wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Потусторонний мир: когда ничего неизвестно, версий предостаточно

Картинки по запросу потусторонний мир

Существует ли потусторонний мир: что говорит религия

Потусторонний мир является обязательным элементом любой религиозной системы. По сути, потусторонний мир наряду с наличием некоей сверхъестественной надмирной силы и существованием души является одним из трёх столпов, на которых и базируется религиозное сознание. При этом любопытно, что представления о потустороннем мире в своих фундаментальных чертах является общим для практически всех традиционных религий.

Общие религиозные представления

В реконструированной специалистами истории представлений человечества о потустороннем мире, то есть о том мире, в котором обитают души ушедших из земной жизни людей, можно выделить три основных этапа. Первый этап представляет собой наиболее древний из доступных на данный момент пластов религиозного сознания человечества и связан с анимизмом – идущей из первобытности системой религиозных верований, согласно которому весь мир наделяется духами.

Остатки этой религиозной системы в настоящее время можно встретить в верованиях ряда африканских и южноамериканских племён. В этой системе потусторонний мир практически отсутствует, так как он фактически соединён с земным миром. По этим верованиям, души умерших остаются жить и действовать здесь, на земле, и они оказывают реальное влияние на жизнь живых. Именно из этой веры и произрастает культ предков, которых нужно почитать, задабривать, приносить им жертвы, чтобы они не вредили, а напротив, помогали живым. Души умерших могут обитать в бесплотном состоянии или вселяться в животных, растения или неодушевлённые предметы, но они остаются рядом.


Второй этап относится к более близкому к современности этапу человеческой истории и ознаменован разделением картины мира на три части – подземный мир, мир людей, то есть земной, и мир небесный, обитель богов.

В этой системе с потусторонним миром однозначно ассоциируется подземный мир, куда и отправляются души умерших. Принципиальным моментом в данном случае является то, что нет никакой этической взаимосвязи между поведением человека при жизни и судьбой его души после смерти – вне зависимости, добрым или злым был человек, его душа всё равно попадёт в одно и то же место и будет пребывать в одном и том же состоянии.

Третий этап, наступивший примерно четыре тысячи лет назад, произвёл переворот в осознании потустороннего мира – теперь местопребывание человеческой души на том свете находится в прямой зависимости от его соблюдения религиозных и этических правил в земной жизни. На этом этапе появляются понятия ада как места, где души злых и жестоких людей будут претерпевать мучения, и рая как благословенного пристанища добрых душ, где они получат достойную награду за праведную жизнь.

Как религия представляет рай

Неудивительно, что общие черты рая в различных религиях сходны – потому и представления о радости, вечном блаженстве и отсутствии горестей у человечества в обще и целом одни и те же. А рай и представляется собой как место вечного блаженства для душ, которые своей земной жизнью заслужили право находиться в этом месте, которое означает максимальную близость к Богу или иному источнику высшей силы, высшего разума, высшего источника справедливости. Хотя, разумеется, в различных религиях существуют свои особенности в представлении о рае.

Так, в христианстве рай понимается, прежде всего, как место единения человеческой души с Богом, где все земные страсти отпадают вместе сов семи связанными с ними негативными моментами, и душа может в полной мере почувствовать Божественную Любовь.

При этом христианское Священное Предание знает и более конкретное описания рая: так, Иоанн Богослов в своём «Откровении» описывает видение рая, согласно которому он представляет собой огромный город необыкновенной красоты, небесный Иерусалим, высота, ширина и длина которого составляет, при пересчёте на современные меры длины, по 2200 километров.

В исламе представления о рае ещё более предметны и приближены к «наивысшим стандартам» земных удовольствий, которые в потустороннем мире получат в награду праведные мусульмане. По сути, исламский рай - это великолепный сад, в котором растут неописуемой красоты деревья, дающие вкуснейшие и неиссякающие плоды. В этом саду праведники будут облачены в самые красивые и роскошные одежды, будут пить божественное вино, которое не будет пьянить, а у каждой души будет своя прекрасная вторая половина (для мужчины – супруга, для женщины - супруг).

В буддизме рай не является конечной целью существования души, он даже не является единым пространством. Для буддиста главная цель это нирвана, то есть достижение выхода из сансары, цепи рождений и смертей. Рай же здесь представляет четыре области, куда попадают духовные элементы тех людей, которые своими добрыми делами создали себе хорошую карму. Здесь они могут пребывать некоторое время и либо выбрать перерождение в новом теле, либо попытаться достичь нирваны.

В любом аду несладко…

Если представления о наивысшей радости в раю у человечества более или менее совпадают, то неудивительно, что и наибольшее из возможных наказаний людям разных цивилизаций и разных религий тоже рисуется примерно одинаково. Ад, то есть место, состояние и процесс нескончаемого наказания тех душ, которые не смогли вести себя правильно во время земной жизни, а то и сознательно нарушали установленные свыше правила поведения, в религиозном сознании имеет общие черты. Это всегда безрадостное место, лишённое солнечного, то есть божественного света, где души грешников наказываются духовными мучениями (неудовлетворяемыми вечными страстями), а при наличии телесной оболочки и физическими страданиями (наиболее популярен сюжёт об огне как основном средстве подобной пытки).

Вместе с тем есть и определённые, подчас довольно существенные, различия в представлениях об аде в разных религиозных системах.

В христианстве ад – это, прежде всего, место мучений души, когда она, развращённая по своей собственной воле грехами, осознаёт противоестественность своего положения, но уже ничего не может изменить. Однако до пришествия Христа ад был местом, куда отправлялись все души, даже праведников и ветхозаветных пророков – и лишь после сошествия Спасителя во ад он был разрушен и все праведники были выведены из него. При этом ад будет и местом физических мучений – но лишь после Страшного Суда, когда все люди воскреснут в телесных оболочках и в таком виде праведники пойдут в Царствие Небесное, а грешники в преисподнюю.

Похожая концепция ада, но с ещё большим акцентом на материальную составляющую, и в исламе. Но в настоящее время и ад, и рай для душ закрыты – они будут направлены туда лишь после Суда Аллаха. В буддизме ад также представляется местом, где духовная сущность проходит через мучения, причём через восемь кругов ада – но главная функция буддийского ада это не наказание, а очищение кармы через страдание. В китайском даосизме ад и вовсе место, которого не избежать ни одной душе: дело в том, что по даосским представлениям, после смерти человека душа распадается на высокие, духовные и низкие, материальные, грубые элементы. Духовные элементы отправляются в рай, а грубые – в ад.

Картинки по запросу Перевозчик в потусторонний мир


Перевозчик в потусторонний мир: особые транспортные услуги

Человеческое сознание обладает интересной особенностью: одни и те же вещи, явления, темы одновременно и пугают нас, и притягивают наше внимание. Тема смерти в этом плане, пожалуй, наиболее показательна. Не найдётся человека в трезвом уме и твёрдой памяти, который не боялся бы смерти – однако мифология смерти, загробного мира и посмертного существования души разработана человечеством до самых мельчайших деталей. Одной из наиболее будоражащих воображение фигу этой загробной мифология является фигура перевозчика в потусторонний мир.

В Греции есть всё…

Древнегреческая цивилизация дала человечеству многое – не зря же она, наряду с древнеримской, считается классической во многих сферах жизни, начиная от принципов государственного управления и заканчивая искусством и мифологическими типажами. Раз уж в Греции, как гласит поговорка, всё есть, то не могло там не оказаться и таких специфических транспортных услуг, как перевозка в потусторонний мир. Тем более, что в древнегреческой религиозно-философской картине мира необходимость в таком перевозчике была весьма насущной проблемой. Дело в том, что древнегреческое царство мёртвых, многими нашими современниками ошибочно называемое Аидом (по имени владыки царства мёртвых, бога Аида), было отделено от мира живых мистической рекой Стикс.

Эту реку нельзя было пересечь никаким иным способом, как только воспользовавшись услугами перевозчика по имени Харон. Классическая версия гласит, что Харон это бессмертный старец, управлявший лодкой – единственным плавстредством, которое держали священные воды Стикса. Харон переправлял лишь в одном направлении – с берега мира живых на берег царства мёртвых, обратного рейса не было. Также принципиально то обстоятельство, что на борт лодки Харона могли взойти лишь души тех людей, которые были похоронены согласно погребальному обычаю и которым близкие под язык положили один обол (мелкая серебряная или медная монета). Позднейшие трактовки гласили, что Харон мог быть зловещим существом, по описанию похожим на готический портрет смерти (скелет в капюшоне и плаще), а плату он взимал уже в размере двух оболов, каждую из монет клали на глаза умершего. Однако эти детали не меняли главных функций этого персонажа.

Перевозчик в мир иной – фигура универсальная

Если кто-то думает, что Харон это фигура исключительно из античной мифологии и языческой религии, то это заблуждение.

Перевозчик, осуществляющий доставку из земного мира в загробное царство душ умерших людей это один из наиболее древних мифологических архетипов.

Причём он присутствовал как в более древних, по отношению к античной Греции, цивилизациях, так и в последующих мифологиях, которые вряд ли могли испытать прямое влияние Эллады. Пожалуй, первой фигурой, которую можно считать исполняющей функцию посредника между миром мёртвых и царством живых, осуществляющего контроль за переходом границы между двумя этими сферами бытия, является шумерское божество Намтарру. В шумерской мифологии, сложившейся 5-6 тысяч лет назад, Намтарру был одним из богов, прислуживающих Эрешкигаль, богине царства мёртвых. Первоначально он просто командовал демонами, которые переносили души умерших. Однако в ряде мифов Намтарру уже превратился в перевозчика душ, иногда переводившего их на лодке, иногда проводившего по мосту.

Сразу два персонажа-перевозчика было в религии Древнего Египта, которая в гораздо большей степени была ориентирована на загробную жизнь, чем на земное существование. Считалось, что после смерти фараона он должен был отправиться в царство мёртвых на особой лодке, которой должен был править перевозчик, в функции которого было и испытать знание пассажиром необходимых магических формул. Чаще всего этот перевозчик не называется по имени, он обозначается как «смотрящий позади себя», и она выполняет те же функции не только по отношению к душе фараона, но и к душам других людей. Но встречаются упоминания, когда по отношению к фараону эту функцию на себя берёт сам бог Анубис, который является проводником в царстве мёртвых и в дальнейшем.

О том, что душе покинувшего земную жизнь человека необходим особый помощник, чтобы преодолеть грань между двумя мирами, прекрасно догадывались и позднейшие религиозные системы. В скандинавской мифологии этому моменту не уделяется большого внимания. Но в ряде легенд о деяниях богов есть указания на то, что существует особый перевозчик на лодке, который и осуществляет связь между двумя мирами. Иногда, исключительных случаях, его функции берёт на себя кто-то из богов, однажды на эту работу «подрядился» сам Один.


http://www.chuchotezvous.ru/human-evolution/74/page-2.html

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments