wowavostok

Category:

Когда церковь "Свет истины" променяла на капиталы!

Русская философия в XIV–XVI веках: «иосифляне» и «нестяжатели»

Мистическая традиция древнерусского православия восходит к религиозно-мистическим концепциям восточного православия.

Восточнославянский тип миросозерцания ищет пути к достижению гармонии и единения человека с Богом.

Одной из таких концепций был исихазм. В этом учении глубокая аскеза молчания считалась путем обретения Бога. Только через безмолвную молитву, очищение сердца и аскетизм можно достичь единения с Творцом через Спасителя. Это учение оказало сильное влияние на развитие русской богословской мысли, внеся в нее проникновенную глубину и экзальтацию.

Представителями исисхазма были заволжские старцы, духовным предводителем которых был выдающийся мыслитель и богослов Нил Сорский. Среди сторонников этого учения называют также Сергия Радонежского.

В период становления на Руси сильной централизованной власти церковь невольно оказалась втянута в этот процесс. Вопрос соотношения духовной и светской власти стал центральным в религиозно-философской и общественной мысли 15-16 веков.

В богословской мысли той эпохи обозначились два противоположных церковных течения, которые вошли в российскую историю как “нестяжатели” и “иосифляне”. Духовными вождями этих течений были

Нил Сорский (1433 – 1508) и Иосиф Волоцкий (1439 – 1515).

Противоборство этих старцев основывалось на совершено противоположном понимании веры и ее роли в государстве.

Нил Сорский был сторонником мистического, духовного понимания христианства, он был защитником свободы и не связывал христианскую веру с властью, осуждал преследования еретиков. Он стал предшественником вольнолюбивого, либерального течения русской философской мысли. В его трудах впервые в общественно-философской мысли России была развита идея духовно- нравственного самосовершенствования личности. Преподобный Нил дает подробную характеристику губительных для человека страстей: в их числе сребролюбие, тщеславие, гнев, уныние, чревоугодие, блуд, гордыня, печаль. Но главный грех, по его мнению, — это “стяжание”, то есть присвоение чужого имущества и плодов чужого труда.

Иосиф Волоцкий же считал, что личное нестяжание священнослужителей не мешает монастырю приобретать земли и имущество, а богатство церкви не противоречит христианским заповедям. Свои идеи он воплотил в Успенском монастыре, в котором система поминовений была поставлена на солидную коммерческую основу. Он был проповедником жесткого, властолюбивого государственного православия и выступал как враг всякого вольнодумия и сторонник казней еретиков.

По определению Н. А. Бердяева, Иосиф Волоцкий – роковая фигура в истории русского православия и государственности.

Последователями Нила Сорского и проповедниками нестяжательства были Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Св. Максим Грек (ок. 1555 г.), канонизированный Русской Православной Церковью в 1988 г., был христианином, сочетавшим глубокую религиозность, большую ученость и гражданскую позицию. Он призывал царя Ивана Грозного соответствовать нравственному идеалу христианина и подчиниться законам Божьим и человеческим. В своих трудах Максим Грек выступает как идеолог христианского гуманизма.

Наиболее значительными представителями публицистики этого периода были Ф.Карпов и И.Пересветов. Оба являлись сторонниками безраздельной самодержавной власти. Гарантом справедливости для них выступает безграничная царская власть. В сочинениях Пересветова впервые в русской общественно-философской мысли появляется понятие “правды”. Под ним он понимает:

- справедливое общественное устройство,

- искоренение зла, рабства и несправедливости.

Понятие “правды” впоследствии получит обстоятельную разработку и станет одной из ключевых категорий русской социально-философской мысли.

источник

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded