wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Category:

Романтика ЗАВТРА (II. Бермудские шхуны. "КОДОР")

Это — интересно. Действительно интересно. Но не только интересно.

Это - прекрасно. «Два - в одном» - прелесть и знание. И за этим не прошлое — будущее.

Романтика. И не только романтика - нечто большее.

Экзотика. И не только экзотика.

Ещё и экологическая чистота. И зелёная энергетика.

Чайные клипера. Работорговые. Кофейные. Пшеничные. Военные. Круизные.

Клипера начинались с малого....

* * *

Продолжаем. Следующим этапом, предшествующим клипперам, были бермудские шхуны.

Уточним понятия. Шхуна - это судно с двумя (фок и грот), тремя и более числом мачт, на которых стоят косые паруса.

Шхуны имели небольшую осадку и малую ширину корпуса, что позволяло ходить даже на мелководье и по некоторым рекам.

Впервые шхуны появились в начале 17-го века в Нидерландах как дальнейшее развитие двухмачтовых судов с косыми парусами и использовались в основном в качестве рабочих суден у побережья и в устьях рек. После того, как голландский монарх Вильгельм Оранский сел на британский престол шхуны получили распространение в британском флоте.

Торговцы сразу заинтересовались шхунами, поскольку они имели хорошую скорость и могли плавать даже при встречном ветре и весьма просты в обращении. Первое упоминание о шхуне как о классе корабля было сделано в портовом журнале Бостона в 1716 году, а как о морском термине в 1769 году в "Морском словаре" Уильяма Фальконера.

Шхун множество разновидностей. Дело здесь не в разном количестве мачт, а в том, какие именно паруса на этих мачтах.

Если на шхуне основные паруса - бермудские , она так и называется - бермудская шхуна - т.е. шхуна, вооруженная косыми (без гафелей) бермудскими парусами.

К бермудским шхунам иногда (с некоторой долей условности) относят:

а) кэч (две мачты с косыми парусами, причем бизань - мачта находится перед штурвалом);




б) иол (две мачты с косыми парусами, меньшая - бизань - находится позади штурвала)

К сожалению, мне не встретились в Инете изображения или репродукции «исторических» бермудских шхун. Но наиболее полное в эмоциональном и визуальном смысле впечатление может дать образ широко известной россиянам шхуны «Кодор».








Свое название парусник получил в честь реки Кодори (или Кодор) в Абхазии.

Построили ее на вервях Финляндии, в финском городе Турку в 1947 г. (по другим данным — в 1951 г.). Поэтому «немецкой трофейной», как иногда пишут, быть никак не могла.






Строили ее финны как шхуну для сбора рыбы и снабжения рыбаков в море — в оплату части контрибуции, наложенной на Финляндию после Второй мировой войны. Любопытно, что в счет погашения репарационного долга в Финляндии по заказу Министерства морского флота СССР было построено и введенно в эксплуатацию в период с 1946 по 1953 г.

102 деревянных парусника — 72 шхуны и 30 баркетин всего на сумму $66,2 млн это 30% от всей суммы репараций СССР от Финляндии. Постройка такого количества деревянных парусных (хотя и снабженных двигателями) судов в середине XX в. выглядит странно, но факт остается фактом.

На фок-мачте "Кодора" был рей, и на рее ставился иногда прямой парус брифок. Но на характеристику типа судна брифок не влияет, потому что считается вспомогательным парусом. Он хорош при попутном ветре, когда косые паруса любят "покапризничать".

Шхуна не маленькая: 60 м длина, 9,5 м — ширина, водоизмещение — 500 т. Могла брать на борт от 44 до 50 человек плюс 15 членов экипажа. Идентичных судов было много, но ни у одного не было такой яркой и драматической судьбы, как у «Кодора».

Из-за отсутствия систематизированных материалов о самой серии можно перечислить только некоторые названия парусников, предназначенных для учебы, это — баркентины «Альфа», «Вега-П», «Горизонт», «Зенит», «Капелла», «Кропоткин». «Менделеев», «Меридиан», «Секстан», «Сириус», «Тропик», «Чайка» и бермудские шхуны «Восток», «Глобус», «Запад», «Кодор», «Север», «Штурман», «Юг», «Юнга», под учебные перестроенные уже в СССР. Последние иногда именовались «исландскими», потому что могли нести раздергивающийся прямой парус брифок, незаменимый при «убегании» от щторма полным ветром.

Кстати,"Кодор" упоминается и в книге Крапивина «Фрегат"Звенящий"».

В 1950 г. «Кодор» был переделан в прекрасное учебное судно с заменой парусной оснастки гафельной шхуны на бермудскую. Принадлежащая к Ленинградскому мореходному училищу, она ходила с курсантами по водам Атлантического океана и одиннадцати морей, в основном, Балтийского.

Вначале шхуной командовал в это время известный парусник и яхтсмен капитан А.А. Аристов.

Ленинградские учебные суда «Капелла» и «Кодор» в 1957—1960 гг. под командованием капитанов А. А. Аристова, А. А. Чечулина совершили интересные рейсы по маршруту «Антверпен — Архангельск — Берген — Висмар — Гдыня — Гент — Ґетеборг — Гибралтар — Копенгаген — Лидс — Мурманск — Неаполь — Одесса — Пирей — Росток — Саутгемптон — Тронхейм — Тромсе»

Одно время (после выхода в запас) начальником практики на «Кодоре» был контр-адмирал Николай Александрович Лунин — легендарный подводник, атаковавший «Тирпиц».

«Кодор» находился в эксплуатации около тридцати лет — фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчетом на двадцатилетний срок плавания! На его борту прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.

В 1983 г. шхуну «Кодор» преподнесли в дар бакинскому яхт-клубу.






Пару раз «Кодор» поучаствовал в «водно-спортивных праздниках» под парусами, а потом его отправили на военный судоремонтный завод.

«Кодор» был уже опытным «актером» — снялся в фильмах «Остров сокровищ» и «Арабелла, дочь пирата» (1982).










На протяжении долгих лет — c 1968 пo 1979 гoд — играл роль галиота «Секрет», которым управлял капитан Грей в гриновских «Алых парусах». Играл не в фильме, а в грандиозном празднике в Ленинграде, посвященном выпускникам школ — «Алые паруса».






В многосерийном фильме "Дети капитана Гранта" яхту "Дункан" играет именно шхуна "Кодор". Специально для фильма переоборудованная.











"Дункан" из «Кодора» удался - бермудская, яхтенная, оснастка "Кодора" вкупе с трубой, превратили его в очень натуральное визуальное подобие шотландской яхты. Для того чтобы превратить "Кодор" в "Дункан", изменили таблички с названиями на носу и корме, поставили макет пушки и фальшивую дымовую трубу. Плюс поставили скамью для пассажиров на шкафуте - многие "палубные диалоги" сняты именно вокруг нее.

После съемок «В поисках капитана Гранта» «Кодор» вернулся в Баку и покинул его в 1986 г. — для участия в съемках фильма «Капитан «Пилигрима»» по мотивам романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». «Кодор» играл, разумеется, «роль» китобойного судна «Пилигрим».




После съемок «Капитана «Пилигрима»» «Кодор» Баку больше никогда не покидал.

Судну была уготована страшная, нелепая и позорная для парусника — стать плавучим кабаком. От судьбы не уйдешь, «Кодор» стал рестораном. В середине 80-х были планы организовать на «Кодоре» рейс по Каспию с посещением островов Бакинского архипелага. Но что-то не срослось ...Закончилось все в августе 1999 г. «Кодор», продолжавший служить плав-рестораном, сгорел.






То ли это был на самом деле случайный пожар, то ли поджег… Но факт остается фактом — красавицы-шхуны не стало. И погубила ее не вода, а огонь…

* * *

Текст и материалы - из сети.


ИСТОЧНИК
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments