wowavostok (wowavostok) wrote,
wowavostok
wowavostok

Несчастного плавания... Как в ОСК пилят ещё не построенный ледокол «Арктика»

Как в ОСК пилят еще не построенный ледокол «Арктика»

Современным российским судостроителям, похоже, не под силу повторить успехи своих советских предшественников, и построить новое поколение тяжелых арктических ледоколов. Зато в некомпетентности, безответственности и коррупции они своих предков из СССР значительно перегнали.










К таким выводам можно прийти, познакомившись с делом «Арктики» - ледокола, который должен был быть спущен на воду еще в прошлом году. Однако проверка компетентных органов показала, что вряд ли «Арктика» поплывет даже в будущем, 2019. Кто виноват и что делать, как обычно, непонятно – фигуранты валят вину друг на друга, не забывая отщипывать от бюджета по мере сил.

Следственный комитет завершил расследование уголовного дела о хищении бюджетных средств, выделенных на строительство флагманского атомного ледокола типа ЛК-60Я «Арктика». В мошенничестве обвиняется гендиректор ООО «Балтийский завод гидравлического оборудования» (БЗГО) Александр Харитонов, чья компания, по версии следствия, не поставила насосы для изготовления паротурбинной установки (ПТУ) дочернему предприятию ОАО «Кировский завод» — АО «Завод "Киров-Энергомаш"».

«Были выявлены нарушения требований законодательства о государственном оборонном заказе, о закупках, о защите конкуренции, об акционерных обществах, о промышленной политике, негативно влияющие на строительство атомных ледоколов нового поколения»,— отметили в Генпрокуратуре, добавив, что по материалам проверки было возбуждено уголовное дело о хищении контрагентом «Киров-Энергомаша» бюджетных средств.

Речь идет о расследовании мошенничества, сопряженного с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере (ч. 7 ст. 159 УК), проведенном следственным отделом СКР по Кировскому району Санкт-Петербурга. Обвинение в этом преступлении предъявлено генеральному директору БЗГО Александру Харитонову, компания которого в апреле 2014 года заключила с КЭМ контракт на поставку питательных насосов для ПТУ атомного ледокола «Арктика».

Впрочем, одним господином Харитоновым дело может и не кончиться. Срыв строительства ледокола "Арктика" может привести к отставке главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова. Напомним, что главой ОСК тот является с середины 2014 года. За это время в отношении предприятий ОСК было возбуждено по меньшей мере 62 уголовных дела коррупционной направленности с общим объемом претензий в 20 млрд рублей!

Советником Рахманова работает Кирилл Лятс, известный тем, что в 2011-2013 году получил из бюджета Ульяновской области 300 млн рублей для своей компании "ЛокомоСкай"! Помогал Лятсу в получении средств тогдашний замминистра торговли РФ Алексей Рахманов. В 2015 году сблизился с Рахмановым и Лятсом глава Минпрома Денис Мантуров, который возглавил совет директоров Объединенной судостроительной корпорации.

Теплая компания единомышленников превратила Объединенную судостроительную корпорацию в совершенно немыслимый в наше время распилочный проект. Складывается даже впечатление, что «святые 90-е» каким-то образом задержались внутри этой поразительной «конторы». Вот лишь пара примеров.

Амурский судостроительный завод (АСЗ) заключил с ОСК контракт на строительство судов снабжения. АСЗ потратил на проект более 1,2 миллиардов рублей, но получил от заказчика только 3 миллиона рублей. После этого руководством ОСК была выбрана схема реструктуризации задолженности ОАО "АСЗ", при которой кредиторская задолженность завода, несмотря на выделенные государством 14,2 миллиардов рублей, не только не снизилась, но и возросла на 3,6 миллиардов рублей. Спрашивается – куда делись все эти миллиарды?

Или вот Росморречфлот настаивает на неустойке за срыв сроков сдачи ледокола ЛК-25 "Виктор Черномырдин". Корабль должен был быть готов еще в 2015 году, и Росморречфлот уже заплатил за него 7,94 млрд рублей. Третьими лицами в иске выступают входящее в ОСК ООО "Балтийский завод — Судостроение" (БЗС) и ФГУП "Росморпорт".

Как оказалось, проблемы возникли и из-за отказа немецкой верфи Nordic Yards от строительства надстройки для ЛК-25. Правда, верфь эта не совсем немецкая – до 2016 года она принадлежала Виталию Юсуфову, который избавился от нее, чтобы не платить неустойку. Год назад президент ОСК Рахманов пообещал, что ЛК-25 все-таки будет сдан в конце 2017 — начале 2018 года. Правда, за прошедшие годы проект подорожал на 1,5 млрд рублей. И какова теперь судьба денег, перечисленных Юсуфову? И кто будет платить неустойку Росморречфлоту? Ответа как не было, так и нет.

Сильное раздражение вызывают предприятия ОСК и у военных. Корпорация регулярно срывает исполнение гособронзаказа, составляющего, между прочим, основу портфеля ОСК. Но на все претензии военных Рахманов отвечает своими любимыми «словесными интервенциями». «Мы прикладываем максимум усилий, чтобы выполнить взятые на себя обязательства, и все рекомендации, озвученные на совещании, будут немедленно воплощены в жизнь, либо уже нами реализуются», - говорит он, по сути, не говоря ничего.

Кумовство, непрофессионализм и коррупция в ОСК при Рахманове, пожалуй, достигли своего пика. Ключевые посты в судостроительной отрасли сегодня занимают люди, от нее весьма далекие. Вот, например, ставленник главы ОСК Алексей Жидаков. Прежде он служил руководителем информагентства РИА «Новости». Затем, помотавшись по госконторам с малоговорящими названиями «Техноинторг» и «Технопромэкспорт», Жидаков стал внешним управляющим Тушинского машиностроительного завода. Там он отметился в скандале о невыплате заработной платы рабочим на сумму 21 млн рублей, благодаря чему попал на страницы прессы в качестве фигуранта дела, возбужденного Следственным комитетом РФ. И уже оттуда пришел руководить группой компаний, строящей сложные плавучие буровые для ОСК.

Есть и другие примеры. Например, выпускник МГИМО и бывший атташе российского посольства в Нигерии Игорь Савин занял пост вице-президента холдинга по корпоративному развитию и управлению активами. А вице-президент ОСК по гражданскому судостроению Евгений Загородный ранее занимался чем угодно — электроэнергетикой, газовой отраслью, солнечными батареями, — только не морским транспортом.

Особенно обращает на себя внимание так называемый «американский клуб», сформировавшийся вокруг Рахманова во время его учебы в США. Дело в том, что в 2003 году будущий замминистра промышленности и торговли и (впоследствии) глава ОСК получил степень мастера делового администрирования (MBA) в престижной бизнес-школе Чикаго. Вместе с ним учились уже упомянутые Савин, Кокарев, а также некоторые другие персонажи, чья судьба впоследствии оказалась так или иначе связана с ОСК. Некоторые СМИ предполагали даже, что Рахманова во время учебы могли завербовать западные спецслужбы — настолько системным выглядит развал судостроительной отрасли под его руководством.

Источники: Новые ведомости, Коммерсантъ, The Moscow Post




ИСТОЧНИК
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments