wowavostok

«Нежизнеспособный скот»

В свое время советские плакаты утверждали, что «человек человеку – друг, товарищ и брат». Потом это было выброшено вместе со скомпрометировавшей себя идеологией. Вместо провозглашавшейся солидарности воцарился грубый социал-дарвинизм – кто не вписался, пусть умирает. Но в итоге умирают не только слабые – умирает общество в целом.

В Сети разгорелся острый конфликт, связанный с тем, что журналистка издания «Подмосковье сегодня» Анна Пенкина назвала людей с инвалидностью «нежизнеспособным скотом». Ее пост в «Фейсбуке» вызвал резкие комментарии со стороны родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, и после некоторой перепалки, в которой она пыталась поначалу отстаивать свою позицию, журналистка удалила свой пост.

Незадолго до этого похожим высказыванием отметился депутат думы Екатеринбурга Николай Косарев, который выступил за сокращение помощи недоношенным младенцам и людям, пережившим инсульт. Правда, надо сказать, что его коллеги решительно осудили его слова.

Такие конфликты время от времени возникают – и они неизбежно ставят вопрос о том, каких ценностей мы как общество придерживаемся и почему.

И здесь между разными религиозными традициями – и даже светским гуманизмом – можно выделить широкую область согласия.

Ценность человеческой жизни не определяется ее производительностью. Жизнь ценна сама по себе, она обладает смыслом, она включена в общий план мироздания, она, безусловно, нужна в этом мире.

Каждый день – и каждый час – жизнь любого человека на земле имеет свою цель. Мы эту цель можем не понимать. Человек сам может ее не понимать – но она есть. Любая человеческая жизнь стоит того, чтобы быть прожитой. Любой человек достоин признания и уважения – просто по факту своей принадлежности к человеческому роду, не потому, что он чего-то достиг, или мы заинтересованы в нем как в партнере, работодателе, продавце или покупателе.

Это убеждение может существовать как на уровне продуманной религиозной веры, так и на уровне какого-то смутного, интуитивного благоговения перед тайной жизни.

Эта вера в таинственное единство человеческого рода не только не является неразумной – она помогает нам поступать разумно – и, в итоге, в наших лучших интересах.

Мы все заинтересованы в общественной солидарности, в осознании того, что мы – люди друг другу. Медленное, но верное смягчение нравов, рост обыкновенной вежливости и общей приветливости с 1990-х годов делает жизнь более комфортной для всех – включая самых здоровых и работоспособных членов общества. Мы все (кроме немногих психопатов) хотим жить в обществе, где люди относятся друг ко другу по-человечески.

В обществе, где ближний является по умолчанию врагом и конкурентом, от которого мы ждем в лучшем случае обмана, жить крайне неуютно. Более того, перспективы такого общества весьма мрачны, потому что доверие и солидарность – это не просто высокие идеалы, но и необходимые для развития социальные ресурсы.

В свое время советские плакаты утверждали, что «человек человеку – друг, товарищ и брат». Потом это было выброшено вместе со скомпрометировавшей себя идеологией. Вместо (хотя бы провозглашавшейся) солидарности воцарился грубый социал-дарвинизм – кто не вписался, пусть умирает. Но в итоге умирают не только слабые – умирает общество в целом.

В интернете разверзлись (и продолжают разверзаться) бездны «иронии» из-за слова «скрепы». А между тем, хотелось бы понять, что можно по существу возразить на сказанное президентом в 2012 году: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Но это очевидность – без этих скреп общество просто расползается, жить в нем становится крайне некомфортно и даже опасно, а его возможные достижения в экономике и других областях блокируются общей атмосферой эгоизма, аморальности и недоверия.

Конечно, атмосфера сильно изменилась к лучшему в последние пару десятилетий – и продолжает меняться. Но она меняется не в силу какого-то неизбежного природного процесса – а в силу тех решений, которые принимают множество отдельных личностей. Решений, за которыми стоит готовность видеть друг в друге людей.

И в этом процессе физически и экономически наиболее уязвимые члены общества играют очень важную роль. Человечность общества определяется его отношением к тем, кто в ней больше всего нуждается.

Люди, которые могут казаться наиболее бесполезными, приносят самую большую социальную пользу. Они поддерживают в обществе уровень солидарности и доверия. Когда о них заботятся, когда их человеческое достоинство признают, общество посылает сигнал всем своим членам – у нас не принято бросать друг друга. Мы заботимся о слабых. Мы уважающие себя люди, у которых есть моральные принципы.

Есть известная «теория разбитых окон», которая говорит о том, что попустительство общества по отношению к мелким правонарушениям, таким как выбрасывание мусора в неположенных местах, вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро и т. п., непосредственно провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьезных правонарушений.

В самом деле, вы ожидаете более высокий уровень преступности в более загаженном районе. Битые стекла и другие проявления вандализма передают послание – здесь не стоит надеяться на проявления солидарности и порядка, и здесь не стоит стесняться.

В психологической сфере послание «это общество без жалости и солидарности, и тебе не стоит вести себя порядочно» передается более всего через открытые оскорбления наиболее нуждающихся в солидарности людей. И это послание разрушительно для общества в целом. Нельзя уронить мораль в отношении самых слабых и не уронить ее в отношении всех остальных.

Можно исходить из библейской истины, что Бог присутствует в нашей жизни именно в лице тех людей, которые нуждаются в помощи, и наше подлинное отношение к Нему проявляется в том, как мы относимся к ним.

Можно руководствоваться чисто земным желанием жить в обществе, где люди не едят друг друга.

Но в любом случае жизненно важно признавать достоинство и ценность всех людей. И людей с особыми потребностями – в первую очередь.

Сергей Худиев

ИСТОЧНИК

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded