wowavostok

Categories:

"Продвинутые" немецкие танки оказались настоящей бедой для Германии

С «Тигром» против Т-34: все более и более сложной техникой нацистский режим пытался компенсировать количественное советское превосходство на полях сражений. Напрасно.

Конкуренция лучше, чем плановая экономика - по крайней мере, почти всегда. Исключением из этого правила является война. Потому что, если конкуренция между различными предложениями происходит не в мирных условиях, а на кровавых полях сражений, то простота и массовое производство гораздо предпочтительнее, чем любая техническая утонченность.

После нападения на СССР и провала плана «Барбаросса» немецкое верховное командование поняло, что стоящие на вооружение танки Т- III и Т- IV безнадежно уступают принятому Советским Союзом на вооружение перед самой войной танку Т-34.

К лету 1942 года немецкая военная промышленность проигрывала Вторую Мировую войну, по крайней мере, в отношении танкового вооружения.

Хотя два немецких консорциума в июне 1941 года уже работали над новым тяжелым танком, который должен был получить индекс Т-VI и название «Тигр», но основные разработчики, с одной стороны Хеншель, и фирма Фердинанда Порше, с другой стороны, выбрали ошибочные приоритеты: Главной целью для них стала разработка новых технических решений, позволяющих значительно превзойти T-34

Фактически, оба проекта, прототипы которых были изготовлены весной 1942 года, были очень продвинуты. На вооружение они получили мощное орудие, разработанное на основе зенитной пушки, более известной как «acht-acht». Их подвеска была намного более современной, чем подвеска T-34, основой которой послужили американские разработки 20-х годов.

Порше козырял своим гибридным приводом: два десятицилиндровых бензиновых двигателя с воздушным охлаждением, вращали два генератора, вырабатывающих электроэнергию для двух электродвигателей, крутящий момент которых передавался непосредственно через редукторы на ведущие звездочки.

Идея подкупала: С применением подобного привода отпадала необходимость в использовании тяжелых коробки передач и планетарного механизма. Работающие в оптимальном режиме генераторы позволяли электродвигателям добиться максимальной производительности и большого крутящего момента.

Однако идея не сработала на практике, по крайней мере, в 1942 году. Гитлер лично должен был принять решение по двум проектам в своей штаб-квартире «Волчье логово» 20 апреля 1942 года, где прототип Porsche потерпел неудачу.

90 шасси для производства танка «Тигр» Porsche, которые уже были заказаны ранее на свой страх и риск, впоследствии стали основой для создания тяжелой самоходной установки «Фердинанд».

Победивший в конкурсе танк «Тигр» фирмы Хеншель был технически успешным проектом, но, тем не менее, несвоевременным, а по форме корпуса - устаревшим.

Немецкие инженеры не сделали правильных выводов из опыта военной компании 1941 года: техническая простота была более важной в войне, чем сложные технические решение, а снарядостойкость наклонной брони значительно повышалась по сравнению с броней такой же толщины, установленной под прямыми углами

Кроме того, приказ Гитлера провести испытания нового танка, еще не доведенного «до ума», на Восточном фронте в районе Ленинграда закончились с прогнозируемым результатом: из первых четырех «тигров», прибывших в район боев, три танка были потеряны из-за того, что были брошены экипажами в связи с техническими неисправностями.

Почти одновременно с разработкой нового тяжелого танка в Германии началась работа над перспективным средним танком, получившего впоследствии обозначение Т-V. Новый танк должен был разрабатываться с учётом удачных технических решений, примененных на танке Т-34: рациональных углов наклона брони, надежного двигателя и трансмиссии, хорошей проходимости. Двум консорциумам: MAN-Werke и Daimler-Benz было поручено разработать два прототипа. Этот проект носил условное название: "Пантера"

Прототип фирмы Daimler внешне был похож на Т-34 и на нем была применена такая же компоновка.

РЕКЛАМА

Корпус другого танка, спроектированного фирмой MAN также как и советская "тридцатьчетверка" имел рациональные углы наклона брони, но имел классическую немецкую компоновку, с расположением в передней части трансмиссии, и двигателя в кормовой части.

И хотя танк фирмы Daimler понравился Гитлеру, и он уже отдал приказ о предоставление этой фирме заказа на производство 200 машин, Министерству вооружений удалось убедить Гитлера отдать предпочтение проекту фирмы MAN.

В июне 1942 года MAN и Daimler, а также Henschel и завод в Ганновере заключили контракт на совместное производство этой модели.

Проект танка, разработанного фирмой Man, оказался значительно сложнее проекта фирмы Daimler, и лишь в январе 1943 года был выпущен первый серийный танк под индексом Т-V. Эта машина, имевшая к тому моменту лучшие боевые характеристики среди всех средних танков воюющих стран, имела низкие показатели надежности.

Подтверждением тому стали события на Курской дуге в июле 1943 года, когда большое количество этих танков вышло из строя по техническим причинам. Часть проблем удалось устранить в ходе серийного выпуска этих машин, но были проблемы, которые не удалось решить вплоть до конца войны.

Хотя это танк по боевым характеристикам превосходил Т-34, до конца войны было выпущено всего чуть более 6000 этих машин, в то время как Советский Союз поставил фронту в десять раз больше "тридцатьчетверок", которые полностью соответствовали задачам, которые должны были выполнять танки в той войне.

Не только Советский Союз, но и США поняли те преимущества, которые дают массовый выпуск простой боевой техники по сравнению с техникой, имеющей лучшие боевые характеристики, но сложной и плохо приспособленной к массовому производству.

В 1940/41 в армию США поступили средние танки М-3 «Генерал Ли». Это была неудачная машина и это было временным решением. Уже шла разработка более совершенного танка М-4 " Шерман" с 75-мм орудием и вращающейся башней. Его выпуск начался в феврале 1942 года. Технически эта модель не могла идти в ногу с «Пантерами», а против ««acht-acht»» «Тигра» у нее не было шансов - но она могла производиться в больших количествах: всего было выпущено более 50 000 «шерманов».

Ни Гитлер, ни Министерство вооружений Германии не учли уроков 1941-1942 гг. Вместо того, чтобы начать производство технически более простых моделей, но в большем количестве, немцы ударились в гигантоманию, начав разработку супертанков типа "Маус", вес которые достигал 180 тонн.

Это стало ещё больше ошибкой, по сравнению с выпуском технологически сложных в производстве и эксплуатации танков Т-V и T-VI.

К примеру, советских тяжёлых танков ИС-2 (практически не уступающих «Тигру», но более простых в производстве), выпуск которых начался более чем на год позже, чем Т-VI, до конца войны было выпущено более 3300 единицы, то есть в два раза больше, чем "Тигров".

Советский танк Т-34 стал могильщиком немецкого танкостроения. Ведь создавая новые танки, немцы ориентировались, прежде всего, именно на Т-34, пытаясь создать машину, которая имела бы над ним подавляющее преимущество. "Продвинутые" немецкие танки оказались настоящей бедой для Германии. Их невозможно было выпустить в необходимых количествах. Сложные в производстве, ремонте и эксплуатации, эти машины не оправдали надежд и не смогли оказать значительного влияния на ход боевых действий.

Советское руководство оказалось гораздо дальновидней. Ещё в 1943 году Советский Союз мог начать производство новых средних танков Т-43, но опасаясь, что производство этих танков приведет к серийному снижению выпуска боевых машин, отказались от этой затеи. Модернизированные танки Т-34 вполне способны были справиться с задачами, которые возлагались на танки.

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded