wowavostok

Подземные катакомбы — как системы водоотведения

Давно слышала о системе подземных ходов в своём городе, но более подробно никогда этим не интересовалась.

Меня заинтересовали катакомбы( так как точного их предназначения не знают до сих пор), то к чему я пришла в итоге, в очередной раз доказывает, как мало мы знаем о нашей подлинной истории.

Катакомбы — запутанная сеть подземных сооружений искусственного происхождения. Эта сеть состоит из отдельных ходов или галерей.

На моё удивление , оказалось, что такие подземные ходы есть в каждом большом городе по всему миру. В своей статье я сосредоточу внимание именно на катакомбах на территории России и Украины. Ниже представлю вам несколько фотографий, глядя на которые, возникает впечатление, что все они строились по единому плану.

Ярославль. Россия

Ярославль. Россия

Санкт-Петербург. Россия

Санкт-Петербург. Россия

Харьков. Украина

Харьков. Украина

Москва. Россия

Москва. Россия

Киев. Украина

Киев. Украина

Первыми в истории обнаруженными катакомбами были Римские, найдены в 1578 году. Они представляют собой подземные переходы, которые иногда заканчиваются прямоугольными помещениями (кубикулами). В некоторых случаях такие системы располагаются ярусами, один под другим.

На территории России и Украины только в 19 веке с развитием городского хозяйства и активным градостроительством, их начали случайно находить и даже пытались изучать. Время от времени, во всех городах появлялись провалы там, где когда-то проходили подземные ходы. На остатки подземных галерей наталкивались при закладке фундаментов и прокладке подземных магистралей хозяйственного назначения.

О датировке постройки катакомб до сих пор спорят исследователи, однако к какому либо окончательному заключению не приходят. Чаще всего заявляют, что подземные ходы существуют столько, сколько существует город, а, вероятно, и дольше.
Версий об их предназначении много, но выделяют среди них две:
- Первая - Военное назначение(Во время нашествий в них могли прятаться от обстрелов женщины и дети, солдаты. Пользуясь подземными ходами, можно было тайно покидать город).

Однако, есть одно веское «но» — города укрепляли на скорую руку, материальные и людские ресурсы строителей были весьма ограниченными. Не лучше ли было сконцентрировать все силы и средства на наземных сооружениях? Кроме того, каков был шанс, что случайно обнаруженный вход в подземелья, в своих целях не используют враги?

- Вторая - Ходы строились в коммерческие целях( как хранилища и военные склады).
Эта версия не выдерживает критики. Слишком дорого, да и к чему копать несколько километровых галерей, когда можно обойтись куда более скромными по размеру подземными хранилищами. Далее, подобного строительства никто не позволил бы и оно не могло никак пройти незамеченным ни со стороны властей, ни укрыться от глаз горожан. Правда, в нескольких случаях мы встречаем рядом подземный ход и подвал. Но скорее всего, именно подвал строили по образцу уже существовавшего подземного хода и таким образом последний приспосабливался под хозяйственные нужды.
Хочу уделить внимание ещё одной версии, которую отрицают историки - это версия канализации. Отрицают эту версию , лишь на основании того, что эти ходы очень многочисленны и запутаны, как бы не смехотворно это звучало!

В пользу этой версии выдвигаю один весомый аргумент:

- Все катакомбы имеют одну закономерность - они имеют выход к берегам рек, абсолютно не разумное решение, с точки зрения строителей( во время повышения уровня воды, тоннели подвергались затоплению, странно было бы подумать, что строители(а именно - люди которые обладали познаниями в области геологии и минералогии упустили этот момент).

Попробуем всё таки разобрать на запчасти версию канализации.

Эта необходимая для нормального функционирования современного мегаполиса система была придумана людьми очень давно — более пяти тысяч лет назад. Самой древней канализационной системой считается таковая в индийском городе Мохенджо-Даро, который был основан на рубеже III-II тысячелетий до н.э. В нее входили магистральный канал, отстойники, стоки для дождевых вод.

Канализационные стоки подходили прямо к жилым домам, то есть получается, что каждый городской обитатель имел свою личную уборную, "подключенную" к общегородской системе утилизации отходов. Не совсем понятно, каким образом "вторичный продукт" выносился по канализации за пределы города, однако ученые считают, что роль "дворника" в этой системе выполняли подземные воды.

Как говорится: "Всё познаётся в сравнении".

Стоит заметить, что и на территориях России и Украины ходы вели не только к общественным постройкам, но и к жилым домам.

Знаменитая канализация Древнего Рима (Cloaca Maxima) также представляла собой сеть подземных каналов, идущих от дворцов и частных домов к водоотливному каналу, впадающему в реку! Так же в Риме сооружали, так называемые "Цистерны"-( ёмкости (как правило, подземные) для хранения пресной воды (в том числе, для сбора дождевой). Хранящуюся воду использовали для питьевых (пищевых) и хозяйственны целей, а также для ирригации).

Вот как они выглядят:

Цистерна Базилика(IV—VI века)

Цистерна Базилика(IV—VI века)

Цистерна Филоксена( IV—VI века)

Цистерна Филоксена( IV—VI века)

Цистерна Феодосия(428—443 годы)

Цистерна Феодосия(428—443 годы)

Надеюсь вы заметили из чего сделаны потолки цистерн?
Цистерны с чистой водой зачастую сооружались в конце акведуков. Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой.

А это часть подземного хода в Таганроге. Россия

Для перемещения чистой воды использовали тоннели, которые хотя и были устроены подобно катакомбам, строились из другого материала.

Санкт-Петербург. Россия

Санкт-Петербург. Россия

Львов. Украина

Львов. Украина

Ещё давно я задавалась вопросом - Почему в советское время в течении пары лет строили сразу целые линии метро, а сейчас за те же пару лет мы не можем построить по крайней мере хотя бы одну станцию? И тут я наткнулась на статью о "старинном" подземном водохранилище XIX века в Киеве(скобки поставила умышленно, так как судя по датировке Римских цистерн, называть хранилища воды 19 века "старинными"- просто смешно), а так же о цистернах в городе Дербенте, Республики Дагестан( датируемых X-XI вв.)(Кстати единственных официальных цистерн на территории России).

Вот как они выглядят:

Киев. Украина

Киев. Украина

Дербент, Республика Дагестан

Дербент, Республика Дагестан

Ничего не напоминает?

Москва, станция метро Комсомольская

Москва, станция метро Комсомольская

И в заключении один интересный факт о датировке этих построек.
В Житомире в южной части одной из галереи, на стене в глубине одной из ниш, обнаружена древняя надпись на старославянском языке.Сделана она на лесной породе.

К сожалению, Богунский подземный ход из-за повышенного к нему интереса со стороны непрофессионалов был поврежден, надпись уничтожена, а вход засыпан.

Более подробную информацию об использовании цистерн и акведуков читайте в продолжении статьи!

Автор: KatKatana, источник: tart-aria.info

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded