wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Семья плохому не научит? Владимир Сергеев

семейное образование как сознательная целенаправленная совместная работа детей и родителей

Количество родителей и детей, недовольных качеством знаний, предоставляемых школьными образовательными учреждениями, стремительно увеличивается. Пока государственные структуры, ответственные за образование, не предпринимают решительных шагов для улучшения ситуации, все больший интерес вызывает семейное образование в целом и образование через интернет в частности. И кажется, в данный момент они превосходят школьное по многим пунктам.

Считается, что институт школьного образования нацелен на подготовку детей к взрослой жизни. По давно сложившемуся мнению из школы непременно выходят обладающие широкими познаниями в естественнонаучной и гуманитарной области личности, способные принимать решения и делать выбор с учётом обстоятельств. Тем не менее, в действительности всё выглядит иначе. Система, апофеозом которой является сдача ЕГЭ, обернулась невыносимым испытанием и для детей, и для родителей. Образовательные учреждения ставят во главу угла способность учеников успешно справляться только с той деятельностью, которая необходима и достаточна для успешной сдачи экзаменов. В противовес этому родители продолжают быть заинтересованными в том, какой личностью будет их ребенок, насколько он будет способен о себе позаботиться в будущем. Одновременно успешный результат на экзаменах демонстрирует дети, получившие глубокую индивидуальную подготовку с помощью репетиторов, что опять же ставит заслуги школы под сомнение.

Школа зачастую провоцирует ребёнка относиться к своей работе формально, пренебрегать указаниями, игнорировать ошибки, не дорожить своими усилиями. Одной из наиболее существенных проблем при этом является снижение мотивации ребенка к получению знаний. Учителя, к сожалению, используют большое количество спорных педагогических приемов, которые в первую очередь нацелены на формирование дисциплины в ущерб желанию детей учиться: публичную эмоциональную критику, поощрение соревновательности и основанного на отметках восприятия одноклассников.

Детям же важны поддержка, понимание их возможностей, внимание по отношению к их внутреннему миру, личности, интересам. Если школа не может этого обеспечить, что тогда делать? Альтернатива есть – семейное образование. Оно, кстати, признается в России федеральным законом об образовании еще с 1992 года, но пристальное внимание стало привлекать только в последнее десятилетие, приобретая все большую популярность. Сравните, в 2008 году им было охвачено 11 тысяч детей, а сейчас – около 100 тысяч. Для тех, кто его выбрал, предлагаются самые разнообразные программы и пособия, проводятся семинары и организуются центры поддержки. В мае 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге даже прошла Международная конференция семейного образования, на которой заинтересованные родители могли услышать много полезной информации от экспертов и практиков.

Важно понимать, что семейное обучение имеет мало общего с надомным, когда учителя из школы приходят к ученику, имеющего какие-либо проблемы со здоровьем, и не заключается в том, что ребенок остается наедине с учебниками и учится сам. Его суть в тесном взаимодействии детей с родителями, в получении детьми именно того сопровождения, в котором они нуждаются и которое школа не даёт. Обучающиеся в семьях имеют больше шансов усвоить логику предметов, будь то структура языкознания, взаимосвязь понятий и терминов, законы геометрии и математических функций, причины и следствия в исторических процессах. В семье учёба сопровождается общением с близкими людьми, обменом мнений. В такой обстановке проще качественно и основательно привить ребенку понимание явлений, о которых рассказывают учебные материалы и которые затрагивают его личный опыт.

При правильно выстроенных приоритетах ребёнок на семейном обучении может эффективнее использовать свое время, учась в удобном для себя режиме. Например, быстро проходить те предметы, которые ему даются легко, и больше посвящать себя тем, которые вызывают сложности. Он также может интенсивнее заниматься и дома, и в отдельных кружках и секциях тем, что ему нравится или с чем он хотел бы в будущем связать свою жизнь: искусством, музыкой, спортом, другими профессиональными видами деятельности. Кстати, это ещё один аргумент против довода о якобы неоспоримой важности школы в формировании социальных связей.

Хотя в семейном образовании важно уделять больше внимания тому, что особенно близко и интересно ребенку, оно не должно быть похожим на кружок по интересам или некую форму досуга. Это должна быть сознательная целенаправленная совместная работа детей и родителей, в ходе которой важно выполнить работу добросовестно, преодолеть трудности и исправить ошибки. Родители, которые серьёзно подходят к обучению своих отпрысков, могут обратиться за помощью к самым разным источникам, пособиям, способам организации учебного процесса. Но им также необходимо осознавать, что переложить ответственность будет не на кого и вдобавок учиться придётся и самим.

Впрочем, для тех, кто не обладает достаточными компетенциями по ряду предметов, по тем или иным причинам не может всего себя посвящать ребенку или пока что в чём-либо сомневается, среди всех предлагаемых методов и способов существуют и такие, которые помогают совместить достоинства семейного и, как ни странно, школьного образования. Речь идёт об обучении с помощью интернета. В онлайн-пространстве сейчас достаточно ресурсов, которые помогают организовать обучение на дому и обеспечивают детей различными учебными материалами: конспектами, мультимедийными дополнениями, видеоуроками, тренажерами. Существуют даже целые онлайн-школы, вроде «Домашней школы», организованной одним из крупнейших в России образовательных онлайн-проектов InternetUrok.Ru по просьбе родителей, желающих своих детей обучать на дому. В таких ученик с помощью выше названных инструментов и онлайн-консультаций от профессиональных учителей может получать знания в любое удобное ему время и осваивать предметы в любом удобном для него режиме. Дистанционно можно даже сдавать все промежуточные аттестации, кроме ЕГЭ и ОГЭ. Практика показывает, что выпускники “Домашней школы” успешно справляются с последними и поступают в престижные вузы. Интересно, что родители тоже могут учиться с детьми: пройдя короткие онлайн-курсы, они могут освежить в памяти то, чему учились в школьные годы, и в дальнейшем быть с детьми на одной волне, отвечать на их вопросы со знанием дела.

ИСТОЧНИК
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments