
"Ярс" дежурит в количестве 90 подвижных и 20 шахтных ракет. Эта ракета уже проектировалась при капитализме и обладает меньшей надежностью. Существенно меньше процент удачных пусков. Обратите внимание, что с 2015 года учебных пусков не было вообще. За исключением одного в 2017 году для испытания новой БЧ.

В целом можно отметить, что в РВСН дела обстоят много лучше, чем в остальной армии.

На вооружении стратегической авиации стоят три типа дальних бомбёров: ТУ-95, ТУ-22 и ТУ-160.
Все они разрабатывались и выпускались инженерами Союза со всеми вытекающими.
ТУ-95 в количестве 200 шт выпускался с 1955 по 1992 й. Сейчас его производство прекращено.Имеющиеся машины дорабатывают ресурс.
ТУ-22 в количестве 500 шт выпускался с 1971 по 1997 й. Сейчас пытаются вновь наладить производство.
Ту-160 выпускается с 1984 до фактического прекращения производства в 1991 году. Но за 34 года сделано всего 35 машин. На вооружении стоят 16 бортов. С 2023 года планируется возобновление производства. Но или шах, или ишак не дотянут до этого...
Отдельный оптимизм внушает производство ракет для стратегов Х-101/Х-102(ЯБЧ). Несмотря на разработку жертвами ЕГЭ Х-101 (обычная БЧ) успешно применена в Сирии.

Так что и в этой области дела обстоят не атас как плохо. Однако и баллистические ракеты, и стратегические бомберы отслеживаются не так уж сложно. Существуют системы ПРО-ПВО. Эти недостатки призвана компенсировать третья сила триады - ядерные подводные ракетоносцы. Условно говоря никто не знает (кроме командования) в каком месте находится подводный крейсер и когда он нанесет удар.

А вот с подводным флотом у нас дела много хуже, чем с остальными силами триады. Много.
Здесь нужно поклониться генеральному конструктору ЦКБ «Рубин» Сергею Ковалеву за сохранение группировки ПЛАРБ проекта 667БДРМ и БДР, фактически и решающих сегодня задачи ядерного сдерживания.

На вооружении стратегического ядерного подводного флота стоят лодки проектов 667, 941 и 955.
Проект 667 "Дельфин"/"Кальмар" - рабочая лошадка подводных стратегов. С 2984 по 1990 годы построено 7 бортов, из которых 5 в строю и один проходит капремонт. Вооружены 16ю Р-29 "Синева"/"Лайнер", которые несмотря на разработку в 1999-2007 году получились весьма удачными, некоторые даже считают их лучшими. Но в связи с устареванием их носителей проекта 667 работы по их развитию прекращены и от модификации, заменяющей "Булаву" отказались.
Проект 941 "Акула". Это - акула из стали. Это - самая-самая подводная лодка. Двухкорпусной монстр нес 20 Р-39 "Вариант". С 1976 по 1989 построено 6 бортов. Сегодня 5 порезаны на иголки, а последний служит лабораторией для испытания нелетающих "булав".
Проект 955 "Борей"... С 1996 до сего времени построено 3 борта. Еще 5 строятся. Вооружаются "Бореи" 16 ракетами Р-30 "Булава".

Программа «Борей» – «Булава» - мегапроект новейшей истории. О ее целесообразность сломано много копий. По факту имеем, что через шесть лет после завершения госиспытаний головной лодки и через три года после передислокации первого серийного корабля на ТОФ ни одной стрельбы БРПЛ «Булава» с Тихого океана ни с «Александра Невского», ни с «Владимира Мономаха» выполнено не было. Головная ПЛАРБ «Юрий Долгорукий», по информации СМИ, боекомплекта не несет и, видимо, используется как плавучий стенд для отработки и доводки «Булавы».
Третья составляющая триады сдерживания сама держится из последних сил и перспективы радужными не выглядят.

Однако, есть и еще один класс лодок, которые теоретически могли бы оказать помощь подводным стратегам - атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Тот самый проект 855 "Ясень". Вооружение 8х5 ПУ "Калибр". На службе головной корабль "Северодвинск", Следующий корабль уже модернизированного проекта 855М "Казань" - спущен на воду и проходит заводские испытания. Но!! Хотя и ракетный залп "Ясеня" превосходит залп, скажем, "Вирджиния", его совершенно недостаточно для ядерного сдерживания. Сами ракеты слабенькие и малосерийные даже с учетом возможной замены "Калибров" на Х-102.

Для подлодок этого класса один из важнейших показателей - малошумность. Проект 885 «Ясень» – единственный современный многоцелевой атомоход, сохранивший гребной винт, все остальные перешли на водометы. Причина – требования значительного повышения малошумной скорости хода, вплоть до 20 узлов. Однако как показывают исследования, при одинаковом уровне шумности скорости «Северодвинска» и «Казани», очевидно, много меньше, чем у американских «Вирджиний» и «Сивульфов». При одинаковой скорости хода шумность "Ясеней" более чем на 10 дб выше, чем шумность многоцелевых ПЛА ВМС США.

Тем более что сейчас «партнеры» вовсю отрабатывают новые способы обнаружения подлодок. Офицеры-подводники из Североморска наложили траекторию полета американского разведывательного самолета «Орион» на карту расположения наших АПЛ в ходе учений. И все десять точек поворота его маршрута приходились аккурат на места расположения наших лодок. То есть он их даже не искал, а направлялся к конкретной точке. «Орион» выходил без каких-либо галсов точно на нашу ПЛ, сбрасывал буй и шел к следующей.

Масштаб угрозы от самолетов противника нами не осознается в том числе и потому, что отечественная противолодочная авиация катастрофически отстала от зарубежного уровня. Идеология даже новейших российских авиационных поисково-прицельных систем осталась в 70-х годах. «Новелла» («Ленинец»), как было официально заявлено, обеспечивает «увеличение эффективности Ил-38 в четыре раза». Проблема в том, что у Ил-38 возможности по малошумным подлодкам были близки к нулю.

Контр-адмирал Анатолий Луцкий еще в 2010 году заявил, что лодки проектов «Ясень» и «Борей» будут оснащены системами противоторпедной защиты, ТЗ на разработку которых составлялись еще в 80-х годах. При этом результаты исследований эффективности этих средств против современных торпед свидетельствуют об исключительно низкой вероятности уклоняющейся ПЛ избежать поражения. С тех пор сменилось два поколения торпедного оружия, и сегодня говорить о возможности эффективного применения для противоторпедной защиты дрейфующих средств типа «Вист» или крайне дорогого «Удара» заведомо не приходится. Натурных испытаний этих систем против торпед нового поколения не производилось и их производства никто не допустит, осознавая разгромные последствия.

Но проблемы строительства атомного подводного флота наносят удар не только по нему самому, но и по флоту вцелом. На строительство средств сомнительной эффективности отрываются огромные средства, ресурсы и промышленный потенциал, которого кот наплакал. Но средства отрываются и от других вооружений (морская авиация находится в длительной стагнации), и от науки. Упреждающие НИОКР не ведутся, а делать "по старому" - это сознательно обрекать себя на отставание.

Вот так по тихому проходит разоружение не только наиболее эффективной составляющей ядерной триады, но и всей остальной армии.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded