wowavostok

Categories:

Как тюрки-кыпчаки из грузинского города Ани стали «армянами»

В девятом номере за 2016 год российского журнала «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики», в серии «Гуманитарные науки» вышла статья известного российского исследователя, краеведа Эдуарда Вартанова из Ростова-на-Дону под названием «Переподчинение Эчмиадзину армяно-кыпчаков и их принудительная деэтнизация».

Эдуард Вартанов уже многие годы изучает наследие армяно-кыпчаков и процесс их деэтнизации – т. е. насильственного превращения в этнических армян. Исследования Эдуарда Вартанова посвященное армяно-кыпчакскому этносу с убедительностью доказывает то, что армяне Польши, Украины, Крыма и Дона являются не народом «хайского» происхождения, а типичными тюрками.

Прежде всего, нужно отметить, что исторически для этого субэтноса родным является не армянский «хайский» язык, а так называемый армяно-кыпчакский язык, который входит в кыпчакско-половецкую подгруппу тюркских языков.

Носители армяно-кыпчакского языка эрменилер «армяне» обозначали свой язык трояко: хыпчах или «кыпчакский язык», бизим тил «наш язык» (в частности, в противоположность армянскому) и татарча «по-татарски». Известен по письменным памятникам кыпчакоязычных армян, исповедовавших армяно-григорианское христианство, которые жили большими колониями в Каменце-Подольском, Львове, Луцке, Могилеве-Подольском, Сучаве, Серете, Замостье, Яссах, Аккермане и др. городах Украины, Польши, Румынии, Молдовы.

Эпиграфические памятники свидетельствуют также о том, что в XII—XIII веках на территории Южного Кавказа тоже жили кыпчаки, которые приняли монофизиство. Один из сохранившихся монастырей комплекса Арич в Артикском районе Ширакской области Республики Армения, построенный на рубеже XII—XIII веков, носит название Хпчахаванк «Кыпчакский монастырь».

В своем исследовании Эдуард Вартанов логически связывает кипчаков Ширакской области нынешней Республики Армения и окрестностей Ани с армяно-кыпчаками Украины, России и Польши, и отмечает, что переселение анийских кыпчаков монофизитского или «григорианского» вероисповедания на север произошло в XIII веке в период становления в степях Причемноморья, Дона, Поволжья и в Крыму могущественного государства Чингихидов – Золотой Орды. В дальнейшем же произошла насильственная деэтнизация и арменизация кыпчаков-монофизитского вероисповедания, связанная с подчинением их церковной организации Эчмиадзину.

Однако при этом вопросы у некоторых оппонентов Эдуарда Вартанова все же остаются. Причем не только в армянской среде.

Дело в том, что для многих исследователей, которые прекрасно знают отношение тюрок к армянам в позднем средневековье и 18-19 столетии не понятно как мог воинственный тюркский народ – кыпчаки перейти в вероисповедание этноса, который затем на протяжении веков отожествлялся с «торгашами», которые в тюркской среде в отличие от воинов изначально ставились невысоко.

Но люди, те которые рассуждают подобным образом, не понимают, что к этно-религиозным категориям 12-13 веков нельзя применять категории более позднего времени.

Тюрки-кыпчаки, в том числе и те которых переселил на Южный Кавказ грузинский царь Давид Агмашенебели (Давид Строитель), сыграли решающую роль в отвоевании грузинским царством у тюрок-огузов (турок-сельджуков) не только грузинской столицы Тбилиси, но и города Ани, который после «отвоевания» и поселения здесь кыпчаков, по сути, стал грузино-тюркским городом.

Была образована православная грузинская Анийская епархия, строились грузинские церкви – остатки которых до сих пор бережно охраняются турецким правительством (кстати сам факт нахождения Ани на турецкой территории делает невозможным для армянских фальсификаторов «переделать» грузинские церкви в Ани в «армянские»).

Поскольку горностепные пространства Ширака были для проживавших в преимущественно в других ландшафтах грузин непривычными, но переселение в Ани собственно грузин было незначительным. Здесь грузинским царем Давидом Агмашенебели была поселена часть кыпчаков, для которых степные пространства были «родной» средой обитания.

В то время кыпчаки еще не имели четкой религиозной идентичности. Наряду с традиционным тюркской религией (тенгрианством) к моменту переселения на Южный Кавказ значительная часть кыпчаков исповедовало христианство, при чем как православного, так монофизитского и несториоанского толка (распространенного в тюркском мире).

Переселившись на Южный Кавказ, кыпчаки столкнулись здесь как с мусульманским тюркским населением – потомками тюрков-огузов, так и с православными христианами грузинами и христианами-монофизитами албанцами в то время еще не подвергшимися арменизации.

Нужно учесть, что по ментальности древние и средневековые албанцы не так уже сильно отличались от тюрок. Они тоже были воинственным народом. Доказательством этому служит то, что жители тех албанских сел, в которых сохранился древний этнический компонент лишь арменизированный, сохранили свои характеристики и качества, совершенно не свойственные хайскому народу.

Так, например древнее албанское (или тюрко-албанское – судя по названию) арменизированное село Чардохлу в Шамкирском районе Азербайджана дало семь генералов и двух маршалов, включая знаменитого маршала Баграмяна, который вообще-то по крови, как и его земляки, является никаким не армянином, а армянизированным албанцем. Саму местность, где расположено село Чардохлу сами армяне относят к «области Утик», то есть земле удин – потомков древнего населения Кавказской Албании. Неассимилированные удины сохранились до наших дней и в Азербайджане.

РЕКЛАМА

Таким образом, тюрки-кыпчаки, в религиозном плане поселившись на Южный Кавказ, постепенно разделились. Часть из них «укрепилась в православии» или стали православными и смешалось с грузинами. Другая – большая часть впоследствии исламизировалась и их потомками в значительной мере являются азербайджанцы - борчалинцы. Исламизировалась в дальнейшем и часть «грузино-кыпчаков» и результатом их «ретюркизация» можно считать появление такого субэтноса как турки-месхетинцы.

Наконец часть кыпчаков, вероятно исповедовавших христианство монофизитского толка еще до переселения на Южный Кавказ, стали прихожанами имевшей сильные позиции на территории нынешней Республики Армении и Карабаха Автокефальной Албанской церкви. Той самой, которую впоследствии методично начали захватывать армяне.

Однако к моменту монгольских завоеваний кыпчаки, в том числе и монофизитского вероисповедания сохраняли свой быт, былую воинственность и память о жизни в поволжских и донских степях. Между тем в империи Чингизидов в первое время доминировало «покровительственное отношение» к христианам, к которым некоторые ханы относились зачастую лучше, чем к мусульманам.

При этом особенной толерантностью к христианам отличался Улус Джучи – Золотая орда. Это не случайно, поскольку в состав Золотой Орды вошли русские земли с христианским — правда, православным населением. Поэтому в переселении кыпчаков из района города Ани христианского монофизитского вероисповедания из Ширака на территорию Золотой орды, в Крым, донские и поволжские степи, память о которых жила в кыпчакской среде, нет ничего удивительного.

Нужно учесть, что тот же Эдуард Вартанов совершенно исторически и объективно пишет о том, что империя Чингизидов столкнулась с могущественным исламским государством основную боевую силу которого составляли кыпчаки-мусульмане – султанатом египетских мамлюков. При этом среди кыпчакского этноса во время монголо-мамлюкских войн произошел раскол. Кыпчаки-мусульмане ориентировались на египетских султанов, а кыпчаки-христиане, как, кстати, и грузины – на монгольских ханов. Этот факт также является известным историкам.

При этом исследование Эдуарда Вартанова камня на камне не оставляет от «официальной армянской версии» которая говорит о том, что переселение армян из Ани на Дон, в Крым и Поволжье, это последствие «разорения Ани турками-сельджуками» в 1064 г. Дескать покинув разоренный «дикими турками» Ани «несчастные», но «высококультурные» армяне где-то скитались почти два столетия, дождались пока возникнет на землях Поволжья и Причерноморья Золотая орда и в конце концов на ее территориях расселились.

Но из истории известно, что к 1024 г. Ани вошел в состав Грузинского царства и никто вообще-то не мешал «пострадавшим от турок-сельджуков» анийским армянам не скитаться дальше по миру еще полтора столетия, а обратно вернутся в этот город и забыть о разорение его сельджуками. Также, как, к примеру, вряд ли москвичи в годы позднего СССР помнили о разорении их города Наполеоном в 1812 г. если бы это не изучали в школах по истории.

Вообще-то армянская официальная версия о поселении в XIII веке «анийских армян» на землях Поволжья «помнящих» о разорении Ани в XI веке это такой же нонсенс, если бы сегодня в США приехали люди, требующие гражданства и политического убежища на основании того, что они «потомки москвичей из разоренной Наполеоном в 1812 г. Москвы»! Такой случай кажется вообще анекдотичным, но почему-то армянские историки не считают анекдотом аналогичную картину в отношении анийских армян.

Те армяне которые жили в Ани до 1064 г. и их потомки, судя по всему, и после того как он стал грузинским городом, массово так и не вернулись. В Ани наряду с православными грузинами и православными кыпчаками поселились албанцы-христиане (интересно, что в том же в 1024 г. Давид Агмашенебели с помощью кыпчаков заставил признать зависимость от Грузинского царства Ширван с многочисленным албанским населением) и кыпчаки монофизитского вероисповедания.

Кыпчаки-монофизиты, сохранявшие свой язык и кыпчакское самосознание, переселились из Ани и его окрестностей в XIII столетии в Улус Джучи или Золотую Орду, во время, когда тамошние ханы проявляли наибольшее покровительство христианству. Сам же Ани пришел в упадок и окончательно был покинут после разрушительного землетрясения 1319 года.

Конечно, история кыпчаков-монофизитов в XI—XIII веках нуждается в дополнительном изучении. Но изложенная Эдуардом Вартанвым видение истории армяно-кыпчакского субэтноса не содержит таких диких исторических противоречий и несуразностей, которые характерны для «официальной» армянской версии происхождения армяно-кыпчаков.

источник

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded